светлана чаманова
Отчет по самообразованию «Формирование у старших дошкольников осторожного отношения к потенциально опасным ситуациям»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование у старших дошкольников осторожного
и осмотрительного отношения к потенциально опасным
для человека ситуациям»
Цель:
• Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.
• Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей социальной среде.
Задачи:
Публикация «Отчет по самообразованию „Формирование у старших дошкольников осторожного отношения к потенциально опасным ситуациям“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
• Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу формирования у детей основ безопасного поведения
• Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;
• Систематизировать опыт работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям в форме методических рекомендаций для педагогов.
Проблема:
• Помочь ребенку понять, в каких ситуациях он явно подвергает себя опасности и как необходимо поступать, чтобы обеспечить себе безопасность в опасной среде.
Актуальность темы обусловлена следующим: в дошкольном возрасте проблематично воспитывать «обеспечение безопасности при стихийных бедствиях, экстремальных ситуациях в быту, на природе, транспорте» вследствие малого жизненного опыта. Дети дошкольного возраста оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно.
• Поэтому возникла необходимость сформировать у ребенка - дошкольника понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней, помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность. Значимой является проблема создания условий в дошкольном образовательном учреждении, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.
• Основная задача в работе ДОУ – охрана жизни и здоровья детей, ставит дошкольное учреждение перед необходимостью систематизации работы по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь.
• Формирование основ безопасного поведения у старших дошкольников в быту, социуме, природе – составная часть общей воспитательно – образовательной работы, при этом тесно связывая процесс с нравственным воспитанием – одной из главных задач всестороннего развития детей. Что позволяет составлять и решать задачи относительно системы «Опасность – причина – последствия».
• Дошкольникам необходимо представить следующее:
• - Опасность – от чего ждать беды, что грозит самому, окружающим, природе;
• - Причина – отчего случилась беда, что способствовало реализации опасности;
• - Последствия – какая беда, потеря здоровья и другие нежелательные явления могут произойти.
• При моделировании работы с детьми внутри каждой темы, я самостоятельно определяю содержание, форму и последовательность изложения материала, место данной работы в образовательном процессе с учетом условий дошкольного учреждения, возрастных особенностей детей, собственных возможностей и способностей. При этом использую следующие формы работы : непосредственно образовательную деятельность, совместную деятельность, экскурсии, беседы, исследовательскую деятельность, чтение художественной и познавательной литературы, оформление предметно-пространственной среды, информационно компьютерные технологии. Совместно с руководителем физического развития, музыкальным руководителем проводим: физкультурные развлечения, праздники, в ходе которых закрепляются знания детей по основам безопасности детей дошкольного возраста. При раскрытии каждой задачи придерживаюсь следующей последовательности:
• • Ознакомительная информация в виде бесед, рассматривания иллюстраций, таблиц, чтение познавательной и художественной литературы.
• • Углубленное изучение материала.
• • Обобщение знаний, умений, навыков.
Для реализации задач по формированию у старших дошкольников осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека ситуациям наиболее эффективными являются следующие формы работы с детьми :
- образовательные ситуации; «Один дома. В дверь стучат», «Электроприборы и электричество», «Чтоб не ссориться с огнем», «Спички детям не игрушка», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила обращения с животными», «Внешность может быть обманчива», «Опасности вокруг нас», «В гости к светофорику», «В стране дорожных знаков», «Землетрясение», «Осторожно – ядовитые растения»;
- беседы, основанные на опыте детей: «Злой и добрый огонь», «Безопасный город», «Мои помощники на дорогах», «Моя безопасность в моих руках», «Работа сотрудника ГИБДД», «Что будет, если…поджечь траву, развести костер в лесу?», «Игры во дворе и дома»;
- беседы по иллюстрациям, сюжетным картинкам из серии «Дорожная безопасность», «Пожарная безопасность», «Электроприборы»;
- развлечения, досуги: «Мы юные пожарные», «Путешествие в страну дорожных знаков»;
- игры (словесные, дидактические, подвижные, ролевые);
- экскурсии по ДОУ, в пожарную часть, на перекресток, библиотеку;
- наблюдения;
- эксперименты и опыты;
- игровые тренинги; «Дым в группе. Как поступить», «Вызов службы 01», «Если в доме что- то загорелось, что делать?», «Разговор с диспетчером пожарной части»;
- моделирование заданных ситуаций.
Подобран и изготовлен дидактический материал по ПДД
В группе создан уголок ПДД
В рамках тематической недели «Электроприборы. Пожарная безопасность» был оформлен уголок пожарной безопасности
Художественная литература является одновременно источником знаний и источником чувств, заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни.
Список художественной литературы:
О правилах дорожного движения:
Н. Носов «Автомобиль», «Дорожная сказка», «Подарок от зебры»
О. Камакин «Сказка про убежавшие велосипеды», «Путешествие друзей», «Сказка про грузовик», «Сказка о правилах дорожного движения»
С. Михалков «Дядя Степа – милиционер», «Скверная история»
А. Северный «Светофор»
О правилах пожарной безопасности :
Л. Толстой «Пожарные собаки»
Б. Житков «Пожар», «Дым», «Пожар в море»
Ю. Яковлев «О чем поет огонь»
Т. Фетисова «Куда спешат красные машины»
О. Герасимов «Сказка о споре Огня, Воды и Ветра», «Семь небесных коней»
Б. Ильин «Солнечный факел»
О правилах поведения на природе:
Е. Крутовская «Таежное сердце»
Л. Толстой «Два товарища»
К. Ушинский «Умей обождать»
С. Михалков «Лесной переполох»
В. Благинина «Огонек»
Выделила следующие направления работы по реализации данной задачи: правила поведения в экстремальных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, гололед, обучение навыкам оказания элементарной помощи при царапинах и ушибах; сообщение некоторых знаний по общению с незнакомыми людьми, знакомство с правилами дорожного движения. Одним из направлений является – формирование представлений о правилах обращения с огнем и электроприборами.
Работу с детьми я построила по основным направлениям, которые включают следующие разделы:
• Ребенок и пожарная безопасность
• Ребенок и дорожная безопасность
Ребенок и природа
Изготовлены дидактические игры по пожарной безопасности
С целью изучения образовательных потребностей родителей было проведено анкетирование для выявления заинтересованности родителей в вопросах обучения дошкольников правилам безопасного поведения в быту, на дороге, и других ситуациях «Ребенок и опасные ситуации», «Безопасность ребенка глазами родителей». По результатам анкетирования были предложены консультации.
Оформлены папки передвижки по ПДД и пожарной безопасности.
Совместно с родителями изготовлена книжка – самоделка «Не шути дружок с огнем, чтобы не жалеть потом».