Анна Гаврилова
Отчет по самообразованию «Использование техник нетрадиционного рисования в пейзажной живописи»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБОУ Школа 1467 ДОУ 1869
Использование техник нетрадиционного рисования в пейзажной живописи.
Педагог дополнительного образования по ИЗО
Гаврилова Анна Владимировна
Москва 2016
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДНИЕ…. ….3.
1.1. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ВЫБРАННОЙ ТЕМОЙ…. …. 4.
Публикация «Отчет по самообразованию „Использование техник нетрадиционного рисования в пейзажной живописи“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Рисование. Все материалы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
2.1. ОПИСАНИЕ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИК НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ В ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ…. …. 6.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….…12. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…. …13.
ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ…. 14.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ…. 17.
ВВЕДЕНИЕ.
В дошкольном возрасте знания о законах композиции, пропорциях предметов, перспективе и цветоведении у детей не достаточно ярко выражены, а абстрактное мышление не развито. Дошкольники не владеют навыками грамотного ведения рисунка. Но преимущество данного возраста – это искреннее стремление творчески самовыражаться, а также любовь к рисованию. Хорошими помощниками в качестве дополнения на начальных этапах могут служить различные нетрадиционные техники. Благодаря яркому внешнему эффекту эти вспомогательныесредства очень нравятся детям. Поэтому, для выбора темы по самообразованию, я решила остановиться именно на нетрадиционных техниках в изобразительном искусстве.
Цель:
Формировать у детей художественно-творческие способности через дополнительное использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности и интерес кпейзажу как жанру визобразительном искусствепутем включения в изобразительную деятельность элементов нетрадиционных методоврисования : создавать предметно-развивающую среду по художественному творчеству.
2. Черезвнедрениенетрадиционныхприемов рисованияв изображениепейзажа, закреплять и обогащать у детей знания законов в построении данного жанра изобразительного искусства.
3. Развивать у детей пространственное воображение, мышление, мелкую моторику и художественно-эстетический вкус.
4. Побуждать у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, желание рисовать и фантазировать.
5. Воспитывать трудолюбие, аккуратность и желание добиваться успеха собственном трудом в изобразительной деятельности.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ВЫБРАННОЙ ТЕМОЙ.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ. Изучение методической литературы по проблеме вне Посещение мастер – класса по теме: «Изображение космоса в технике нетрадиционной живописи».
ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ. Определение целей и задач темы. Разработка методов направленных на решение проблемы.
ПРАКТИЧЕСКО-ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ. Внедрение техник нетрадиционного рисования в пейзажной живописи и графике на занятиях с дошкольниками. Участие в конкурсах детских работ по данной теме.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: дети с интересом самостоятельно включаются в изобразительный процесс, умеют использовать дополнительные приемы нетрадиционных техник в пейзажной живописи и графике.
МЕТОДЫ:
Информационно-рецептивный: предложить детям наглядный материал по заданной теме, далее демонстрировать наглядно последовательность выполнения действий на плоскости листа, обязательно ставить акценты в ключевых моментах решения проблемы.
Репродуктивный: в начале года чаще предлагаю именно этот вариант как надстройку на пути к следующему этапу деятельности, но и здесь же используется и вариант с эскизом, т. к. ребенок работает нетрадиционными методами в рамках изображения пейзажа (и эффект случайности не является первостепенным). На индивидуальных занятиях вместе с дошкольниками появляется возможность внедрить данный вариант, который граничит с исследовательским методом.
Исследовательский: на пути к развитию творчества, предлагаювыполнить ребенку либо часть работы, или всю работусамостоятельно.
Эвристический: дать возможность детям самостоятельно предложить варианты, и методы изображения в данной технике. Например: демонстрирую детям рисунок в технике фотокопии – задача ребенка предположить, как добиться проявления «выступающего» эффекта, или в технике письма по-сырому предлагаю ребенку разобраться, какими средствами выполнена работа. Также и с методом тычка. Подобный поиск поможет малышу не только использовать в изобразительном искусстве известные ему варианты, но и икать новые средства для выражения своих идей.
ОПИСАНИЕ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИК НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ В ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ.
Во время изобразительной деятельности с дошкольниками, я применяла нетрадиционные техники в портретном и пейзажном жанрах. Но глубже и шире я исспользовала рассматриваемые приемы в работе над пейзажем. Пейзажная тематика весьма привлекательна для педагогов в работе с детьми. Знакомство дошкольников с пейзажем как жанром живописи и обучение пейзажному рисованию способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле.
