марина дубасова
Отчет по самообразованию «Адаптация детей 2–3 лет к условиям ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Дорогие коллеги, предлагаю Вашему вниманию отчет по самообразованию по теме : "Адаптация детей 2-3 лет к условиям детского сада".
Эта тема была выбрана мною не случайно, т. к. до поступления в наш детский сад, мне не приходилось работать с детьми раннего возраста, поэтому самообразование по этому разделу для меня очень важно.
Цель: повышение своего теоретического уровня, компетентности по данной теме и профессионального мастерства.
Публикация «Отчет по самообразованию „Адаптация детей 2–3 лет к условиям ДОУ“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей. На протяжении двух лет адаптационный период постоянно являлся предметом моего внимательного и детального изучения.
Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (заболеваемость, сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность, гиперактивность детей и пр., лежат именно в раннем детстве.
Работая с детьми раннего возраста возраста, я пришла к выводу, что только своим душевным участием, терпением, в добром взаимоотношении с родителями можно достичь положительного результата.
Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу:
Жердеева Е. В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) Изд. 3 Ростов на Дону: Феникс, 2008.
Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М., 1977.
Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ : Практическое пособие, 2 издание, М., Айрис – пресс, 2006 г.
«Санитарно-эпидемилогическое требование к устройству, содержанию и организации режима работы в ДОУ, утвержденные от 15 мая 2013 года №26.
Электронные ресурсы: портал maam.ru
Исходя из выше изученной литературы, я выбрала путь, который показался мне самым верным – это:
-- сохранять и укреплять здоровье детей в изменившихся условиях.
-- оказывать родителям практическую и консультативную помощь и убедить их в необходимости воспитания ребенка с учетом возрастных закономерностей развития и индивидуальных особенностей.
-- формировать единый стиль воспитания и общения с ребенком в семье и ДОУ.
-- окружить ребенка душевным теплом, заботой и лаской для установления доверительных отношений с сотрудниками ДОУ.
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, я сформулировала цель своей работы – это создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.
Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:
Создание условий для адаптации детей раннего возраста к детскому саду;
Алгоритм работы ДОУ в адаптационный период;
Планирование работы в адаптационный период;
Календарное планирование воспитательно - образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду.
Диагностика степени адаптации детей раннего возраста к детскому саду;
Работа с родителями.
Повышение личной компетентности в данном вопросе.
При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:
• Первичная консультация для родителей по адаптации ребенка к дошкольному учреждению
• Анкета для родителей
• Информация о здоровье вновь пришедших детей
• Адаптационный лист
• Анализ адаптации детей
• Планирование работы в адаптационный период
• Создание комфортных условий для пребывания детей в группе
• Оформление картотек игр, пальчиковых гимнастик, гимнастик пробуждений, релаксационных упражнений
Работая по теме, я разработала планирование с учётом возможностей детского сада и с учётом особенностей детей раннего возраста.
Также я использовала такие игры как «Ладонь на ладонь», Ласковое имя» и т. д., которые способствуют сближению и доверию к воспитателю, засыпание с любимой игрушкой, пение перед сном, создание положительных установок на предстоящие режимные процессы, подвижные игры, игры на развитие речевой активности, пальчиковые игры, сказкотерапия, музыкотерапия, телесная терапия «Обними меня», беседы о группе, изготовление коллажа «Я в детском саду». В процессе работы были оформлены центры для игр «Доктор Айболит», «Магазин», «Семья», которые пополняются и расширяются с учётом возрастных особенностей, развития и становления этапов формирования игры. В период адаптации в группе было проведено наблюдение за эмоциональным состоянием ребенка, поведением ребенка в момент расставания и встречи с родными, отношением к предметному миру и игрушкам, речевой активностью, двигательной активностью, аппетитом ребенка, взаимодействием со взрослыми, взаимодействием с детьми.
Данные наблюдений фиксировались в индивидуальных листах адаптации.
Для снижения рисков дезадаптпации с детьми работал педагог – психолог по программе А. С. Роньженой «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению».
По результатам наблюдений и бесед с родителями были выделены основные трудности, усложняющие адаптацию детей :
-- несоответствие режимов (домашнего и группового);
-- несформированность культурно-гигиенических навыков;
-- незнание слов-запретов, помогающие избегать травмирующие ситуации;
-- отсутствие навыков правильного и эффективного общения;
-- неумение занять себя.
Актуальной является задача обучения родителей различным формам поддержки ребенка. Для родителей была предоставлена стендовая и печатная информация (буклеты, памятки, анкетирование родителей, велась просветительская и консультативная работа, проводилось родительское собрание, индивидуальные беседы по итогам дня, где они могли получить рекомендации, которые помогли, быстрее адаптировать их малыша, повышалась педагогическая компетентность родителей.
В ходе реализации программы адаптационного периода решались следующие задачи:
1. Снятие у детей раннего возраста психоэмоционального напряжения, нормализация мышечного тонуса, улучшения настроения.
2. Укрепить эмоциональные контакты между детьми и взрослыми в период адаптации.
3. Развивать доверие и взаимопонимание между детьми и взрослыми.
Итоги адаптации детей 1 младшей групп «Задоринка».
64% - имеют высокий уровень адаптированности
29% - имеют средний уровень адаптированности
7% - имеет низкий уровень адаптированности
Таким образом, изучая материал по данной теме, мне удалось пополнить свой педагогический опыт и более компетентно и профессионально организовать свою работу, а тесное содружество с родителями в предадаптационный и адаптационный периоды дали положительные результаты в сохранении психического, физического развития и здоровья детей раннего возраста.