Марина Андреева
Отчет по самообразованию «Формирование фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема моего доклада «Формирование фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста»
21 век – век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. У детей возникают проблемы со связной, диалогической речью, мало развита образная речь т. к. дети мало используют речь в общении с реальными людьми, им не хватает «живого» общения.
Публикация «Отчет по самообразованию „Формирование фразеологического словаря у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Фразеологизмы, крылатые выражения
- Темочки
В связи с тем, что педагоги детского сада мало времени уделяют развитию речи, детям в начальной школе тяжело работать с пословицами, поговорками, т. к. они не понимают образной речи.
В связи с актуальностью данного вопроса мы решили выстроить работу по формированию фразеологического словаря детей старшего дошкольного возраста.
Использование фразеологизмов делает речь человека более живой, богатой, образной, яркой, эмоциональной. Дети начинают более внимательно относиться к своей речи и к речи окружающих людей, интересоваться родным языком.
Цель: выстроить работу по формированию фразеологического словаря детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить литературу по ознакомлению детей дошкольного возраста с фразеологизмами.
2. Создать методическую копилку материала для знакомства детей с фразеологизмами.
3. Апробировать работу по формированию фразеологического словаря на практике.
Свою работу мы выстроили в 2 этапа:
1 этап - Теоретический
2 этап – Практический
1-й этап длился в течение 2017-2018 учебного года. Целью этого этапа было пополнение методической копилки по теме «Фразеологизмы». Мы подобрали веселые и шутливые стихи, сказки, рассказы, наглядный материал, игры.
2- й этап длился в течение 2018-2019 учебного года. Он практического характера. Целью этапа было выстроить практическую работу по формированию у детей фразеологического словаря.
В начале этого этапа мы провели диагностику, с целью выявить у детей знания о фразеологизмах. Диагностику мы проводили в трех направлениях:
- понимание значения слова «Фразеологизм»
- использование фразеологизмов в речи
- умение подбирать картинки к фразеологизмам
По всем направлениям диагностики дети выявили низкий уровень.
Дети слышали их и даже использовали в речи, но они не знали, что это фразеологизмы и не всегда понимали их значение.
После этого мы начали выстраивать занятия по развитию фразеологической речи детей. Для этого мы разработали план.
Вначале мы с детьми познакомились с понятием «Фразеологизм.
Для знакомства с фразеологизмами мы читали стихи, например,
С утра я в садик побежал,
Затем на баскетбол в спортзал,
Потом я был в библиотеке,
И в магазине и в аптеке!
Дела я сделал все, все, все!
Кручусь, как белка в колесе!
Такая форма работы была очень интересна детям, вызывала у них смех и улыбки.
Еще самой любимой формой работы с фразеологизмами было рассматривание иллюстраций к ним. Такие иллюстрации помогали понять детям, что это образные выражения речи, а не конкретные действия.
Важной задачей при работе с фразеологизмами является то, чтобы научить детей слышать их в речи, в текстах литературных произведений. С этой целью мы читали сказки с детьми и старались в их текстах найти фразеологизмы. Например, сказки: Колобок, Хаврошечка, Каша из топора, Лиса и Журавль.
Например, в сказке «Каша из топора есть такие фразеологизмы как : в ус не дует, стал выходить из себя, в два счета, делать нечего, для отвода глаз, стал зубы заговаривать, за обе щеки и др.
Стоит отметить, что раньше дети этих фразеологизмов не замечали, а значит и не полностью понимали красоту сказки, а в сказках их бывает много и они делают ее очень интересной и красивой.
После того, как мы познакомили детей с фразеологизмами, мы начали проводить работу по их закреплению.
С этой целью мы использовали игры. Например,
игра «Фразеологический зоопарк».
Вариант 1. Я называю фразеологизм, но опускаю название животного. Дети должны подобрать соответствующую картинку с изображением животного.
Вариант 2: Я показываю изображение животного, дети называют один фразеологизм или несколько, объясняют его (их) значение.
игра «Нарисуй фразеологизм»
Дети выбирают любой фразеологизм, рисуют его и затем объясняют. Или другие дети отгадывают, какой фразеологизм нарисован.
игра «Аукцион»
Детям называются слова (зубы, ноги, уши) и они должны подобрать как можно больше фразеологизмов с этим словом. Например: ухо – развесить уши, медведь на ухо наступил, вешать лапшу на уши и т. д.
Так же с этой целью проводились игры «Покажи фразеологизм» (Один ребенок показывает фразеологизм с помощью мимики, жестов, а остальные должны отгадать, «Я начну, а ты продолжи». (Я начинаю фразеологизм, а ребенок должен его закончить: дрожит как…осиновый лист, сидеть…сложа руки, крутиться как…белка в колесе и т. д.)
После проведенной работы в марте мы провели повторную диагностику. Анализ результатов показал, что уровень понимания фразеологизмов стал выше, 60% детей хорошо понимали значение слова фразеологизм, они уверенно стали использовать их в речи, а подобрать картинку к фразеологизму совсем не составляло труда абсолютно для всех детей.
Проведя такую работу, мы убедились, что дети подготовительной группы легко усваивают материал по теме «Фразеологизмы», нужно только выстроить эффективную, интересную, систематическую работу в данном направлении. Не нужно бояться, что дети не смогут что-то понять, нужно их просто учить, не откладывая работу на школьный период обучения.
А сейчас мы предлагаем посмотреть видео, как наши дети объясняют фразеологизмы.