Изучая законы академической пейзажной живописи, для достижения наиболее выразительного эффекта, мы использовали с детьми приемы : смешанной техники, методы письма по сырому, фотокопию, тычковую технику, одноцветную – многоцветную (на тонированной бумаге, а также живопись с элементами аппликации.
Рассмотрим подробнее наш эксперимент за 2015 -2016 г.
Смешанная техника : выполняется путем смешения различных материалов для достижения наиболее выразительного эффекта. Например, в работе использовались : масляная пастель и акварельные краски (Рис 1, иногда дополнительно применялись маркеры (Рис 2). Пастелью мы выделяли главные предметы или композиционный центр благодаря насыщенности цвета этого материала, а фон создавали в основном с помощью акварели. Акварель, благодаря своей прозрачности и текучести прекрасно сочетается с масляной пастелью. Но можно также использовать данные средства для достижения эффекта мерцания, это, своего рода, прием фотокопии, включающий в себя нанесение рисунка водоотталкивающим материалом, который проявится и заиграет через акварельную краску, как это происходит при проявлении фотопленки (Рис. 3).
Естьипастельно гуашевые работы. Гуашь благодаря мягкости и, одновременно, пастозности (мазок густой неразжиженной краски) выгодно дополняет яркую и выразительную пастель (Рис. 4)
Также мы применяли в изобразительной деятельности черный маркер, усиливающий интенсивность рисунков (Рис. 5). Благодаря водостойкости, маркер не растекается под акварельными листовками. При просыхании акварельного слоя, раскрашивали рисунок фломастерами, не забывая о правильности нанесения цвета, формируя таким образом правильную композицию.
Техника письма по-сырому широко используется даже опытными живописцами, прошедшими академическую школу. Мы же с детьми используем данный прием в упрощенной форме, достигая неожиданных результатов в изображении неба (Рис. 6).
Очень важно, на мой взгляд, работая с детьми, раскрывать в цвете «пейзажный фон», когда достигнута композиционная целостность, т. е. готов рисунок. Предварительная тонировка бумаги, а, затем, нанесение изображения, думаю, не формирует у ребенка понимание пространства. Это механическая работа. Поэтому, повторяя многократно тонировку бумаги, а далее нанося на нее рисунок, ребенок, столкнувшись с поставленной задачей - нарисовать пейзаж цветными карандашами повторит излюбленный прием всех дошкольников: у верхнего края листа появится голубая полоса, обозначающая небо - у нижнего края тонкой полосой будет изображена трава (Рис. 7).
Поэтому при выполнении работы над пейзажем, педагогу необходимо формировать в сознании ребенка представление о построении пространства на листе бумаги. И выполнение нетрадиционных тонировок происходит через осознанное понимание структуры пейзажа.
Аппликация, также является привлекательным дополнением к плоскостной композиции, создавая рельефность и неровность фактуры. Причем, можно использовать именно обрывную технику аппликации, для придания картине более естественного эффекта (Рис. 8)
Совершенствуясь с детьми в использовании нетрадиционных техник, мы использовали прием одноцветного сюжета, нанося изображение на цветную бумагу с помощью черного маркера, получая силуэтный пейзаж (Рис. 9). Второй вариант, который я применила в работе с детьми - это нанесение рисунка белой гуашью на синюю бумагу с целью получения зимнего пейзажа (Рис. 10).
Метод тычка использовался в моей работе в качестве придачи весенним деревьям наибольшей выразительности, дети были в восторге! (Рис. 11)
В завершении работы по самообразованию в этом году, мы выполнили с детьми коллективную работу, в которой применили: технику письма по-сырому, элементы аппликации и смешанную технику (Рис. 12)
При всей привлекательности внедрения нетрадиционных техник в работу с дошкольниками необходима осторожность. Т. к. легкость исполнения, с достижением самых ярких и выразительных эффектов, а также возможность проводить эксперименты на листе отвлекают ребенка, а порой и педагога от необходимости опираться на базовые знания и опыт изобразительного искусства. Существует опасность, что, используя только нетрадиционные техники в работе с дошкольниками, мы сформируем в наших детях любовь к яркой, но бесформенной действительности. Поэтому целесообразно использовать рассматриваемое направление в качестве подкрепления к изучению основных законов изобразительного искусства.
