Елена Саркисова
Отчет по самообразованию «Личностно ориентированный подход в воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников.
Всякий ребенок в известной мере есть гений, и всякий гений в известной мере – ребенок. Сродство обоих обнаруживается в наивности и возвышенной простоте. (А. Шопенгауэр)
Узловым пунктом современной концепции детства является идея развития. Утверждается позитивная роль раннего детства. Важнейшая роль детства – быстрый темп физического и умственного развития, формирование качеств и свойств, делающих его человеком. Путь познания, который проходит ребенок до 7 лет огромен. Исследователи отмечают, что «за это время он узнает столько об окружающем мире, так овладевает различными интеллектуальными операциями, что к концу дошкольного возраста он уже умеет наблюдать, обобщать, делать выводы, производить сравнения, у него возникает желание взглянуть в причину явления, открыть для себя существенные связи и отношения вещей» (Л. И. Божович). Такое быстрое становление качеств и свойств личности не наблюдается ни в каком другом возрасте.
Публикация «Отчет по самообразованию „Личностно ориентированный подход в воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В различных видах деятельности (игровой, художественной, учебной, в общении со взрослыми и сверстниками) начинают проявляться интересы и склонности ребенка. Воспитание и обучение в этом возрасте захватывает весь спектр качеств, специфических для возраста, так как создаваемые для их развития уникальные условия больше не повторяются, и то, что будет «недобрано» в этот период, наверстать в дальнейшем довольно трудно. Своевременное выявление способностей в этом возрасте является важнейшим условием их дальнейшего успешного развития.
Человек – свободная личность, способная к самоопределению в мире. Воспитание свободной личности требует исключения из образовательной системы любых методов и форм давления на ребенка, включение ребенка с раннего возраста в ситуации выбора, самостоятельного принятия решений, вариативного обучения и т. д. Многочисленные наблюдения убеждают, что объектный подход к человеку, насильственный характер воспитательных средств противен природе ребенка, которому свойственна страсть к свободе. Направленное воспитательное воздействие всегда вызывает сопротивление личности. Ребенок не хочет быть объектом воспитания, он хочет быть субъектом жизни, что означает признание его активным субъектом воспитательного процесса. В соответствии с этим подходом законы духовного и физического развития, процессы изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, служат главными ориентирами в воспитательной деятельности, а результативность воспитательного процесса зависит от мастерства педагога, от его способности грамотно анализировать педагогическую ситуацию и решать возникающие педагогические задачи с учетом главной цели воспитания.
В 1999 году были проведены III международные исследования учебных достижений школьников 31 страны мира. Россия заняла 25 общее место. Первые места заняли Китай, Сингапур, Япония, Гонконг, Бельгия, Австралия, Чехия, Англия, Канада и т. д. позади себя Россия оставила такие страны, как Болгария, США, Италия, Израиль, а самое последнее место заняла Южная Африка.
Что выявилось благодаря международным исследованиям?
Наши школьники не умеют:
-распознавать практические проблемы в повседневной жизни;
-формулировать выявленные проблемы;
-соотносить эти проблемы с ранее полученными знаниями;
-анализировать и оценивать результаты решения проблем.
Они умеют только воспроизводить заученное и решать задачи на репродуктивном уровне «по образцу».
Тогда как ценностным ориентиром образования на международном уровне является способность применять полученные ЗУНы на практике, в повседневной жизни.
При этом ЗУНы должны рассматриваться как основа, на которой формируются способы творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.
Вот эти ориентиры и стали определяющими в современной педагогике. Педагоги пришли к выводу о необходимости введения в образовательный процесс личностно-ориентированного подхода.
Личностно-ориентированный подход исходит из того, что каждая личность уникальна, и главной задачей воспитательной работы является формирование ее индивидуальности, создание условий для развития ее творческого потенциала.
Введение личностно-ориентированного подхода обусловлено рядом обстоятельств:
во-первых, динамичное развитие российского общества требует развития в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку оставаться самим собой;
во-вторых, психологи и педагоги отмечают появление у современных детей раскрепощенности, некоторой прагматичности, что требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с детьми;
в-третьих, современное образование нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в его демократизации.
