Наталья Котляр
Отчет по самообразованию «Развитие сенсорных способностей детей 2–3 лет» с приложениями
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию
Воспитателя 1 младшей группы «Ладушки» Котляр Натальи Валерьевны
Тема: «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет»
Актуальность работы заключается в следующем:
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие сенсорных способностей детей 2–3 лет“ с приложениями» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его, восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитие детей 2-3 лет.
Цели: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
- Развивать сенсорные способности детей 2-3 лет;
- Изучить литературу по данной теме;
- Приготовить презентацию «Особенности сенсорного развития детей 2-3 лет»;
- Анкетирование родителей «Сенсорного воспитания в семье»
- Подготовить картотеку дидактических игр по сенсорике.
Моя работа проводилась поэтапно, в три этапа:
- на первом этапе – велась активная работа с детьми: знакомство детей с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина).
- на втором этапе – велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, индивидуальные работы.
- на третьем этапе – велась работа с родителями. Были проведены консультации: «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет в детском саду», «Развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет в семье». Организован фоторепортаж «Играем дома», Семинар – практикум «Роль рассматривания и наблюдения в сенсорном развитии детей раннего возраста». Представлена памятка для родителей «
Были использованы следующие средства и методы:
-Совместная деятельность воспитателя с детьми;
-Самостоятельная деятельность детей;
-Предметно-развивающая среда.
Применяла такие методы:
-словесные,
-наглядные,
-практические,
-игровые.
На протяжении всего учебного года детей учили и совершенствовали выполнение действий с предметами, отличающимися по величине, размеру, цвету, форме, замечать изменения в погоде и различия в природе.
Большое внимание уделялось развитию сенсорной моторики кисти рук, развитию мелкой мускулатуры пальцев рук. Ребят учила усидчивости, последовательности в выполнении задания, понимать причинную связь между действиями предметов. Многие ребята к концу года могут выполнять действия с предметами: одевать куклу, убирать игрушки, замечать непорядок в окружении. Учила ребят поддерживать естественное желание ребенка исследовать предметы, объекты и явления ближайшего окружения, мыть и убирать игрушки, разбирать машины, пирамиды и различные конструкции.
Был изготовлен альбом: «Геометрические фигуры: шар, треугольник, квадрат».
Была сформирована картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей 2-3 лет
Перспективы на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Развитие сенсорных способностей детей» (согласно возрастной группе);
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы.
4. В работе с родителями планирую включать беседы-посиделки, организации совместных праздников, семинары-практикумы, круглые столы, аналитические практикумы.
Приложение 1
Памятка для родителей
по сенсорному развитию детей 2-3 лет.
Уважаемые родители! Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми:
1. Говорите с ребенком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир, рассуждайте вслух.
2. Задавайте ребенку как можно больше вопросов.
3. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребенка и никогда над ними не шутите. Уважайте его интеллектуальный труд.
4. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребенком. Пусть он не все и не сразу поймет: развивающее общение – это всегда немного общение «на вырост».
5. По возможности много путешествуйте с ребенком, ходите с ним в музеи.
6. Проводите совместные наблюдения и опыты.
7. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребенка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его замыслов.
8. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребенком.
Приложение 2
Анкета
Уважаемые родители!
Нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу.
Предлагаем Вам ответить на вопросы данной анкеты
1. Имеете ли Вы представление, что такое сенсорное развитие :
Да___ нет___ не знаю___
2. Как Вы думаете, достаточно ли ваш ребёнок получает знания по сенсорному развитию в ДОУ?
Да___ нет___ не знаю___
3. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном развитии :
а) информация отсутствует;
б) я не обращаю внимание на информацию;
в) информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;
г) наглядная информация интересна и полезна для меня.
4. Как Вы оцениваете уровень развития вашего ребенка по сенсорному развитию :
а) цвет:
Высокий___ средний___ низкий___
б) форма:
Высокий___ средний___ низкий___
в) величина:
Высокий___ средний___ низкий___
5. Есть ли у Вас дома дидактическая игра, изготовленная вашими руками совместно с ребёнком?
Да___ нет___ не знаю___
6. Покупаете ли Вы дидактические игры ребёнку для развития сенсорных способностей? ___
Спасибо за сотрудничество
Приложение 3
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию
Средствами сенсорного развития детей являются дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование, игровая деятельность т. к. играя ребенку легче запомнить.
В связи с этим предлагаю вашему вниманию картотеку дидактических игр для развития сенсорных способностей детей раннего возраста. Все эти игры Вы можете изготовить своими руками.
За основу классификации игр своей картотеки я взяла виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, игры для развития мелкой моторики и орудийных действий.
