Елена Киселева
Отчет по самообразованию «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию музыкального руководителя за 2015-2016 учебный год.
Тема: «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников»
Период работы над темой: 2015-2016 учебный год
Срок окончания работы над темой: июнь 2016 г.
Публикация «Отчет по самообразованию „Художественно-эстетическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Форма отчета: отчет на методическом часе для педагогов детского сада.
Цель: Достижение положительной динамики в развитии детей через использование разнообразных форм, методов и приемов работы на музыкальных занятиях в ДОУ.
Задачи самообразования:
1. Изучить инновационные педагогические технологии, формы и методы по вопросу художественно-эстетического воспитания дошкольников.
2. Повысить компетентность воспитателей и родителей по этому вопросу.
3. Обобщить, совершенствовать свой профессиональный опыт.
4. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством музыкальных занятий.
4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду музыкального зала.
5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Этапы проработки материала:
1. Информационно-аналитический.
1) Изучение литературы по теме:
• Скоролупова О. А. «Введение ФГОС ДО дошкольного образования. Разработка образовательной программы ДОУ» Москва, 2014 год.
• Программа "Ладушки" (И. М. Каплунова, И. А. Новоскольцева) музыкального образования детей»- Программа соответствует ФГОС ДО и рекомендована Комитетом по образованию Санкт-Петербурга. Издание 2015 года
• Костина Э. П. Теория и практика креативной педагогической технологии содействия музыкальному образованию детей 5-6 лет-Н. Новгород, 2008год.
• Костина Э. П. Управление качеством музыкального образования дошкольников на основе комплексного педагогического мониторинга: монография. - Н. Новгород, 2012 год.
2) Курсы повышения квалификации
• 20.04.2016, РОО "Ассоциация учителей музыки РБ", МАДОУ Д/С №64 "Колокольчик". Городской семинар по теме: "Новые формы и подходы в организации музыкальной деятельности в ДОО", 4 час.
• 23.10.2015 АОУ ДПО БРИОП, Курс "Программно-целевое планирование в ДОО", 32 час
2. Теоретический
1) Разработка консультаций для педагогов по темам:
• «Аспекты музыкального воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС» -выполнено
• «Использование двигательной активности на музыкальных занятиях для оздоровления детей»-выполнено
2) Разработка консультаций для родителей по музыкальному развитию детей.-выполнено
3) Анкетирование родителей. Привлечение родителей к творческому процессу ДОУ-выполнено
4) Изучение интернет ресурсов. -выполнено
• http://vk.com/ladushki_book
• http://www.maam.ru/
• http://nsportal.ru/
• https://infourok.ru/
• Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/6261
• Ресурсы образования. Режим доступа: http://www.resobr.ru/
• Библиотека программы «Ладушки». Режим доступа: http://ladushki-book.ru/program
• Справочник музыкального руководителя. ЗАО «МЦФР» № 2-2014. г. №3-2015.
5) Разработать серию конспектов музыкально-познавательных занятий:
• «Путешествие в Японию. По следам матрешки»-выполнено
• «Прогулка в космосе» -выполнено
• «Путешествие в осенний лес»-выполнено
6) Разработать серию сценариев праздников и развлечений:(выполнено)
• День спасателя.
• День дошкольного работника
• Золотая осень. Осенний ринг
• День народного единства
• День матери
• Новогоднее театрализованное представление
• Праздник «Сагаалган»
• День Защитника Отечества. Спорт. состязание
• Подарки Зайчонка. Праздник для мам
• Широкая масленица
• Светлая Пасха
• Встреча с ветеранами ВОВ
• Выпускной «Волшебная страна»
• День защиты детей
• Праздник танца
3. Практический.
1) Использование различных форм работы с детьми(выполнено):
• Совместная групповая работа с детьми;
• Совместная индивидуальная работа с детьми.
2) Использование различных видов работы с детьми (выполнено):
• Слушание музыки
• Музыкально-ритмические движения
• Развитие чувства ритма
• Музицировали на музыкальных инструментах
• Пение, распевание
• Пляски, танцы
• Пальчиковая гимнастика
• Игры
• Праздники и развлечения
3) Использование различных методов и приёмов работы:
а) словесные методы - рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой;
б) наглядные методы - показ детям иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей, провокаций в среде и т. д. ;
в) игровые методы - позволяют заинтересовать дошкольников предстоящей деятельностью, облегчают определение замысла будущей работы, активизируют обыгрывание результатов и переход продуктивной деятельности в игру.
