Рамета Куралова
Отчет по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание детей раннего возраста
Работая с самыми маленькими детишками (от 2 до 3 лет, уделяю особое внимание сенсорному развитию детей, так как именно этот возраст является наиболее восприимчивым для усвоения сенсорных эталонов, благодаря которым, малыш познает окружающий мир, учится, развиваются его не только тактильные ощущения, но и мышление, восприятие всего окружающего.
Публикация «Отчет по самообразованию „Сенсорное воспитание детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорное развитие. Самообразование
- Темочки
Хочу немного рассказать о своей работе в этом направлении
• Создали условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов;
• Закрепляем умения выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;
• Обогащаем чувственного опыта детей, развитие умения фиксировать его в речи;
• Показ различных способов обследования предметов, активно включая движения рук по предмету и его частям.
• Закрепляем у детей понятие форм : круглая (шар, кубик);
• Группируем однородные предметы по нескольким сенсорным признакам : величине.
Сенсорное воспитание детей включает в себя интеграцию пяти образовательных областей: познавательное развитие, творчески-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное и речевое развитие.
Предполагаемые результаты развития
• Овладение детьми сенсорными эталонами (знание цвета, формы, величины)
• Овладение детьми способами действия с предметами и орудийными действиями;
• Совместная работа родителей и воспитателя по воспитанию и развитию сенсорных эталонов у детей.
При выборе месторасположения в группе учитывала дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности его для детей.
Оформила уголок экспериментальной деятельности, который дает возможность выполнять простейшие манипуляции с различными предметами, игрушками, возможность маленьким деткам исследовать, трогать, ловить, ощущать предметы, тем самым делая свои первые опыты и познавать окружающий мир.
Малыши могут «собирать» урожай (фрукты и овощи).
Дети знакомятся со свойствами многих других материалов, тем самым развивают тактильные ощущения, речь.
Нельзя ради дополнительных занятий отрывать ребенка от интересных для него дел.
Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, гимнастике для глаз (с использованием мультимедийных средств, об использовании элементов массажа и само - массажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности.
Вот некоторые игры-задания, которые проводила во время проекта:
«Чудесный мешочек»
Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
" Прищепки"
На силуэт из фанеры (ёжик, солнышко, смайлики, ребенок должен цеплять прищепки, можно усложнить задание -прищепки будут определённых цветов и силуэт тоже.
«Найди предмет такой же формы»
Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д., овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.)
"Пирамидки"
Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.
«В какую коробку?»
Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.
«Рассели мышек»
Ребенку предлагается расселить мышек по своим «домикам». Закрепление цветового восприятия.
«Какого цвета предмет?»
Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы — синюю, лимона — желтую и т. д.
В дальнейшем будем продолжать работу по сенсорному развитию детей, потому что день за днем маленькому ребенку необходимо реализовывать его первую потребность в познании: трогать, осязать, и совершать все нужные для его возраста манипуляции, развиваться, расти, взрослеть. Познание окружающего мира начинается с ощущений, восприятия. Чем богаче будут ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком знания об окружающем мире.
Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка для его интеллектуального развития.