Поэтому перед началом работы необходимо поставить перед собой четкую цель, которую нужно будет грамотно разрешить в ходе работы с детьми. Задачи могут быть следующие:
- Изучение с детьми законов композиции в изобразительном искусстве, т. е. правильное расположение изображаемых объектов в листе бумаги, определение композиционного центра и выделение его цветом, тоном, объемом, размером или пробелом.
- Изучение передачи пространства на листе бумаги, т. е. отделение неба от земли. Решение тонального отношения земли и неба. Далее определение планового расположения. Изучение законов линейной и воздушной перспективы. Изучение передачи перспективы с помощью цвета (от теплого к холодному).
- Изучение пропорционального отношения между объектами и внутри объектов.
Хорошо если в ходе работы решается несколько поставленных задач, но это легко выполнимо с небольшим количеством детей, участвующих в изо деятельности.
Если задача поставлена, педагог может дополнить работу с детьми изучаемыми выразительными средствами, если в этом есть необходимость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Одними из средств, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением нетрадиционных техник. Благодаря простоте и выразительности дети с радостью включаются в захватывающую работу, что помогает педагогу привлечь и заинтересовать «спящих» детей. Поэтому и меня как педагога привлекают рассматриваемые приемы изобразительного искусства, которые я применяла в течение года.
Но переизбыток нетрадиционного творчества в работе с детьми имеет свои темные стороны. Увлечение дополнительными средствами в изобразительном искусстве не формирует в сознании детей внутренний каркас рисунка и понимания изобразительного искусства в целом, а лишь создает внешний привлекательный эффект. Поэтому рассматриваемые приемы должны применятся в качестве дополнения к изучению живописи и графики. Использовать их в своей работе педагог должен очень осторожно. Работа с дошкольниками строится в рамках изучения законов композиции, грамотного построения пространства и пропорций. Основная опора учителя изо деятельности – это многолетний опыт выдающихся художников прошлого, золотой фонд творцов изобразительного искусства. Важно помнить, что в дошкольном возрасте формируется основная база художественно – эстетического развития ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст] / Г. Н. Давыдова. – М. : Сфера. 2007. – 146 с.
2. Курочкина, Н. А. Знакомим с пейзажной живописью : учебно-наглядное пособие [Текст] / Н. А. Курочкина. – СПб. : Детство-пресс, 2003. – 40 с.
3. Курочкина, Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту [Текст] / Н. А. Курочкина. – СПб. : Детство-пресс, 2004. – 272 с.
4. Фатеева, А. А. Рисуем без кисточки [Текст] / А. А. Фатеева. – Яр. : Академия развития, 2006. – 96 с.
Памятка N 1: теоретическая.
Дорогие родители:
ВАЖНО ЗНАТЬ!
Рисование – самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру.
Во время занятий рисованием ребенок развивает мелкую моторику руки, тренирует память и внимание, учится думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать. Благодаря рисованию, у дошкольников формируется связная речь!
Приобретя умение рисовать, делать «настоящие» иллюстрации к любимым сказкам и окружающий мир, ваш ребенок радуется этому не меньше, чем новой игрушке, а даже больше: ведь он познает радость творчества!
Для творчества ребенку необходимо создать удобный уголок. Если такой возможности нет, можно усаживать ребенка за большой стол, на высокий стул или подложить на обычный стул что-то твердое, чтобы ему было удобно сидеть, а так же чтобы он хорошо видел свой рисунок. Очень важно позаботиться о хорошем освещении.
Рабочие материалы: листы плотной бумаги разных размеров, краски: акварель и гуашь,масляная пастель, кисти N 4; 6 и 10.
Рисуйте с увлечением на глазах у ребенка – рисуйте, как можете и это будет самый лучший пример! Рисуйте и комментируйте то, что Вы изображение.
Получить вдохновение для нового творчества можнона прогулке, обращая внимание ребенка на красоту и богатство небесных красок, на изящество ветвей деревьев и изгибы стволов,на ажурность цветов, на красоту простирающегося пейзажа. Пожалуйста обогащайте своего ребенка подобными наблюдениями, такие прогулки не пройдут даром!
Памятка N 2: практическая.
Дорогойродитель!
Если Вы хотите обогатить новымитворческими идеями Вашегоребенка, предлагаем Вам выполнить живописный пейзаж с применением техники нетрадиционного рисования.
Используемые материалы : плотная бумага (в идеале акварельная, масляная пастель (допустима восковая, кисти (предпочтительно не меньше N 10, акварель, гуашь и поваренная соль.