г) практические методы – музыкально-ритмические движения, ритмические упражнения, задания, пение, танцы, музыцирование, слушание и т. д.
е) Игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей.
ж) Использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности — составление рассказа по картине, придумывание истории, загадки, разыгрывание сюжета, подбор музыкального сопровождения, звуков к образу («озвучивание картины»).
з) Метод акцентирования на деталях– усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что всё изображенное на картине закрывается листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.
и) Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т. е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы.
к) Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, провокаций в среде.
л) Метод пояснения – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о чем-либо.
м) Метод сравнения – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.
н) Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в которых у детей было такое же настроение.
4) 1. Принципы, технологии используемые в работе (выполнено):
- Принцип интеграции
- Принцип развивающего обучения
- Принцип гумманизации
-Принцип сотрудничества и сотворчества
2. Применение элементов здоровьесбергающих технологий (выполнено)
5) Создать презентации, видео для занятий, развлечений, праздников(выполнено):
1) День спасателя.
2) День народного единства
3) Путешествие в Японию
4) Народные игры бурят
5) Широкая масленица
6) Прогулка в космосе
7) Светлая Пасха
8) Видео-поздравление на «День матери» подг. группа (выполнено)
6) Проведение развлечений и праздников (выполнено)
• День спасателя.
• День дошкольного работника
• Золотая осень. Осенний ринг
• День народного единства
• День матери
• Новогоднее театрализованное представление
• Праздник «Сагаалган»
• День Защитника Отечества. Спорт. состязание
• Подарки Зайчонка. Праздник для мам
• Широкая масленица
• Светлая Пасха
• Встреча с ветеранами ВОВ
• Выпускной «Волшебная страна»
• День защиты детей
• Праздник танца
7) Пополнить картотеку музыкально- дидактических игр.
• Картотека «Музыкальных игр»-выполнено
• Картотека "Бурятских народных игр"-выполнено
8) Пополнить музыкальную предметно-развивающую среду в соответствии с ФГОС ДО-(выполнено)-закуплены муз. инструменты, картины, игрушки, пособия,проектор, ноутбук.
4 Форма и место подведения итогов по самообразован
ию:[/i]
Музыкальный зал ДОУ- 31.05.2016
1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. Какие изменения в профессиональную деятельность музыкального руководителя детского сада внёс этот документ?
Первое, что следует отметить, познакомившись с ФГОС дошкольного образования – это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.
Основное содержание образовательной области "Музыка", к которой мы успели привыкнуть в логике Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказы Минобрнауки России: от 23.11.2009 № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"; от 20.07.2011 № 2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования" утратили силу, теперь представлено в образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" наряду с изобразительным и литературным искусством.
В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции. А по отношению к ребёнку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребёнка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи. Их отличают средства художественной выразительности, в этих задачах мы можем разойтись, но в целом назначение любого вида искусства – это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребёнок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя.
Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие" предполагает:
• развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
• становление эстетического отношения к окружающему миру;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
• стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
• реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
В других образовательных областях, обозначенных в Стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребёнка.
Так, например, касательно образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" речь идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
Образовательная область "Познавательное развитие" предполагает развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Ведущими задачами музыкального воспитания дошкольников является развитие творческих способностей с помощью различных видов музыкальной деятельности. С учетом возможностей каждого ребенка- и формирование начал музыкальной культуры.
Виды музыкальной деятельности детей:
«В младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - это непосредственное эмоциональное общение со взрослым, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры.
В раннем возрасте (1 год - 3 года) - это восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.
Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - это игровая деятельность, включая сюжетно- ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребёнка.
В соответствии со Стандартом музыкальное воспитание дошкольников в МБДОУ Детский сад №2 «Булжамуур» осуществляется на основе основной общеобразовательной программы и авторской технологии: программа «Ладушки» И. М Каплуновой, И. А. Новоскольцевой.
В основе парциальной программы «Ладушки» - воспитание и развитие гармонической и творческой личности ребенка средствами музыкального искусства и музыкально-художественной деятельности.