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель :
1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности
темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;
2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности
таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы,
установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные
ориентации, жизненные планы и другие;
3) постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и
все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности,
обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
4) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить - оперативно изменял тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
5) максимально опирался на собственную активность личности;
6) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе
целей, методов, форм самовоспитания;
7) развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.
Личностная направленность принципов образовательного процесса определяющим образом влияет на его ценности, в качестве которых выступают:
• Не знания, а личностные смыслы учения и жизни ребенка;
• Не отдельные умения и навыки, а индивидуальные способности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности;
• Не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог воспитателя и воспитанника;
• Не объем знаний, не количество усвоенной информации, а целостное развитие и личностный рост ребенка.
У каждой личности есть свой жизненный путь, своя индивидуальная история. Понять ребенка можно только узнав его жизненную историю. Бывает, что одно какое-либо событие оказывается столь значительным для личности, что коренным образом изменяет весь строй ее мыслей и отношений, по-иному определяет ее жизненный путь. Педагог должен улавливать эти «узловые» события, поворотные моменты жизненного пути личности и оказывать ненавязчивую помощь в осознании ею социальных последствий принимаемых решений.
Личность ребенка еще не завершена, индивидуальность еще в полной мере не проявилась, многое в ней только намечается, а многое еще находится только в стадии созревания, она находится в поиске собственного «Я».
В дошкольном возрасте предметом личностно-ориентированной педагогики является формирование эмоционально-положительного отношения к себе, гордости за свои успехи и достижения, интереса к окружающим, инициативности, активности, самостоятельности, и целеустремленности, развития самосознания (критического отношения к оценке взрослого и сверстника, самооценка, осознание своих физических и психических возможностей, умения мотивировать самооценку, самокритичности и т. д.
Мы уже знаем, что максимально благоприятные возможности для формирования нравственных и социальных качеств - в младшем возрасте. Чем меньше возраст, тем непосредственнее восприятие, тем больше ребенок верит своему воспитателю, безоговорочно подчиняется его авторитету.
В числе индивидуальных особенностей, на которые надо опираться воспитателю, чаще других выделяются особенности восприятия, мышления, памяти, речи, характера, темперамента, воли. Хотя при массовом воспитании обстоятельно изучать эти и другие особенности довольно трудно, воспитатель, если он желает добиться успеха, вынужден идти на дополнительные затраты времени, энергии, средств, собирая важные сведения, без которых знание личностных качеств не может быть полным и конкретным.
Какие же требования предъявляются к воспитателю в современных условиях?
Учитывая возросший уровень знаний современных детей их разнообразные интересы, воспитатель и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
Некоторые воспитатели ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к «трудным» детям, нарушителям правил поведения. Так ли это?
Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.
Понять глубинные характеристики личности по внешним актам поведения очень сложно и не всегда удается. Нужно, чтобы сам воспитанник помогал воспитателю. Сделайте его своим другом, союзником, сотрудником.
Личностно-ориентированный подход помогает воспитателям охватить все стороны воспитательного взаимодействия.
1. Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, коллектива и т. д. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит личности воспитателя, однако воспитатель всегда должен помнить и о других сферах воспитательного воздействия. Очень важно, чтобы требования, исходящие от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.
2. Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Интимность отношений, индивидуальность воздействий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким учетом особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателей, никакими другими педагогическими воздействиями заменить нельзя. Недаром большинство педагогов согласны с формулой - по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия.
3. Воспитатель должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей
нет иного пути, как культивировать у себя те качества, которые они хотели
бы прививать своим детям.
4. Бывает, что воспитатель не согласен с мнением коллектива, общественных организаций, критикует поступки и действия других воспитателей и т. п. Все это не может не отражаться отрицательно на формировании взглядов и убеждений личности. Поэтому воспитателям надо всегда помнить о необходимости поддерживать разумные требования друг друга, бережно относиться к авторитету коллектива.
