МААМ-картинки

Экологические сказки как средство развития бережного отношения к природе у старших дошкольников

Марина Александровна
Экологические сказки как средство развития бережного отношения к природе у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Экологические сказки как средство развития бережного отношения к природе у старших дошкольников

Публикация «Экологические сказки как средство развития бережного отношения к природе у старших дошкольников» размещена в разделах

Экологическое развитие детей в настоящее время актуально, как никогда. В основном связано с ухудшением экологического состояния нашей страны и планеты в целом: все менее богатой и разнообразной становится растительность планеты, сокращаются некоторые виды животных, постоянно в атмосферу выбрасываются опасные химические вещества, загрязняются воды и т. д. В связи с этим необходимо обратить внимание человечества, в том числе и дошкольников, на охрану и защиту природы, так как именно это время развития человека является основным в познании окружающего мира.

Экологическое развитие является одним из направлений дошкольной педагогики, и отличается от стандартного ознакомления с природой. Многие ученые считают, что для интенсивного экологического образования всех людей, включая детей дошкольного возраста, нужно понимание проблем планеты в сфере экологии, необходимости их решения, особую важность природы в жизни на планете, а также поиск путей взаимодействия и поведения человека на планете.

Главную роль в развитии детей дошкольного возраста играет художественная литература, а именно сказка. На основе знаний, которые дети получают через данный вид жанра литературы, закладываются первоначальная форма правильного отношения к природе, появляется интерес к ее изучению, оберегать все живое, умение рассмотреть красоту во всех ее формах, выражать свое эстетическое отношение к ней, а так же позволяет сформировать уважение и ответственность за нее.

При использовании сказок как формирование экологической культуры дошкольников средствами данного жанра литературы можно выделить несколько направлений.

Как уже было указано, экологические сказки призваны развивать и воспитывать в детях культуру поведения, бережное отношение к природе, а также способствуют ее изучению и познанию. Особенно важно, при знакомстве с экологической сказкой дети могут узнать о проблемах природы из уст ее обитателей, именно в сказках экологической направленности животные и растения одушевляются, наделяются голосом природы, и помогают выразить свое состояние, отношения к ее изменения и своей привычной жизни.

Одним из условий использования сказки в экологическом развитии дошкольников будет понимание экологического содержания литературы. Изучение дошкольниками содержания экологических сказок требует дополнительной переработки информации. Так, например, ребенок, который понял содержание сказки и может интерпретировать общий смысл полученной информации, владеет представлениями о природе, о взаимосвязях между ее представителями; может определить состояние объекта природы по описанным внешним признакам; понимает о необходимости ее охраны и может предвидеть результаты разного отношения к природе. Поэтому для эффективности процесса формирования экологической культуры старших дошкольников важно, чтобы содержание сказки экологической направленности было доступным и понятным для восприятия.

Одним из важных факторов, способствующим пониманию детьми текста сказки, является обращение к его эмоциональному опыту общения ребенка с природой, ее объектами.

Организуя процесс работы с дошкольниками, необходимо придерживаться следующих основ:

- основным моментом является накопление чувственно-эмоциональных представлений о природе, о ее связях с условиями среды обитания и другими объектами природы, о потребностях и особенностях живых организмов. С прочтением новой сказки у ребенка должны пополняться его представления о природе, имеющиеся знания должны способствовать пониманию изучаемого произведения;

- изучение экологической сказки должно основываться на уже имеющемся опыте у детей взаимодействия с окружающей средой, то есть необходимо опираться на опыт дошкольников в процессе работы;

- со сказкой воспитатель должен создавать у детей представления о многообразии сказочных образов природы, обращать внимание на разнообразие представителей растительного и животного мира;

- более глубокому изучению сказки и пониманию ее текста способствует анализ разнообразных видов деятельности старшего дошкольника. Так, например, прочитав сказку, ребенку необходимо предложить изобразить с помощью рисунка или поделке. Дошкольник с удовольствием нарисует сказочных персонажей или изобразит с помощью пластилина;

- работа со сказочным произведением подразумевает включение в процесс совместного или индивидуального творчества. Творчество может выражаться как в музыкальной, физической, театрализованной деятельности. Ребенку будет интересно принять на себя образ живого цветка, который колышется на ветру, поворачивается к солнышку, и парящей в небе птицы, и даже попробовать изобразить журчание ручья. Подобная деятельность будет способствовать ребенку его развитию в сфере экологического образования, и прочувствовать живое состояние объектов природы и связи с окружающим миром.

