МААМ-картинки

Развитие словаря и формирование произносительных возможностей у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Оксана Доблер
Развитие словаря и формирование произносительных возможностей у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для родителей

Цель: Познакомить родителей с особенностями работы с детьми с умственной отсталостью.

Задачи:

Познакомить родителей со способами развития :

- познавательного интереса;

- пассивного словаря (понимания речи);

Публикация «Развитие словаря и формирование произносительных возможностей у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью» размещена в разделах

- развитием произносительных навыков;

- тактильной чувствительности; мелкой моторики рук.

Познакомить родителей со способами формирования произвольных произносительных навыков.

Познакомить родителей со способами снятия напряжения у детей;

Познакомить родителей со способами поддержания интереса к играм и упражнениям, превратив их в занимательную игру;

Оборудование:

Сенсорный бассейн с фасолью, декоративные игрушечные цветочки, карточки с изображением цветов, деревьев, карточки-символы звуков, «Волшебный мешочек», коробочка с крышечкой, игрушка уточка с широко открывающимся клювом, фотоальбом с фотографиями, альбомы Новиковой-Иванцовой Т. Н.

Ход занятия:

Как вам известно, до момента появления первых слов должна произойти закладка речевого фундамента:

Проявление интереса у ребенка к понимаю окружающих его звуков и желание взаимодействовать с миром посредством вербального общения (о сенсорном опыте);

Способность различать речь, музыкальные, бытовые шумы.

Достаточный уровень развития зрительного и слухового внимания.

Достаточный объем понимания обращенной речи (объем пассивного словаря).

Наличие способности подражать и повторять.

Т. о. ребенок постепенно понимает слова взрослых, и у него нарабатывается пассивный словарный запас (понимание речи) и шаг за шагом, приобретает навыки речевого общения.

Накопление пассивного словаря

Основное правило для успешного развития понимания речи : соотнесение слова и того, что оно означает, должно быть максимально очевидным для ребенка.

Накопление словаря ребенка происходит в следующей последовательности:

Существительные:

- Предмет предъявляется и называется.

- Ребенка знакомят с назначением предмета.

- Организуется игра, во время которой предмет неоднократно называется.

- Ребенок по слову находит предмет при выборе их двух.

- Ребенок находит предмет по просьбе, выбирая его из большого количества

предметов.

- Для формирования понятия ребенку предъявляется аналогичные, но отличающиеся по цвету, величине, текстуре, и их изображения.

- Название предмета включается в игры, песенки, потешки. Начинается работа над включением слова в активный словарь ребенка.

Многократное повторение также благотворно влияет на запоминание.

- Таня, это цветок. (рисунок на белом фоне)

- Таня, на цветок. (вырезанный по контуру цветок)

- Таня, открывай коробочку. Что там? (живой цветок, бутон розы)

- Это цветок.

- Понюхай! Ах!

- Таня, развяжи мешочек. Что в мешочке? (искусственный цветок)

- Это цветок.

Д/и «Ищи!» (бассейн для ладошек с фасолью и декоративными цветочками)

- Таня, ищи!

- Ура! (показ артикуляции, ребенок повторяет) Нашла!

- Цветок!

- Кто молодец?

Помочь ребенку показать жестом (ладонь на грудь или указательный палец, по возможности ребенка)

- Я! (ребенок указывает на себя)

Ребенок находит в бассейне 5 цветочков и складывает в корзиночку. Каждый раз при успешном поиске, педагог называет слово «Цветок». Стимулирует ребенка к произнесению слова «Ура», «Я».

- Таня, дай мне цветок.

Стимулируем ответ ребенка: «На».

- Таня, где Утя. (игрушка Уточка)

- Позови! Утя! (логопед акцентирует внимание на артикуляции по методике Т. В. Грузиновой)

- Утя принесла картинки.

( 2 картинки: цветок и дом)

- Таня, дай цветок.

Стимулируем ответ ребенка: «На».

Далее педагог предлагает 5 картинок

- Таня, дай Утке цветок.

Стимулируем ответ ребенка: «На».

Исходя из возможностей ребенка можно предложить игру «Найди такой же»

Глаголы:

Знакомство ребенка с действием или с изображающей действие картинкой. Например, знакомство с глаголом «идёт».

1. Организуется игра, во время которой это действие многократно обыгрывается и называется. Обычно, проводится по простым лаконичным сюжетным картинкам. Я использую методику Новиковой-Иванцовой Т. Н. («От слова к фразе» альбом № 1). В этом альбоме подобран лексический и дидактический материал, который будет способствовать интересному и многократному упражнению детей. Для этой работы нужны ранее усвоенные названия шести игрушек: кошка, мишка, заяц, кукла, поросенок. При этом дети могут называть их боле простыми по структуре словами (киса, миша, зая, ляля, хрюша). На данном этапе не так важно звукопроизносительное качество слов. Необходимо их многократное повторение, употребление в разных ситуациях, что будет способствовать пониманию, уточнению, расширению, а также совершенствованию словаря. Каждый глагол отрабатывается с указанными шестью игрушками (миша идёт, киса идёт и др.).

На данном этапе так же продолжаем работать над формированием у детей указательного жеста.

Сначала я называю: «Миша идёт», «Киса идёт»

- Таня, покажи, где киса идет. (ребёнок показывает и по возможности, называет)

Если ребёнок затрудняется, показываю его пальцем картинку.

Затем предлагаю ребенку поиграть с карточками:

- Миша идёт. Закрой картинку. (ребенок сам или с помощью кладет на нее карточку).

Когда картинки все закрыты, инструкция меняется: «Миша идет. Открой картинку». Ребёнок сам или с помощью взрослого поочередно открывает все картинки. Сначала все эти задания проводятся в порядке данном на листе: слева направо, сверху вниз. Постепенно порядок нахождения, закрывания и открывания меняется. Необходимо учить ребенка вслушиваться и понимать инструкцию взрослого.

После глагола «идёт» в том же порядке отрабатывается следующий – «бежит». Далее идёт дифференциация глаголов «идёт - бежит». Каждый новый отработанный глагол дифференцируется с ранее известными.

2. Ребенок выбирает одно из двух действий (миша идёт - миша спит).

3. Выбор из большого количества вариантов.

4. Включение слова в быт и игры. Как вариант - работа с семейным фотоальбомом ребенка (Что делает папа/мама/баба/деда? и др.).

5. Включение слова в активный словарь. На данном этапе использую лото и другие настольно-печатные игры.

Знакомство с другими частями речи происходит по аналогичной методике.

Не совершайте ошибок:

Темп речи не должен быть быстрым;

Речь должная быть полнозвучной, т. е. четкое произнесение гласных звуков с выделением ударных гласных, несколько удлиняя их;

Выдерживайте паузы между обращением к ребёнку (инструкцией что делать) и выполнением им заданного действия. Детям необходимо время осознать инструкцию и уж потом выполнить необходимое действие.

Общайтесь с ребенком простыми и привычными фразами, не добавляйте слова, которые не пригодятся в ближайшее время;

Используйте четкие короткие понятные инструкции: «Покажи», «Дай»;

Старайтесь использовать одни и те же слова для обозначения действий;

Интонация должна быть доброжелательная, не осуждающая;

Ежедневно работайте над расширением словарного запаса;

Игнорируйте просьбы, озвученные криком, если это возможно, просите конкретики;

Напоминайте, что нужно смотреть в лицо человека, с которым ребенок ведет беседу или занимается;

Развитие моторики ускоряет прогресс;

Предлагайте детям раскрашивать, лепить, мастерить, играйте вместе.

Формирование словаря у ребенка с особенностями в развитии требует достаточно длительной работы, большого старания и умения. Ориентируйтесь на его развитие и будьте готовы к небольшим шагам.

Публикации по теме:

Формирование активного словаря у младших школьников с умственной отсталостью Как отмечают многие исследователи, нарушения познавательной деятельности у умственно отсталых детей накладывают отпечаток на формирование.

Формирование словаря у детей дошкольного возраста "Формирование словаря у детей дошкольного возраста". Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во.

Характеристика детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений.

Развитие социально-коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы Актуальность : Проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена тем, что выпускники специальной школы попадают.

Фронтальное занятие для детей с умеренной умственной отсталостью «У нас в гостях петушок» Фронтальное занятие для детей с умеренной умственной отсталостью Развитие ручной моторики, развитие слухового восприятия, развитие течи.

Конспект занятия «День русской поэзии» для детей с умственной отсталостью Конспект межгруппового занятия на тему: «День русской поэзии» Цель: речевое развитие и формирование интереса к художественному слову, умения.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой (для детей с умственной отсталостью) Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой (для детей с умственной отсталостью) 2018г. Разработала: Савосина Я. Н.

Формирование навыков коммуникативного общения у детей с умственной отсталостью Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими.

Психологические особенности эмоционального развития детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью Психологические науки Архипова М. Г. студентка 2 курса магистратуры группы 580352 ТГПУ им. Л. Н. Толстого г. Тула, Российская Федерация.

Развитие эмоциональной сферы и эмоционального образа у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью УДК 159.923.2 М. Г. Архипова студентка 2 курса магистратуры группы 580352 ТГПУ им. Л. Н. Толстого г. Тула, Российская Федерация Развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие словаря и формирование произносительных возможностей у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
Опубликовано: 20 мая 2019 в 21:18
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие словаря и формирование произносительных возможностей у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Доблер в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД