Оксана Доблер
Развитие словаря и формирование произносительных возможностей у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для родителей
Цель: Познакомить родителей с особенностями работы с детьми с умственной отсталостью.
Задачи:
Познакомить родителей со способами развития :
- познавательного интереса;
- пассивного словаря (понимания речи);
Публикация «Развитие словаря и формирование произносительных возможностей у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
- развитием произносительных навыков;
- тактильной чувствительности; мелкой моторики рук.
Познакомить родителей со способами формирования произвольных произносительных навыков.
Познакомить родителей со способами снятия напряжения у детей;
Познакомить родителей со способами поддержания интереса к играм и упражнениям, превратив их в занимательную игру;
Оборудование:
Сенсорный бассейн с фасолью, декоративные игрушечные цветочки, карточки с изображением цветов, деревьев, карточки-символы звуков, «Волшебный мешочек», коробочка с крышечкой, игрушка уточка с широко открывающимся клювом, фотоальбом с фотографиями, альбомы Новиковой-Иванцовой Т. Н.
Ход занятия:
Как вам известно, до момента появления первых слов должна произойти закладка речевого фундамента:
Проявление интереса у ребенка к понимаю окружающих его звуков и желание взаимодействовать с миром посредством вербального общения (о сенсорном опыте);
Способность различать речь, музыкальные, бытовые шумы.
Достаточный уровень развития зрительного и слухового внимания.
Достаточный объем понимания обращенной речи (объем пассивного словаря).
Наличие способности подражать и повторять.
Т. о. ребенок постепенно понимает слова взрослых, и у него нарабатывается пассивный словарный запас (понимание речи) и шаг за шагом, приобретает навыки речевого общения.
Накопление пассивного словаря
Основное правило для успешного развития понимания речи : соотнесение слова и того, что оно означает, должно быть максимально очевидным для ребенка.
Накопление словаря ребенка происходит в следующей последовательности:
Существительные:
- Предмет предъявляется и называется.
- Ребенка знакомят с назначением предмета.
- Организуется игра, во время которой предмет неоднократно называется.
- Ребенок по слову находит предмет при выборе их двух.
- Ребенок находит предмет по просьбе, выбирая его из большого количества
предметов.
- Для формирования понятия ребенку предъявляется аналогичные, но отличающиеся по цвету, величине, текстуре, и их изображения.
- Название предмета включается в игры, песенки, потешки. Начинается работа над включением слова в активный словарь ребенка.
Многократное повторение также благотворно влияет на запоминание.
- Таня, это цветок. (рисунок на белом фоне)
- Таня, на цветок. (вырезанный по контуру цветок)
- Таня, открывай коробочку. Что там? (живой цветок, бутон розы)
- Это цветок.
- Понюхай! Ах!
- Таня, развяжи мешочек. Что в мешочке? (искусственный цветок)
- Это цветок.
Д/и «Ищи!» (бассейн для ладошек с фасолью и декоративными цветочками)
- Таня, ищи!
- Ура! (показ артикуляции, ребенок повторяет) Нашла!
- Цветок!
- Кто молодец?
Помочь ребенку показать жестом (ладонь на грудь или указательный палец, по возможности ребенка)
- Я! (ребенок указывает на себя)
Ребенок находит в бассейне 5 цветочков и складывает в корзиночку. Каждый раз при успешном поиске, педагог называет слово «Цветок». Стимулирует ребенка к произнесению слова «Ура», «Я».
- Таня, дай мне цветок.
Стимулируем ответ ребенка: «На».
- Таня, где Утя. (игрушка Уточка)
- Позови! Утя! (логопед акцентирует внимание на артикуляции по методике Т. В. Грузиновой)
- Утя принесла картинки.
( 2 картинки: цветок и дом)
- Таня, дай цветок.
Стимулируем ответ ребенка: «На».
Далее педагог предлагает 5 картинок
- Таня, дай Утке цветок.
