Любовь Зворыгина
Доклад «Воспитание осознанно-бережного отношения к природе старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему «Воспитание осознанно-бережного отношения к природе старших дошкольников».
«Дети способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому, так велит детский демократизм. Только бы им не мешали, а наоборот, помогали сохранить доброту на всю жизнь…»
Ян Корчак.
Публикация «Доклад „Воспитание осознанно-бережного отношения к природе старших дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
По утверждению ученых, человечество идет к экологической катастрофе. За последние десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер.
Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека. Для этого всем, живущим на Земле, необходимо осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значительными видами. Мы должны понимать ограниченность природных ресурсов используемых территорией. Сегодня все больше стран, в том числе и наша, присоединяются к реализации концепции устойчивого развития.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры понимания необходимости реализации принципов развития. С принятием законов РФ «Об охране окружающей среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. В «Концепции устойчивого развития России» выделен раздел «Экологическое образование». В нем особенно подчеркивается формирование всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, а в первую очередь детей, т. к. именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Такой подход требует проанализировать содержание и методику экологического воспитания дошкольников.
Авторы целого ряда программ по экологическому образованию и воспитанию детей дошкольного возраста (С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, В. И. Ашиков и С. Н. Ашикова, Н. Н. Вересов, Р. Ю. Посылкина и др.) предлагают разные подходы к определению его сущности и содержания, каждая программа отличается своей спецификой и структурой.
В основу программы экологического образования «Мы» Кондратьевой И. Н. положена идея гуманизации, воспитания человека с развитой системой ценностных организации. Ядром ее содержания являются экологические представления о животных, растениях, людях как живых существах. Природа представлена, как ценность, а гуманное отношение к живому, как этический принцип поведения человека. В программе представлены 3 раздела: 1. «Живые…Как мы»; 2. «Как живые приспосабливаются к среде»; 3. «Мы нужны друг другу на земле». Освоение данных представлений обеспечивает понимание ребенком необходимости экологически правильного отношения к природе. В программе широко используется метод наглядного моделирования.
Идею культурно-экологического образования и воспитания детей дошкольного возраст разделяют авторы Алешков В. И. и Алешкова С. Г. В программе «Семицветик». Главная цель программы-обеспечить, начиная с дошкольного возраста, целостное и всестороннее развитие творческой культуры и нравственности широкого кругозора на основе комплексного использования разных видов искусств и организации детской деятельности. Основными задачами программы являются: формирование этических и нравственных основ личности; расширение сознания и кругозора; раскрытие и развитие восприятие красоты; развитие индивидуально-творческого потенциала ребенка. Девиз программы-«Воспитание через культуру и красоту!»
Р. Ю. Посылкина выделяет основную цель стратегии педагогической деятельности по использованию сказки экологического содержания.
П. Г. Саморукова, Л. И. Маневцева-авторы методики «Экологического образования и воспитания дошкольников» считают основной целью экологического образования и воспитания дошкольников формирование экологической культуры личности, определяя ее составляющие: знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (играх, быту, труде и т. д.)
Программа Н. Н. Вересова «Мы-земляне» исходит из философской концепции, в основе которой лежит идея: образование есть приобщение растущей личности к культуре. Эта программа гуманитарная, основной задачей которой является формирование основ экологического сознания у старших дошкольников, становление ценностного отношения к собственному дому-Земле, осознание того, что Земля-это наш общий Дом и то, каким он будет, да и будет ли вообще, зависит от нас.
В программе «Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич делает упор на продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы, которое позволяет развивать у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщения. Использование этой программы предполагает владения педагогом элементами ТРИЗ, организацией экспериментальной деятельности детей. Особое значение имеет овладение педагогом игрового проблемного обучения, которое заключается в использовании на НОД и совместной деятельности с детьми игровых проблемных ситуаций, которые приучают детей к самостоятельному поиску решений проблемы. Метод наглядного моделирования помогает развивать у детей важнейшие операции мышления.
Программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой может быть использована в любом дошкольном учреждении, где происходит переход от традиционного ознакомления с природой к решению вопросов экологического воспитания дошкольников. В программе намеренно не дается жесткой привязки задач и содержания экологического воспитания к тому или иному возрасту, что позволяет начать ее реализацию в любой возрастной группе д/с. Данные в программе рекомендации к распределению материала по возрастам позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объем и глубину решения поставленных задач. Во всех разделах программы приведена позиция «отношение», которая поможет понять педагогу, насколько дети приняли и усвоили новые задания. В программе представлено 7 разделов: 1. Это элементарные сведения о мировоззрении неживой природе Земли и ее назначении в жизни живых существ. 2-3. Посвящены раскрытию взаимосвязи растительной и живой природы со средой обитания. 4. Прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза-роста и развития отдельных видов растений и высших животных. 5. Раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. 6. Показывает разные формы взаимодействия человека с природой. 7. Даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам. Программа «Юный эколог» ориентирована на постоянное и систематическое взаимодействие детей с живой природой. Специфика и отличие программы заключается в том, что ребенок должен почувствовать и познать природу, уникальность живого на примере живой природы. «Юный эколог»-биоцентрического направления, ведущая идея которого состояла в том, чтобы придумать, что человек не «царь природы», а его часть. Поэтому он должен жить в согласии с ней и по тем же законам, что и сама природа.
