Светлана Карачина
Отчет по самообразованию «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по самообразованию :
«Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста».
Моя творческая работа состоит из двух разделов: «Формирование нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредствам русских народных сказок» и вторая часть: «Формирование духовно- нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста посредствам сказок»
Публикация «Отчет по самообразованию „Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
В 2018 - 2019 учебном году, т. к. у меня дети старшего возраста, я взяла тему по самообразованию : «Формирование духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста посредствам сказок»
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, у детей искажены представления о нравственных качествах : доброте, милосердии, справедливости.
По наблюдениям за деятельностью воспитанников группы, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, нежеланию делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека. Для решения данной проблемы я выбрала русские народные сказки, рассказы известных писателей, таких как Осеева В., Катаев В., Сутеева В. Г., Маршак С., которые близки мышлению и представлениям ребёнка. А также беседы «Традиции русского народа»; «Народные гуляния и забавы»; «Кем быть?»; «Каждая ссора красна примирением» и многие другие.
Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живет ребенок. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка рассказанная малышу. Сказка не дает прямых наставлений детям – «Слушайся родителей, уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.
Таким образом, я поставила перед собой следующую цель: Способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста морально-этических и нравственных качеств личности; повысить свой теоретический, научно – методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.
А для достижения цели определила следующие задачи:
1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы и в интернет-источниках.
2. Систематизировать работу по данной теме, используя информационные технологии.
3. Заложить у детей основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способствовать гармоничному взаимодействию дошкольников со сверстниками и другими людьми.
5. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
6. Организовать и провести мероприятия по данному направлению с родителями и педагогами ДОУ.
7. Помочь семье в формировании ценностной сферы личности ребенка на основе приобщения к традициям Российской культуры.
8. Способствовать освоению и применению в профессиональной деятельности техник взаимодействия с семьёй в вопросах приобщения детей старшего дошкольного возраста к детской литературе.
Приступая к работе по данной теме, я использовала следующую литературу:
1. В. В. Малова Конспекты занятий по духовно-нравственному воспита-нию дошкольников.
2 Занятия, игры, упражнения / под. ред. Л. В. Кузнецовой; М. А. Панфиловой. - М. : Сфера ТЦ, 2002, с. 64
3. Колпакова, Н. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста / Н. Колпакова // Дошкольное воспитание. – 1999. - №10. – С. 41-44.
4. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / В. И. Петрова, Т. Д. Стульник - М. : Мозаика-Синтез, 2006, 72 с.
5. Интернет – ресурсы.
В своей работе с детьми я старалась использовать все сферы разнообразной деятельности, охватывать их умственное, физическое и эстетическое формирование. Применяла следующие виды деятельности: общественная, патриотическая, учебная, трудовая, деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми и др. В процессе активного участия в разнообразной деятельности у детей развивается понимание (осознание) того, как их необходимо осуществлять, формируются ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные качества. Практически вся деятельность воспитательной работы была направлена на побуждение сознанию коллектива, организацию общественно-полезной работы – в основе, которой стояло нравственное воспитание, формирование у детей убеждений, ответственного отношения к выполнению своих обязанностей и морального долга.
В своей воспитательской деятельности я старалась использовать различные методы педагогической работы:
• формирования сознания (рассказ, беседа, объяснение, использование примера, убеждение и внушение);
• формирования поведения (приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций, игра);
• стимулирования (поощрение, наказание, соревнование).
Важнейшим условием успешной реализации подхода является создание среды.
В группе создан «Книжный уголок», который знакомит детей с русскими народными сказками, рассказами писателей,, также есть «Уголок ряженья», в котором имеются маски и костюмы для самостоятельной игры.
Изучение темы начала с подбора литературы: В. Катаев "Цветик семицветик"; В. Осеева «Волшебное слово»; русские народные сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Лиса и кувшин»; Н. Артюхова «Трудный вечер»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»; Б. Алмазов «Горбушка»; В. Драгунский «Друг детства»; «Кукушка» ненецкая народная сказка и др. Также мы посвятили неделю произведениям В. Г. Сутеева и дала открытое занятие по сказке «Кораблик» : пересказ сказки с помощью опорных схем, по телефону другу.
В течение года было организовано чтение литературных произведений с рассматриванием иллюстраций и обсуждением поступков героев. Это воспитывает интерес к произведениям, учит сопоставлять иллюстрации с фрагментами. Самый распространенный метод – это чтение воспитателем. Старалась детям читать выразительно, завораживающе, меняя интонацию голоса. Дети слушали меня с интересом, внимательно, переживали за героев сказки. Во время чтения книг учила детей аккуратности и бережному обращению с книгой.
Также в течение года проводились дидактические игры на материале известных детям произведений. Дети учились пересказывать фрагменты прочитанного, закрепляли их названия.
В течении года был проведен ряд бесед направленных на раскрытие смысла различны нравственных качеств личности, такие «Добрые дела»; «Вежливая просьба» ( Цель: раскрыть детям смысл понятия «доброжелательность», «вежливость»); : «Зайчик, который всем помогал»; «Берегите книгу».( цель: познакомить детей с таким понятием, как взаимопомощь, бережное отношене к вещам); «Традиции русского народа»; «Народные гуляния и забавы» ( цель: познакомить детей с культурными традициями России); : «Урок дружбы»; «Спасибо за правду» ( цель: обобщить имеющиеся у детей знания о дружбе; формировать умение договариваться, помогать друг другу; раскрыть детям смысл понятий, правда – неправда, честность – ложь) и многие другие. Беседуя с детьми, я побуждала их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, давала ребятам высказаться. Это позволило мне понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С моей помощью ребята учились справедливо оценивать поступки своих сверстников, учились понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
В январе в группе был организован конкурс детских рисунков «Мой любимый герой».
Рассмотрели понятие «Дружба». Детям было дано задание вместе с родителями найти и выучить пословицы и поговорки о дружбе, которое выполнило большинство детей.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям- к матери, отцу, бабушке, дедушке –это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Для этого с детьми были проведены циклы занятий: «Наша семья», «Мои папа» «Славим женщину –мать» и т. д, а все это было так же подкреплено в изобразительной деятельности, совместно с детьми рисовали, лепили, делали аппликации.
В феврале были проведены беседы «Герои и патриоты нашей Родины», «Ничто не забыто», «Слава воинам России» и т. д. совместно с папами мы провели спортивный праздник ко Дню Защитников Отечества, был изготовлен альбом «Российская армия», для пап были приготовлены подарки детьми группы, а так же была фотовыставка «Мой папа самый, самый…». Такая работа позволила детям закрепить знания о российских воинах, родах войск, воспитала уважение к воинам защитникам нашей родины.
В марте мы поздравляли мам и бабушек. Дети делали для них подарки своими руками, а также прошел утренник посвященный 8 марта. Мы с детьми организовали неделю «Добрых дел». По окончанию этой недели дети составили отчет в виде книжки- малышки «Как я маме помогал», «Мастер добрых дел». Дети нарисовали портреты своих мам и мы оформили стенгазету «Мама милая моя, как же я люблю тебя!». Проделанная работа изменила взаимоотношения у детей с мамами : с потребительских на уважение и понимание, как отметили сами родители.
В апреле была проведена литературная викторина «Что за прелесть эти сказки!». В ходе викторины обобщили знания по сказкам.
Также не маловажное значение имеет и работа с родителями. В беседах с родителями я заметила, что их волнуют проблемы подготовки ребёнка к школе, а воспитанию таких качеств, как справедливость, честность, вежливость, доброжелательность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения. Поэтому я поставила перед собой задачу: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах нравственного воспитания, используя:
1. Консультации для родителей. Тема: «Роль семьи и воспитателей в духовно-нравственном воспитании детей»; «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения детей старшего дошкольного возраста», «Воспитание чтением», «Формирование нравственных качеств - важный аспект к подготовке к школе»; «Хороший пример заразителен»; Семинар-практикум для родителей на тему «Пути к бесконфликтной дисциплине ребенка»; Памятка на тему «Духовность и нравственность - как базовая основа личности человека».
2. индивидуальные беседы и консультации.
В мае планирую провести мониторинг духовно-нравственных качеств у детей приобретенных за учебный год по методу Нижегородцевой «Нравственная лесенка».
Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:
- дети научились понимать смысл литературных произведений;
- отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя;
- произошло взаимопонимание, благодаря совместной работе детей и родителей;
- улучшилось взаимопонимание с родителями, они принимают участие в праздниках, выставках, родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.
Результатом процесса самообразования явилось пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми.
Завершая, я могу сказать следующее, нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Понимая, что нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, что оно оказывает огромное влияние на умственное развитие, на трудовую подготовку, на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов, я буду и в дальнейшем продолжать работать над проблемой нравственного воспитания своих дошкольников, добиваясь нужных результатов.