5. Практическая реализация личностно-ориентированного подхода требует создания единой системы воспитания как на занятиях, так и в свободное время. Систематичность процесса воспитания обеспечивается соблюдением преемственности и последовательности в формировании черт личности. В воспитательной работе следует опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормы поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны усложняться.
6. Способ достижения успешности в реализации личностно-
ориентированного подхода – координация усилий причастных к воспитанию людей. Вот почему воспитатели не должны жалеть усилий на установление и восстановление связей между всеми участниками этого процесса.
Часто личностно-ориентированный подход путают с индивидуальным подходом. В чем же их различие и особенности?
Использование в педагогической деятельности и того и другого подходов предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Однако, при применении личностно-ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ребенка, а при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка - освоение ребенком социального опыта, знаний, умений, навыков, определенных программой и обязательных для каждого воспитанника. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго - с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без учета индивидуальных особенностей. В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании – понимание. В этом заключается принципиально важное отличие двух названных подходов.
Личностный подход к ребенку – это не индивидуальный подход, не индивидуальные занятия. Личностный подход предполагает глубокое понимание особенностей развития ребенка, его характера, личностный качеств, причин неуспеваемости и отклонений в поведении.
Рассмотрим пример занятия в детском саду. Как известно, в образовательном процессе участвуют педагог и ребенок.
Кто ставит цель? Педагог. Кто реализует цели? Педагог. Кто осуществляет контроль реализации целей? Педагог. Но тогда где же участие ребенка в педпроцессе? Он - исполнитель. Стиль педагогической деятельности - субъект-объект. Можно ли организовать педагогический процесс по личностно-ориентированной технологии? Как бы вы это сделали? (разобрать на примере конкретного занятия).
Такая модель служит примером одной из технологий личностно-ориентированного подхода - технологии сотрудничества.
Давайте проведем эксперимент:
Найдем признаки личностно-ориентированной и учебно-дисциплинарной образовательных моделей.
1. Цель: вооружить знаниями, умениями, навыками и привить послушание (без дисциплины ничего сделать нельзя)
Цель: содействие становлению и развитию личности ребенка
2. Лозунг в ходе взаимодействия педагога с детьми: «делай как я».
В общении с детьми педагог придерживается принципа: не рядом и не над, а вместе с ребенком (создавая условия для того, чтобы ребенок захотел это делать)
3. Вынужденная линия поведения: реализация «спущенной сверху» программы, использование в педагогической деятельности готовых чужих разработок без корректировки.
Основная линия поведения: не подтягивать ребенка к некоторым заранее известным стандартам, а координировать свои ожидания и требования с задачей максимально полно развернуть замечаемые в ходе общения возможности личностного роста ребенка.
Взгляд на ребенка лишь как на объект приложения сил учебно-дисциплинарной системы.
Взгляд на ребенка как на полноценного сотрудничающего партнера.
4. Ведущие способы общения: наставления, разъяснения, нотации, требования, запреты, угрозы и т. д.
Способы общения: понимание, принятие, признание ребенка, сочувствие и сопереживание ребенку (эмпатия). Эмпатия - это профессионально значимое качество личности педагога. Если эмпатии у педагога нет, то личностно-ориентированного подхода быть не может.
5. Результат: Взаимное отчуждение педагога и детей. На стороне педагога - закрепление или формирование негативных черт характера: менторство, внешне обвинительный стиль на промахи детей, эмоциональное застревание, «прокурорский» личностный профиль. На стороне ребенка: преобладание пассивности над активностью, невротизация и психопатизация. За пределами контакта с педагогом поведение ребенка может резко меняться, формируется двойной стандарт поведения.
Результат: Сами педагоги открыты, способны к росту, проявляют интерес к профессии. Эффект воспитания проявляется в расширении степени свободы ребенка, его способностей, прав, перспектив. Преодолевается возможный эгоцентризм и индивидуализм, мышление и воля не скованы страхом перед неудачей или насмешкой, дети раскрепощаются.
