Людмила Синчук
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность опыта. Статистики свидетельствуют,что в последнее время увеличилось количество детей с нарушением речи.
Известно,что развитие необходимо начинать с развития движения пальцев и тела
Развитие кисти руки принадлежитважная роль в формировании головного мозга и становлению речи,так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
Публикация «Отчет по самообразованию „Развитие мелкой моторики дошкольников“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка. Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.
Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений. Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности.
Цель. Достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Задачи. Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, гибкости рук, ритмичности. Развитие воображения,слухового и зрительного внимания. Обогащения предметно развивающей среды для развития мелкой мотрики и речи.
Участники. Дети 5-6 лет.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей;
- консультативная работа с родителями.
Методы и приемы работы:
массаж кистей рук;
пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
пальчиковый театр;
лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);
нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой.
конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО;
различные виды аппликации
штрих
дидактические игры;
шнуровка;
игры с мелкими предметами;
пазлы, мозаика.
Мною была изучена литература,составлена картотека по пальчиковой гимнатики,физкультминуткам. Использовала маннуютерапию в индивидуальной работе с детьми:рисовали по поверхности манкии скользили ладонями волнообразными движениями. Составлены были папки передвижки по развитию мелкой моторики и речи. Была проведена консультация длявоспитателей. Влияние пальчиковых игр на эмоциональное развитие детей.
Деятельность по лепке и рисованию.
Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В лепке использовала пластилин и соленое тесто,дополнительно использовали природный материал и краски.
В рисовании использовала нетрадиционные техники рисования. Отпечатки руки. пальцев,рисование свечой зубной щеткой,ватными палочками,кистью.
Большой интерес у детей вызывает оригами из бумаги. Свои поделки они использовали в своих играх. Также их увлегает конструирование из конструктора лего. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия.
В своей работе я учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие.
Заключение
Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности. Я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.