Марина Александровна
Экологические сказки как средство развития бережного отношения к природе у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экологические сказки как средство развития бережного отношения к природе у старших дошкольников
Публикация «Экологические сказки как средство развития бережного отношения к природе у старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экологические сказки
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое развитие детей в настоящее время актуально, как никогда. В основном связано с ухудшением экологического состояния нашей страны и планеты в целом: все менее богатой и разнообразной становится растительность планеты, сокращаются некоторые виды животных, постоянно в атмосферу выбрасываются опасные химические вещества, загрязняются воды и т. д. В связи с этим необходимо обратить внимание человечества, в том числе и дошкольников, на охрану и защиту природы, так как именно это время развития человека является основным в познании окружающего мира.
Экологическое развитие является одним из направлений дошкольной педагогики, и отличается от стандартного ознакомления с природой. Многие ученые считают, что для интенсивного экологического образования всех людей, включая детей дошкольного возраста, нужно понимание проблем планеты в сфере экологии, необходимости их решения, особую важность природы в жизни на планете, а также поиск путей взаимодействия и поведения человека на планете.
Главную роль в развитии детей дошкольного возраста играет художественная литература, а именно сказка. На основе знаний, которые дети получают через данный вид жанра литературы, закладываются первоначальная форма правильного отношения к природе, появляется интерес к ее изучению, оберегать все живое, умение рассмотреть красоту во всех ее формах, выражать свое эстетическое отношение к ней, а так же позволяет сформировать уважение и ответственность за нее.
При использовании сказок как формирование экологической культуры дошкольников средствами данного жанра литературы можно выделить несколько направлений.
Как уже было указано, экологические сказки призваны развивать и воспитывать в детях культуру поведения, бережное отношение к природе, а также способствуют ее изучению и познанию. Особенно важно, при знакомстве с экологической сказкой дети могут узнать о проблемах природы из уст ее обитателей, именно в сказках экологической направленности животные и растения одушевляются, наделяются голосом природы, и помогают выразить свое состояние, отношения к ее изменения и своей привычной жизни.
Одним из условий использования сказки в экологическом развитии дошкольников будет понимание экологического содержания литературы. Изучение дошкольниками содержания экологических сказок требует дополнительной переработки информации. Так, например, ребенок, который понял содержание сказки и может интерпретировать общий смысл полученной информации, владеет представлениями о природе, о взаимосвязях между ее представителями; может определить состояние объекта природы по описанным внешним признакам; понимает о необходимости ее охраны и может предвидеть результаты разного отношения к природе. Поэтому для эффективности процесса формирования экологической культуры старших дошкольников важно, чтобы содержание сказки экологической направленности было доступным и понятным для восприятия.
Одним из важных факторов, способствующим пониманию детьми текста сказки, является обращение к его эмоциональному опыту общения ребенка с природой, ее объектами.
Организуя процесс работы с дошкольниками, необходимо придерживаться следующих основ:
- основным моментом является накопление чувственно-эмоциональных представлений о природе, о ее связях с условиями среды обитания и другими объектами природы, о потребностях и особенностях живых организмов. С прочтением новой сказки у ребенка должны пополняться его представления о природе, имеющиеся знания должны способствовать пониманию изучаемого произведения;
- изучение экологической сказки должно основываться на уже имеющемся опыте у детей взаимодействия с окружающей средой, то есть необходимо опираться на опыт дошкольников в процессе работы;
- со сказкой воспитатель должен создавать у детей представления о многообразии сказочных образов природы, обращать внимание на разнообразие представителей растительного и животного мира;
- более глубокому изучению сказки и пониманию ее текста способствует анализ разнообразных видов деятельности старшего дошкольника. Так, например, прочитав сказку, ребенку необходимо предложить изобразить с помощью рисунка или поделке. Дошкольник с удовольствием нарисует сказочных персонажей или изобразит с помощью пластилина;
- работа со сказочным произведением подразумевает включение в процесс совместного или индивидуального творчества. Творчество может выражаться как в музыкальной, физической, театрализованной деятельности. Ребенку будет интересно принять на себя образ живого цветка, который колышется на ветру, поворачивается к солнышку, и парящей в небе птицы, и даже попробовать изобразить журчание ручья. Подобная деятельность будет способствовать ребенку его развитию в сфере экологического образования, и прочувствовать живое состояние объектов природы и связи с окружающим миром.
Другим направлением работы со сказкой в экологическом развитии детей будет творческое видоизменение или сочинение сказки экологического содержания. Данная работа может протекать в следующих направлениях:
- дошкольникам можно предложить придумывать имена сказочных персонажей и новых героев;
- уже известной сказке можно придумать новую развязку;
- сочинить сказку на экологическую тему самостоятельно.
Подобная работа со сказкой способствует развитию воображения, мышления, помогает активному восприятию текста сказки, более полное понимание смысла произведения. В придуманных самостоятельно сказках дети проявляют свое осмысление и чувства справедливости, ответственности, защищают слабых, наказывают злых. На основе своего опыта ребенок ищет пути решения проблемы и помощи сказочным персонажам.
Участвуя в составлении сказки, ребенок испытывает чувства причастности к жизни обитателей природы, стремится передать свое доброжелательное отношение к ним. Оказывая поддержку персонажам своего произведения, он подсознательно переносит действия из сказки на реальную действительность, понимая необходимость в том, что растениям и животным нужна защита и охрана со стороны человека.
Из этого следуя, что прием сочинения сказки, ее изменение, позитивно влияет на формирование экологического сознания дошкольника, в частности, формирует экологически правильные отношения к окружающей природе.
Говоря об особенностях использования сказки в экологическом воспитании, нужно отметить разнообразные формы, приемы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста, способствующие эффективности достижения целей экологического развития.