Игры для развития зрительного восприятия:
Зрительное восприятие – это сложная работа. Особое внимание уделяю исследующих рук и глаз ребенка. Зрительно-моторная координация эффективно развивается при выполнении различных двигательных упражнений, метание в цель. Основной объем информации об окружающем мире дети получают благодаря зрению:
Открой коробочку (цвет, форма, величина)
Укрась ёлочку шарами (цвет, форма)
Напои куклу чаем (цвет)
Весёлые зонтики (цвет, форма)
Наряди снеговика (цвет)
Грибочки по местам (цвет)
Цветные варежки (цвет, форма)
Кораблики (цвет, форма)
Большой, маленький (величина)
Разложи по цвету (цвет, форма)
Волшебная коробка (цвет, форма, величина).
Подробно:
1. Дидактическая игра "Собери бусы"
Цель: учить различать четыре основных цвета (красный, желтый, синий, зеленый) путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу, обобщить и закрепить знания о цвете, учить равномерно чередовать два-три цвета при раскладывании бусинок. Учить обозначать словом названия воспринимаемых свойств предметов.
Материал: карточки с нарисованными ниточками, на которых располагаются контурные бусинки. (Ниточки с бусами предлагаются в различных вариантах).
Описание игры:
Игровая ситуация: у куклы Кати рассыпались бусы. Давайте поможем ей собрать бусинки на ниточку.
В ходе игры дети должны научиться различать одинаковые предметы (бусинки) по цветовому признаку, пользуясь методом наложения, а также оценивать результат своих действий «Такая бусинка - не такая». В ходе выполнения игровой задачи дети усваивают поисковые способы ориентировки - пробы.
2. Дидактическая игра: "Угостим кукол".
Цель: учить сортировать предметы по цвету, развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материал: крупные бусины трех цветов.
Описание игры:
Предлагается сложить в коробку бусинки трех цветов. Необходимо придумать угощение для кукол, например, конфетки, ягодки. Предложить разложить их по трем тарелочкам.
Предложить перекладывать по одной бусинке. При этом показывается, как брать бусины тремя пальцами.
3. Дидактическая игра: "Разноцветный кубик"
Цель: развитие восприятия цвета и мелкой моторики у детей.
Материал: кубик, на каждой грани которого один цвет и горлышко с крышкой. На крышке приклеен соответствующий цвет.
Описание игры: сначала предлагается рассмотреть кубик: открутить и завинтить крышки, вначале хаотично. Затем предлагается соотнести цвет на крышке с цветом на грани куба. Предлагается выложить крышки “паровозиком” на стол и выложить цвета “вагончиков”. После каждому из "вагончиков" необходимо найти нужное “окошко” и закрыть его.
Игры на развитие восприятия формы.
1. Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»
Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.
Материал: непрозрачный мешочек, предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела).
Описание игры:
положить несколько блоков в мешочек и предложить найти квадратные, круглые или треугольные фигуры.
попросить достать большой круглый блок или маленький квадратный. Предложить достать разные по толщине фигуры. Можно уточнить, какого цвета блок.
2. Дидактическая игра: «Узнай фигуру».
Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, развитие мелкой моторики рук.
Материал: непрозрачный мешочек, несколько пар одинаковых геометрических фигур.
Описание игры: на столе раскладываются геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит достать из мешочка такую же.
Игры для развития слухового восприятия
«Найди конфетки, одинаковые по звучанию».
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков
Материал: каждая «конфетка» изготовлена из киндер – сюрприза. Наполнены «конфетки» разным наполнителем, производящим при встряхивании определенный звук, и обшиты яркой тканью. Пару составляют «конфетки», издающие при тряске одинаковый звук, с одинаковым наполнителем. Это могут быть бусины, крупы, скрепки и др.
Ход игры: предлагается прослушать звучание конфеток и найти пары конфеток, звучащих одинаково.
- Как гремит эта баночка? (тихо)
- Давай послушаем остальные баночки и найдём ту, которая гремит тоже тихо (находят).
- А теперь поднесем обе баночки к ушкам и проверим, одинаково ли тихо они звучат.
И т. д., пока не будут найдены все пары.
2. Дидактическое упражнение «Угадай, где позвонили».
Цель: развитие слухового восприятия и внимания, ориентирования в пространстве.
Материал: баночки от фотоплёнки с различными видами круп, обклеенные самоклеящейся плёнкой, шарф.
Описание игры: воспитатель выбирает того, кто будет отгадывать, завязывает ему глаза шарфом, другие участники игры встают в круг. По указанию воспитателя один из участников производит шум баночкой, а угадывающий с завязанными глазами поворачивается к тому месту, откуда слышен звук, рукой показывая направление.
Лучше взять баночки с разными наполнителями, можно было уловить тихий звук (если баночка наполнена манкой, громкий звук (если наполнитель-рис) и очень громкий звук (если наполнитель-фасоль).
Игры для развития осязательного восприятия
Сюрприз
Пересыпалочки
Следы на песке
Тонет, не тонет
Игры для развития мелкой моторики и орудийных действий.
Поймай шарик
Застёжки
Весёлые шнурочки
Прищепки
Достань колечко