Отличием программы «Ладушки» является интегративный подход к организации музыкальных занятий с детьми. На музыкальных занятиях, вечерах досуга органично сочетаются музыка и движение, музыка и речь, музыка и изобразительная деятельность, музыка и игра.
Программа выстроена адекватно возрастным возможностям детей дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности. Строится на принципе партнерства, что дает возможность сделать учебный процесс интересным, творческим, радостным и эффективным.
Программа имеет содержательное методическое обеспечение, которое охватывает все сферы музыкальной деятельности ребенка и педагога. Это конспекты занятий в каждой возрастной группе, пособие и дидактический материал по развитию чувства ритма, упражнения пальчиковой гимнастики, комплексные занятия по различным темам, патриотическое воспитание, знакомство с фольклором, танцевальная и игровая деятельность, организация спортивных, новогодних, веселых и необычных праздников и досугов. В качестве методического обеспечения прилагаются компакт-диски с яркими, необычными аранжировками, которые украсят любое занятие и праздник и сделают их более интересными и запоминающимися.
Программа развития детей в нашем ДОУ предусматривает активное участие их родителей (законных представителей). Неотъемлемая часть работы- выявление с помощью анкетирования отношения родителей (законных представителей) к воспитанию вообще и к художественно-эстетическому воспитанию в частности, а так же их потребностей в получении помощи от специалистов в приемлемых для них формах.
Важным аспектом работы музыкального руководителя так же, является использование современных педагогических технологий для оздоровления детей. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, умственное развитие, мировоззрение, прочность знаний и умений, вера в свои силы.
Роль музыкального руководителя заключается в анализе возрастных особенностей и системном планировании двигательной активности детей, с внедрением в работу элементов здоровьесберегающих технологий. Что позволит сохранить и укрепить психическое и физическое здоровье детей.
Важными задачами оздоровления детей на музыкальных занятиях являются:
1. Создание положительного настроения у детей;
2. Организация рационального двигательного режима;
3. Предупреждение детского утомления;
4. Разумное чередование разнообразной двигательной деятельности и отдыха.
Овладевая общеразвивающими упражнениями и разнообразными танцевальными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки. У них развивается мышечное чувство, координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, а это очень важно для оздоровления детей.
Хочу отметить такие виды оздоровления, применяемые мной, как:
-логоритмика
-пальчиковая гимнастика
-дыхательная и артикуляционная гимнастика
-ритмопластика.
Полное слияние музыки и движения стимулирует работу всех систем организма. Метроритмическая организация музыкального произведения помогает правильной работе дыхательной и сердечной систем, вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка, положительно влияет на нервно-психическую деятельность, улучшает обмен веществ, кровообращение.
Пение песен различного характера в сочетании с физическими упражнениями врачи считают лучшей формой дыхательной гимнастики.
Выполняя различные движения с музыкальным сопровождением, ребенок стремится скоординировать характер движения и музыки, при этом приобретается выразительность движений, улучшается осанка, укрепляются мышцы опорно-двигательного аппарата и стопы, препятствующие образованию плоскостопия, движения приобретают ловкость и законченность.
Известно, что при сильном возбуждении дети особенно восприимчивы к музыке и ритму. Для снятия чрезмерной возбудимости, напряженности и нервозности у детей на занятии использую лирическую музыку, спокойные мелодические образы. Либо наоборот, яркую музыку, заражающую детей своим настроением.
Очень важно научить детей различать напряженное и ненапряженное состояние мышц, ощущать свою позу, держать равновесие. Обязательно чередую у детей нагрузку и отдых, напряженность и расслабленность мышц. Избегаю однообразия и монотонности двигательной деятельности.
Эти задачи решают следующие упражнения: «Легкие и тяжелые руки», «Большие и маленькие шаги», «Тише кукла», «Паровоз», «Ветерок и ветер», «Мишка косолапый», «Аисты», «Полоскать платочки», «Стирка». Игры- «Дети и медведь», «Море волнуется», «Замри» и т. д.
Упражнения для освоения перестроений, гимнастических движений, движений танца развивают ловкость, быстроту, и общую выносливость, что является важным условием оздоровления детей.