1) Лист вертикально. Проведем через центр волнистую линию от левого до правого края – линия отделяющая небо от земли. В верхней части листа белой пастелью прорисуем неровные облака и затонируем их белой пастелью, в дальнейшем они проявятся под красочным слоем. В отдельных участках посыпаем небо солью, которая втягивает краску и создаёт эффект мерцания.
2) Нижняя часть листа – земля. Поэтому в ней изображаем нижнее основание дерева. Вытягиваем ствол вверх, рисуем ветви. Пусть дерево будет большим и темным по тону – центральным в нашей композиции.
3) Верхнюю половину листа смачиваем водой и влажный листэнергично тонируем большими мазками акварельной краской. Чтобы небо было живописным, используем : фиолетовую, синюю и голубую краску, не смешивая их, а чередуя. Через красочный слой проявляются облака и коричневый ствол дерева, это очень нравится детям. Нижнюю половину листа тонируем гуашью (коричневой, холодной зеленой и болотной, не смешивая цвета)горизонтальными мазками, можно дугообразными горизонтальными мазкамичередуя цвета.
В завершении получается пейзаж, с легким и акварельным небом, бегущими по небу белыми пастельными облаками и тяжелой гуашевой землей. В центре композиции – дерево.
А теперь попробуйте придумать с ребенком свою самостоятельную композицию : космос, дождик и т. д.
Желаем Вам творческих успехов!
КОНСУЛЬТАЦИЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Рисование для маленьких детей - это необходимый вид деятельности.
Занятия творчеством развивают мышление и речь и знакомят с окружающим миром:
- В процессе рисования формируется конкретно-образное мышление, а также координируется и абстрактно-логическое мышление. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.
- Рисуя, ребенок в некотором роде, формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дошкольники, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (борода, очки, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Великий психолог и педагог Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».
- Рисование связывает и формирует у ребенка зрение, двигательную координацию, речь и мышление. Рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания:
- Являясь по своему характеру художественной деятельностью, она воспитывает у детей эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности.
Изобразительная деятельность тесно связана с решением задач нравственного воспитания:
- Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, настойчивости, активности, самостоятельности, инициативы, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.
В каждом ребенке заложены способности образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты. Очень важно - не упустить эти возможности:
Как воспитать у своего ребенка интерес к рисованию и развить маленького гения? Могут ли родители подарить своему чаду вдохновение?
Да! И для этого родителям необходимо увидеть прекрасный и удивительный мир природы, окружающий нас. Этот мир предоставляет широкий простор для наблюдений с ребенком. Обращаем внимание ребенка на закат или восход; красоту предгрозового или безоблачного неба. Помогаем малышу всмотреться в пластику силуэта деревьев, обрамленного нежной листвой. Замечаем с ребенком, как дорога уходит вдаль, превращаясь в узкую полоску. А, как оживляют природный ландшафт водоемы – это тоже должны наблюдать дети. Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Наблюдение за временами года обогащает внутренний мир ребенка. Он учится видеть красоту осенних пейзажей, покой зимнего времени или весеннее возрождение природы, а летние веселые зайчики бликов удивляют и радуют малыша! А потом, наблюдая за детьми, вы увидите, что радость общения с природой делает их жизнь эмоционально богаче и целостнее.
Вернувшись с прогулки домой, необходимо создать условия для развития изобразительной деятельности, позаботиться о том, чтобы в поле зрения малыша оказались изобразительные материалы. Это могут быть цветные карандаши, фломастеры, бумага. Не следует одновременно давать слишком много материала, это рассеивает внимание ребенка.
Замечательно, если взрослый сам возьмет в руки кисть или карандаш и изобразит увиденное и не нужно бояться неловких движений! Все нарисованное родителями дорого детям. Не раз приходилось слышать на уроках Изо: «Моя мама художник», или: «Мой папа рисует лучше всех».
Итак, дорогие родители, поставим перед собой задачу помочь педагогам и воспитателям раскрыть в своих детях творческий потенциал, научить их видеть красоту мира, развить креативное, абстрактное, художественное мышление и фантазию.
И если родители регулярно разделяют со своим чадом радость общения, любовь ко всему живому и опыт приобщения к прекрасному – есть надежда на то что в детском сердечке зародится вдохновение, жизнь станет насыщеннее, а отношения с родителями прочнее.
\
Используемая литература :
1. В. Б. Косминская и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду.
М. : Просвещение, 1977.
2. В. С. Кузин. Психология живописи. М. : Оникс, 2005.