На мой взгляд наиболее полно задачу экологического образования и воспитания в д/с решает программа С. Н. Николаевой «Юный эколог». И именно эта программа была взята за основу моей работы с детьми по экологическому воспитанию. Дети старшей группы уже больше знают о природе, имеют первоначальные навыки ухода за живыми существами. Сенсорный опыт и образные представления ребенка этого возраста шире и глубже. В старшей группе н протяжении всего года систематически используются литературные произведения В. Бианки. Сюжеты произведений В. Бианки доступны и привлекательны для детей этого возраста, достоверно отображают экологическую специфику природных явлений, с любовью относиться ко всему, что существует рядом.
Давала знания детям о том, как различать комнатные растения по внешнему виду, показывала и называла части растений. Наблюдения проводились на основе сравнения различных растений. В процессе труда знакомила детей с функциями их органов: корнями растение удерживается в земле, всасывает воду и питательные вещества, которые по стеблю идут к листьям, плодам, цветам. Листья нужны, чтобы поглащать свет, растение дышит через листья. На месте цветов появляются плоды, в которых созревают семена-это будущие новые растения. Именно через функции органов дети начали понимать зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды. Для формирования у детей разносторонних и систематизированных знаний о растениях и животных использовала циклические наблюдения. Каждый отдельный цикл-это ряд взаимосвязанных наблюдений за конкретным объектом уголка природы или участка. Каждое наблюдение имеет свою цель и определенное содержание.
Проводились опыты, но только после того, как у детей появилось достаточно знаний об исследуемом объекте, которые они получили в процессе наблюдений и труда. В процессе опытов дети были активными участниками. Во время обсуждения результатов опытов подводила детей к самостоятельным выводам и суждениям. Проводили опыты с песком, глиной, водой, воздухом, устанавливали причины перехода воды из одного состояния в другое (лед, снег, вода, пар, знакомила детей со свойствами глины, песка, чернозема; как состав почвы влияет на рост растений и что еще необходимо для нормального роста. Широко использовались опыты в процессе выращивания растений: проращивание овса, лука, в тепле, холоде, на свету, в темноте. Проведение опытов и получение результатов вызывает у детей чувство радости от самостоятельного маленького открытия, развивает логическое мышление, наблюдательность, речь, укрепляет познавательный интерес к природе.
Дети старшей группы накопили сенсорный опыт и образные представления. На данном этапе на НОД формируем у детей обобщенные представления о временах года, о домашних и диких животных, растениях, рыбах и т. д. Эту задачу мы решаем с помощью использования метода моделирования, т. к. именно этот метод помогает с помощью моделей «построить» в сознании ребенка обобщенное представление об объекте в целом или целом явлении природы. С помощью моделей ребенок усваивает знания об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях между ними (модели «Животные», «Рыбы», «Насекомые», «Птицы», «Потребности растений», «Почему засыпают растения», «Многоэтажный дом», «Признаки живого организма»).НОД с использованием моделей способствует воспитанию осознанно-правильного отношения к объектам природы и обеспечивают становления природоведческой деятельности самостоятельного творческого уровня.
Особая роль в экологическом воспитании детей принадлежит экскурсиям. Они дают возможность в естественной обстановке (в лесу, на лугу, около водоема) знакомить детей с природными объектами явлениями, сезонными изменениями, с трудом взрослых в природе. Во время экскурсии дошкольники познают мир во всем его многообразии и развитии, во взаимосвязях. Во время экскурсий обращала внимание на формирование у детей нравственных представлений о хороших и дурных поступках, о бережном отношении к природе.
В ходе анализа работы по экологическому образованию и воспитанию детей стало понятно, что главный принцип природоохранного поведения-непосредственный контакт с природой. Источником познания являются чувства. В учебно-воспитательском процессе считаю необходимым использовать словесные речевые задания.
Важна и необходима практическая деятельность детей (труд в огороде, цветнике, в уголке природы). Основным мотивом труда у детей выступает желание позаботиться. Важно, чтобы ребенок получал радость от труда. Особую значимость в экологическом воспитании имеет совместная трудовая деятельность детей и взрослых, направленная на улучшения природного окружения. В нашей группе созданы необходимые условия для труда, направленные на обеспечения условий для жизни растений и животных. В группе есть уголок природы, где растения подобраны в соответствии с требованиями:
-уголок помощи и ухода за растениями
-оборудование для проведения опытов
-оформление дидактических игр экологического содержания
-модели
-гербарии
-альбомы по временам года
-карты, глобусы
-альбомы с лекарственными и ядовитыми растениями
-муляжи овощей и фруктов
-уголок леса с фигурками животных
-карта флоры и фауны
-литература по экологии
-дневники наблюдений (за погодой, ростом растений)
Успех экологического воспитания зависит от того, насколько в экологической проблеме ориентируются родители, каков их уровень знаний о жизни природы, о взаимодействии человека с ней. Родители должны осознавать, что без ознакомления человека с природой невозможно обеспечить полноценное развитие ребенка. С этой целью рекомендую в условиях семьи проводить самостоятельные наблюдения, практическую деятельность, игры, труд, чтение художественной литературы. С целью повышения экологической культуры родителей я организовала родительские собрания, консультации. Проводились открытые занятия с участием родителей, выпускались папки-раскладушки экологического содержания. Сложилась традиция проведения экологических праздников. Большую воспитательную ценность имеют совместные субботники, проводимые в д/с. В условиях семьи важно продолжать воспитывать живой отклик на красоту природы, эмоциональную отзывчивость, удивление, радость познания.
Чтобы сохранить себя, человек должен сохранить природу, но чтобы суметь это сделать, он должен развивать и улучшать себя!