Другим направлением работы со сказкой в экологическом развитии детей будет творческое видоизменение или сочинение сказки экологического содержания. Данная работа может протекать в следующих направлениях:

- дошкольникам можно предложить придумывать имена сказочных персонажей и новых героев;

- уже известной сказке можно придумать новую развязку;

- сочинить сказку на экологическую тему самостоятельно.

Подобная работа со сказкой способствует развитию воображения, мышления, помогает активному восприятию текста сказки, более полное понимание смысла произведения. В придуманных самостоятельно сказках дети проявляют свое осмысление и чувства справедливости, ответственности, защищают слабых, наказывают злых. На основе своего опыта ребенок ищет пути решения проблемы и помощи сказочным персонажам.

Участвуя в составлении сказки, ребенок испытывает чувства причастности к жизни обитателей природы, стремится передать свое доброжелательное отношение к ним. Оказывая поддержку персонажам своего произведения, он подсознательно переносит действия из сказки на реальную действительность, понимая необходимость в том, что растениям и животным нужна защита и охрана со стороны человека.

Из этого следуя, что прием сочинения сказки, ее изменение, позитивно влияет на формирование экологического сознания дошкольника, в частности, формирует экологически правильные отношения к окружающей природе.

Говоря об особенностях использования сказки в экологическом воспитании, нужно отметить разнообразные формы, приемы и методы работы с детьми старшего дошкольного возраста, способствующие эффективности достижения целей экологического развития.

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство развития изобразительных навыков у старших дошкольников «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

«Русские народные сказки как средство развития речи дошкольников» Сказка – это кладезь народной мудрости, традиций, языка. Сказка воспитывает детей интеллектуально и нравственно, развивает воображение.

Сказки как средство развития связной речи дошкольников Сказки как средство развития связной речи дошкольников К. Г-к. Мерзлякова Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение "Детский.

Систематизация знаний детей о связи человека с природой, воспитание бережного отношения к природе «В гости в сказочный природный дом Берендея». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное.

Доклад «Воспитание осознанно-бережного отношения к природе старших дошкольников» Доклад на тему «Воспитание осознанно-бережного отношения к природе старших дошкольников». «Дети способны бескорыстно и безмерно отдавать.

Формирование у детей бережного и осознанного отношения к природе посредством проектной деятельности. Проект «Зимующие птицы» Природа – это единственная книга, каждая страница, которой полна глубокого содержания И. В. Гете Большую роль в экологическом образовании.

Исследовательская работа «Картина как средство развития связной речи старших дошкольников» Исследование связной речи старших дошкольников «констатирующий эксперимент». Экспериментальное исследование проводилось в старшей возрастной.

Логико — математические игры важное средство дляумственного развития старших дошкольников Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эк-вивалентности, порядка, комбинаторики, формированию интереса к ним помогает.

Проектная деятельность как средство развития интереса к окружающему у старших дошкольников Практическая работа по проектной деятельности старших дошкольников В подготовительной к школе группе в разделе «Проектная деятельность».

Воспитание бережного и заботливого отношения к природе на экологической тропе детского сада детей младшей группы Долгосрочный проект в младшей группе Тема: «Воспитание бережного и заботливого отношения к природе на экологической тропе детского сада.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологические сказки как средство развития бережного отношения к природе у старших дошкольников
Опубликовано: 16 ноября 2016 в 20:43
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологические сказки как средство развития бережного отношения к природе у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Марина Александровна (УИ 264154) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД