Людмила Секачева
Отчет по самообразованию «Формирование культуры поведения старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование культуры поведения старших дошкольников
Я выбрала эту тему, потому что считаю, что она более актуальна на сегодняшний день. С малых лет ребенку необходимо привить нормы поведения. Культура поведения – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали. Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности, относиться к ним так, как он относиться к себе и чтобы другие так же относились к нему. Культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Если ребенок научится общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.
Публикация «Отчет по самообразованию „Формирование культуры поведения старших дошкольников“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Культура поведения для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Целью работы является формирование доброжелательных взаимоотношений среди детей группы и опыта использования положительных норм поведения.
Задачи:
- рассмотреть понятия "нормы поведения", "культура поведения"
- определить индивидуальные особенности развития детей старшего дошкольного возраста
-разработать план педагогической работы по формированию культуры поведения в подготовительной группе.
Работа по данной теме была мною разделена на V этапов.
На I этапе я ознакомилась с психолого - педагогической литературой :
- «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников» Буре Р. С., Година Г. Н., Шатова А. Д. под. ред. Виноградовой А. М.
-«Современный этикет и воспитание культуры поведения дошкольников» Курочкина И. Н.
- «Поведение - результат воспитания». Островская Л. Ф. Д/в №5 -1977.
-«Психология дошкольника» Мухина В. С.
На II этапе был составлен перспективный план.
В своей работе я использовала индивидуальные формы работы :
-обеспечение эмоционального комфорта ребенка – моральная поддержка, заслуженная похвала;
-тематические беседы: «Моя семья», «Познакомьтесь – это я», «Кого мы называем добрым». Это мне помогло понять душевный микроклимат ребенка, способствовало доверительному отношению воспитателя и ребенка;
-обсуждение нравственных ситуаций, пословиц и поговорок;
-трудовые поручения, которые позволяют ребенку сблизиться с воспитателем и сверстниками;
-игры и занятие по интересам.
IY этап: групповые формы работы с детьми.
Цель: объединение детей на основе общих интересов и положительных взаимоотношений, закрепления у детей представления о своей значимости для сверстников.
Были проведены занятия по нравственному воспитанию детей:
-«Добрые приветствия»
-«Этикет телефонного разговора»
-«Поведение в общественных местах»
-«Что мы понимаем под словом «ЭТИКЕТ»
-«Культура поведения за столом».
В течение года проводила беседы: «Все начинается со слова «ЗДРАВСТВУЙТЕ», «Правила поведения в транспорте», «Вежливость в разговоре», «Как мы ведем себя на улице».
Создавала ситуации взаимопомощи: «Друг заболел», «Мы дежурим»,
стараясь акцентировать внимание на успехах других детей с целью поднятия статуса каждого ребенка. Проводила совместный труд. Все это способствовало развитию коллективистской направленности у каждого ребенка в совместной деятельности и создания представлений о значимости каждого участника для достижения общей цели.
В течение года при взаимодействии с родителями по теме «Формирование культуры поведения» использовала разные формы :
-беседы «Как избежать ссор», «Чего боится ребенок», «Для чего нужна дружба»;
-индивидуальные и групповые консультации: «Учим ребенка общаться»,
«Почему дети разные?», «Формирование культуры трапезы», «Воспитание дружеских отношений в игре», «Счастье – это когда тебя понимают»;
-на родительском собрании зачитала доклад «Можно ли обойтись без наказаний?».
В результате проделанной работы в области формирования культуры деятельности у большинства детей сформировалось умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; сформировалась привычка доводить до конца начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам, игрушкам.
В области развития культуры общения большинство детей старается выполнять знакомые нормы и правила в общении с взрослыми и сверстниками, основанные на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту.
Вся проведенная работа с использованием методов и приемов по формированию культуры поведения повлияла на процесс нравственного становления старших дошкольников, способствовала формированию личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм, развитию индивидуальных качеств личности: скромности, отзывчивости, желания быть справедливым, сильным и смелым.