В оздоровительной работе с детьми важно помнить о правиле:
«не навреди». Нужно учитывать щадящий режим звуковой нагрузки, так как эмоциональные и звуковые перегрузки могут привести к отрицательным результатам и в физическом, и в психологическом состоянии детей. Положительный эмоциональный фон всей двигательной активности детей в музыкальной деятельности является важным фактором оздоровления дошкольников.
Для сохранения здоровья детей важно организовать необходимую педагогическую поддержку, причём в педагогическом сопровождении нуждаются дети разного уровня развития. Поддержать ребёнка - значит, верить в него!
На какие же принципы опираюсь я в своей работе?
1. Принцип интеграции
2. Принцип развивающего обучения
3. Принцип гумманизации
4. Принцип сотрудничества и сотворчества
1. Интеграция может носить вертикальный и горизонтальный характер. Например, сочетание музыки, живописи, поэзии, которые наблюдались выше, - это и есть принцип интеграции, помогающий увидеть целостную картину мира.
2. Работая с детьми, убедилась, что необходимо учить ребенка самостоятельно добывать знания, то есть мыслить не репродуктивно, а творчески.
Я согласна с Мишелем Монтенем, который писал: «Нам без отдыха жужжат в уши разнообразные знания, а я хотел бы, чтобы, сообразуясь с душевными склонностями ребенка, учитель предоставил возможность ему самому изведать вкус вещей и отыскивать дорогу к знаниям…». Значит, педагог должен так организовать деятельность ребенка, чтобы он сам додумался до решения ключевой проблемы и ощутил радость от самостоятельного поиска. Коммуникативно-диалоговый поиск – вот главная примета современного занятия с детьми, который включает в себя приемы побуждающего и подводящего диалога, прием «яркое пятно», «провокация в среде».
3. В основе третьего принципа - гуманизации - лежит истинная любовь к своим воспитанникам. Ведь педагог без любви, что певец без голоса, музыкант без слуха. У детских врачей есть правило: перед встречей с ребенком согрей руки. Думаю, что педагогу необходимо помнить не только о тепле рук, но и тепле своей души. Поэтому стараюсь относиться к своим воспитанникам, как к родным детям, и следовать самому высокому в нравственном плане общению: возлюби ближнего, как самого себя, ибо воспитать человека, которого не любишь, – труд мучительный и бесполезный.
Гуманистический принцип я понимаю так:
• Педагог, признавай приоритет личности перед коллективом! Не дели детей на «слабых» и «сильных», а помогай вырабатывать собственную траекторию образования и развития.
• Ребенок, ты полноправная личность! Уважай же и личность в других. Учись решать проблемы трех «само»: саморазвития, самообучения, самовоспитания.
• А я буду помогать тебе в этом!
Читая книгу Дейла Карнеги, я была по-настоящему потрясена историей жизни одного известного человека. Десятилетним мальчиком, работая на фабрике, он очень мечтал стать певцом, но первый учитель охладил его пыл: «Ты не можешь петь. Твой голос звучит, как ветер в оконных ставнях». Однако мудрая мать, простая крестьянка, ободрила его: «Я знаю, что ты можешь петь. Я уже чувствую твои успехи». Она ходила босиком, чтобы сэкономить деньги на оплату уроков. Вера матери изменила мальчика. Его звали Энрике Карузо… Верю всем сердцем, что сидят передо мною будущие Моцарт и Поганини, Анна Павлова и Суриков, и дарю эту веру своим воспитанникам.
4. Сотворчество - счастливое состояние духа. Мое занятие - мастерская творческих свершений педагога и ребенка. Убеждена, что в отношениях с детьми нужна душевность, искренность в союзе с сотрудничеством и сотворчеством.
Совместная работа приносит наслаждение, увлеченность, вызывает активность и способствует проявлению лучших человеческих качеств.
Все применяемые мной методы, формы и принципы работы помогают решать главную задачу музыкального воспитания дошкольников, в соответствии с ФГОС- развитие творческих способностей с помощью различных видов музыкальной деятельности, с учетом возможностей каждого ребенка и формирование начал музыкальной культуры.
По результатам мониторинга достигнута положительная динамика в развитии детей через использование разнообразных форм, методов и приемов работы на музыкальных занятиях в 2015-2016 уч. году.