Стимулируем ответ ребенка: «На».
Исходя из возможностей ребенка можно предложить игру «Найди такой же»
Глаголы:
Знакомство ребенка с действием или с изображающей действие картинкой. Например, знакомство с глаголом «идёт».
1. Организуется игра, во время которой это действие многократно обыгрывается и называется. Обычно, проводится по простым лаконичным сюжетным картинкам. Я использую методику Новиковой-Иванцовой Т. Н. («От слова к фразе» альбом № 1). В этом альбоме подобран лексический и дидактический материал, который будет способствовать интересному и многократному упражнению детей. Для этой работы нужны ранее усвоенные названия шести игрушек: кошка, мишка, заяц, кукла, поросенок. При этом дети могут называть их боле простыми по структуре словами (киса, миша, зая, ляля, хрюша). На данном этапе не так важно звукопроизносительное качество слов. Необходимо их многократное повторение, употребление в разных ситуациях, что будет способствовать пониманию, уточнению, расширению, а также совершенствованию словаря. Каждый глагол отрабатывается с указанными шестью игрушками (миша идёт, киса идёт и др.).
На данном этапе так же продолжаем работать над формированием у детей указательного жеста.
Сначала я называю: «Миша идёт», «Киса идёт»
- Таня, покажи, где киса идет. (ребёнок показывает и по возможности, называет)
Если ребёнок затрудняется, показываю его пальцем картинку.
Затем предлагаю ребенку поиграть с карточками:
- Миша идёт. Закрой картинку. (ребенок сам или с помощью кладет на нее карточку).
Когда картинки все закрыты, инструкция меняется: «Миша идет. Открой картинку». Ребёнок сам или с помощью взрослого поочередно открывает все картинки. Сначала все эти задания проводятся в порядке данном на листе: слева направо, сверху вниз. Постепенно порядок нахождения, закрывания и открывания меняется. Необходимо учить ребенка вслушиваться и понимать инструкцию взрослого.
После глагола «идёт» в том же порядке отрабатывается следующий – «бежит». Далее идёт дифференциация глаголов «идёт - бежит». Каждый новый отработанный глагол дифференцируется с ранее известными.
2. Ребенок выбирает одно из двух действий (миша идёт - миша спит).
3. Выбор из большого количества вариантов.
4. Включение слова в быт и игры. Как вариант - работа с семейным фотоальбомом ребенка (Что делает папа/мама/баба/деда? и др.).
5. Включение слова в активный словарь. На данном этапе использую лото и другие настольно-печатные игры.
Знакомство с другими частями речи происходит по аналогичной методике.
Не совершайте ошибок:
Темп речи не должен быть быстрым;
Речь должная быть полнозвучной, т. е. четкое произнесение гласных звуков с выделением ударных гласных, несколько удлиняя их;
Выдерживайте паузы между обращением к ребёнку (инструкцией что делать) и выполнением им заданного действия. Детям необходимо время осознать инструкцию и уж потом выполнить необходимое действие.
Общайтесь с ребенком простыми и привычными фразами, не добавляйте слова, которые не пригодятся в ближайшее время;
Используйте четкие короткие понятные инструкции: «Покажи», «Дай»;
Старайтесь использовать одни и те же слова для обозначения действий;
Интонация должна быть доброжелательная, не осуждающая;
Ежедневно работайте над расширением словарного запаса;
Игнорируйте просьбы, озвученные криком, если это возможно, просите конкретики;
Напоминайте, что нужно смотреть в лицо человека, с которым ребенок ведет беседу или занимается;
Развитие моторики ускоряет прогресс;
Предлагайте детям раскрашивать, лепить, мастерить, играйте вместе.
Формирование словаря у ребенка с особенностями в развитии требует достаточно длительной работы, большого старания и умения. Ориентируйтесь на его развитие и будьте готовы к небольшим шагам.