Зубкова Лилия Олеговна
«Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста» отчет по самообразованию
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Десятова Лилия Олеговна
Тема: «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста».
Умственное воспитание дошкольника является одной из сторон общего воспитательного процесса, осуществляемого в детском саду.
Актуальность работы заключается в следующем:
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Отчеты и анализы о проделанной работе
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Развитие умственных способностей является наиболее благоприятной для развития способностей детей.
Я определила цели своей работы:
- Формировать умение выполнять полученные знания о на практике;
- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
- Развивать эстетическую оценку, стремление к самореализации.
Передо мною были поставлены следующие задачи:
- Расширять представление о многообразии окружающего мира, используя не только умственные, но и речевые качества;
- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- Воспитывать внимательность, чувство гармонии.
Гипотеза представляет собой – процесс умственных способностей дошкольников пройдет успешно, если:
1). Теоретически расширять представления о многообразии окружающего мира;
2). Выявить нетрадиционные для дошкольного образования художественные техники и научно обосновать доступность дошкольникам средств выразительности;
4). Обеспечить преемственность и последовательность в развитии у детей умственных способностей, учёт возрастных и индивидуальных способностей дошкольников;
5). Создать педагогические условия для развития умственных способностей.
Работу проводила поэтапно:
- на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по изучению и применению полученных знаний вне только на занятиях, но и в повседневной жизни.
- на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей.
Были использованы следующие средства:
-Совместная деятельность воспитателя с детьми;
-Самостоятельная деятельность детей;
-Предметно-развивающая среда.
Применяла такие методы:
-словесные,
-наглядные,
-практические,
-игровые.
Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых умственные способности, ребенок учится мыслить по другому.
Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.
Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Важнейшим средством умственного воспитания является окружающая нас природа. Она постоянно привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизирует начальные моменты познания и восприятия.
Правильное сочетание на занятиях руководства воспитателя и активность самих детей – одно из важных условий обучения.
Работая на старшей группе, придаю огромное внимание активизации умственной деятельности не только на занятиях, но и в повседневной жизни.
Планируя занятие, определяю его содержание, свою деятельность. обязательно стараюсь предусмотреть активную деятельность детей.
Любое занятие: по развитию речи, изо – деятельности, по формированию элементарных математических представлений, стараюсь продумать его основательно, всегда продумаю новый материал, стараюсь внести что-то интересное, забавное, чтобы повысить активность у детей :
Например загадки – шутки: «На какое ведро садится ворона во время дождя?»
«Пять пальцев и не одного ногтя».
В работе с детьми использую разные методы и приемы; готовлю наглядный материал, чтобы дети смогли постичь сущность литературного произведения, идейный замысел автора. Тщательно готовлюсь к чтению сказки; сначала стараюсь вызвать интерес к содержанию произведения, чтобы удержать их внимание. С этой целью применяю приемы: рассматривание картин или предмета о котором будет идти речь, загадываю загадки, читаю четверостишие или знакомлю детей с портретом писателя, чьё произведение будет прочитано.
Учу активно. Внимательно слушать, вдумываться в текст в процессе слушания. После чтения провожу беседу по содержанию произведения с помощью вопросов. Вопросы продумываю так, чтобы сохранить ту нравственную атмосферу, которая присуща произведению.
В старшей группе дети уже хорошо размышляют, обдумывают свои ответы.
На занятиях по ознакомлению с природой, на прогулках наблюдаем за живой и неживой природой. Наблюдения очень продуктивно проводить с подгруппой (5-6 человек). Внимание у детей устойчивое, вижу глаза каждого ребенка. Для активизации внимания читаю отрывки из произведений А. С. Пушкина, Бунина.
У нас на участке растут деревья различных пород: хвойные, лиственные, плодовые, всего 19 видов, поэтому каждый день планирую наблюдения за деревьями. Обращаю внимание на крону дерева, ищем сходство, различие (тополь – ель, (липа – рябина, (ива – береза) – прием сравнения вызываем потребность в активной мыслительной деятельности.
Осенью провожу занятия по ознакомлению с характерными особенностями овощей, фруктов, используя прием сравнения (яблоко – картофель, помидор, (морковь – свекла, таким образом используя сравнения противопоставления, аналогии, классификацию а также умение делать выводы – способствовало развитию логического мышления дошкольника.
Большую ценность для умственного и речевого развития представляют загадки. Они не только расширяют представления детей о каком- то определенном предмете, но и развивают наблюдательность, учат думать отвлеченно, мыслить, подмечать характерные признаки предметов, т. е. способствуют речевому и умственному развитию. Например:
Четыре крыла, а не бабочка.
Крыльями машет, а не места.
Когда собаке исполнится пять лет,
Что будет дальше?
На занятиях по формированию у дошкольников элементарных математических представлений стараюсь сочетать известное с новым, а именно с занимательной математикой, развивающими логико – математическими играми и упражнениями.
Использование занимательной математики позволяет упражнять не только память, но и мыслительные процессы. Логико – математические игры способствуют развитию таких умственных операций, как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета.
Дети учатся догадываться, доказывать – а это путь к развитию умственных способностей у детей.
Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию умственных способностей детей. Это Амоношвили Ш. Я. Созидал человека -- М:, 1982; Афонькина Ю. Спецкурс -психолого-педагогические проблемы педагогической игры. -- Дошкольное воспитание №9, 1998.; Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. -- М: Просвещение, 1985; Воспитание и развитие дошкольника / Под ред. проф. И. П. Прокопьева и проф. П. Т. Фролова. -- Москва - Белгород, 1995., и другие.
Задача взрослого – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренные ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.
Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив».
Перспектива:
1) .Продолжить работу по развитию умственных способностей детей.
«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
(В. А. Сухомлинский)