В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы о модели личностно-ориентированного воспитания :
• Детство — полноценный период жизни человека со своей культурой, нормами;
• Ребенок — субъект, выбирающий свою траекторию развития;
• Источник развития находится в самом ребенке;
• Ребенок имеет право быть самим собой, прожить свою собственную жизнь и судьбу;
• Главная ценность - личность и личностное достоинство каждого;
Целью воспитания являются :
1) создание условий для личностного роста (становление человека как зрелой, свободной ответственной, целостной, гибкой, конструктивной личности, неповторимой и уникальной);
2) обеспечение возможности, ресурсов для максимального развития способностей и возможностей личности.
3) Между ребёнком и педагогом преобладает диалогический стиль общения.
Правила, выработанные практикой личностно-ориентированного воспитания :
1. Выбирать только такие формы воспитательного процесса, которые не наносят ущерба здоровью воспитанников.
2. Строго, но доброжелательно и терпеливо осуждать плохие поступки воспитанника.
3. Поддерживать эмоциональное благополучие ребёнка.
4. Формировать положительную самооценку ребёнка.
5. Понимать, принимать, любить ребёнка доброй, но требовательной любовью.
6. Жить интересами, переживаниями ребёнка.
7. Следить за своим поведением, чтобы быть образцом для детей.
8. Искренне радоваться каждому успеху своего воспитанника.
9. Учитывать состояние и настроение воспитанника.
10. Направлять и развивать гуманистические тенденции в семье ребёнка.
Непосредсвенно-образовательная деятельность строится на основе модели личностно-ориентированного занятия.
Модель личностно-ориентированного занятия :
1. Первичная задача педагога: определить чему я буду учить, что воспитывать, что развивать.
2. Создание проблемной ситуации. Возникновение состояния «хочу решить проблему» у ребенка.
3. Совместное определение путей решения проблемы, выдвижение гипотез, предположений от детей.
4. Активизация субъектного опыта, его использование в процессе занятия.
5. Управлением самостоятельным поиском.
6. Совместное подведение итогов.
Рекомендации к проведению занятия:
1. Важно знать уровень развития каждого ребёнка, учитывать его индивидуальные особенности, корректировать психологические состояния на протяжении занятия.
2. Использовать разнообразные формы и методы организации работы детей, позволяющие раскрыть содержание их субъектного опыта относительно предложенной темы. (Например, в своей работе я использовала следующие формы: игровые упражнения, развивающие игры, дидактические игры, наблюдения, беседы, игровые ситуации и т. д.)
3. Создавать атмосферу заинтересованности каждого ребенка.
4. Стимулировать детей к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
5. Использовать различные сенсорные каналы при объяснении нового материала.
6. Поощрять стремление ребенка предлагать свой способ работы, анализировать в ходе занятия разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддерживать оригинальные.
7. Применять задания, позволяющие ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала.
8. Создавать педагогические ситуации общения, позволяющие каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы.
9. Использовать парную или групповую работу для развития коммуникативных умений детей.
10. Проводить с детьми рефлексию занятия (обсуждать с детьми в конце занятия не только того, что мы узнали, но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; чтобы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.)
11. Анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление искать разнообразные способы выполнения заданий.
Таким образом, организуя личностно-ориентированный подход в воспитании и образовании дошкольников, необходимо помнить основную заповедь: воспитывать и обучать не вообще, а данного конкретного ребенка, с учетом его особенностей, условий жизни, накопленного жизненного опыта. Ведь ребенок будет активно мыслить, высказываться, досказывать и отстаивать свое мнение только тогда, когда он воспринимается педагогом как равноправный партнер, когда не боится неправильных ответов, зная, что неправильный ответ — ступенька к новому знанию.
Литература:
1. Амонашвили Ш. А. «Личностно-гуманная основа педагогического процесса».
2. Бондаревская Е. В. «Теория и практика личностно-ориентированного образования».
3. Гиппенрейтер Ю. Б. «Общаться с ребёнком. Как?»
4. Корчак Януш «Как любить детей»
5. Никитин Б., Никитина Л. «Мы, наши дети и внуки»
6. Снайдер М., Снайдер Р. «Ребёнок как личность»