Елизавета Никологло
Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность исследования определяется тем, что формирование словаря детей является необходимым условием успешного развития ребенка. При этом необходимо учитывать, что при овладении речью ребенок приобретает не только навыки эффективной коммуникации, овладевает умениями выражать собственные мысли, но и развивается интеллектуально, социально, личностно.
Публикация «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
Своевременное формирование словаря ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Процесс приобретения ребенком дошкольного возраста знаний происходит в игровой деятельности. По мере взросления ребенка ему становятся доступны различные виды и формы игр, важное значение среди которых занимает дидактическая игра. В процесс использования дидактической игры в различных режимных моментах жизни дошкольной группы, при организации специальных занятий необходимо помнить о разноплановом влияние данного вида игры на развитие ребенка. В частности, большинство современных исследователей указывают на эффективность использования дидактических игр при формировании словаря у дошкольников.
Проблема развития речи с использование игровых способов обучения является актуальной среди широкого круга исследователей. Это видно из работ А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. М. Шахнаровича, А. Г. Арушановой и других. Работы Ф. А. Сохина, Н. П. Серебренникава, М. И. Поповой, А. В. Захаровой обогащают исследование особенностей развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Можно выделить насколько направлений исследований, которые имели существенное значение для данной работы. Общие вопросы формирования речи обозначены в научных трудах Л. С. Выготского, Л. А. Венгера, В. С. Мухиной, А. А. Леонтьева.
Необходимо отметить тот факт, что не смотря на значимость и эффективность использования дидактических игр в процессе формирования словаря детей дошкольного возраста, еще многие вопросы, относящиеся как в теоретическим основам данного процесса, так и к их применению на практике остаются малоизученными. Вследствие этого возникает противоречие между потребностью общества в формировании речевых способностей детей, снижении количества дошкольников с патологиями речевого развития, и слабым использованием на практическом уровне возможностей дидактической игры для решения данных проблем.
Отмеченное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в определении возможностей дидактической игры и игровых упражнений в процессе развития словаря детей дошкольного возраста.
Целью данного исследования является изучение возможностей использования дидактической игры как средства развития словаря дошкольников.
Объектом данного исследования являются процесс развития словаря дошкольников.
Предметом данного исследования является дидактическая игра как средство развития словаря дошкольников.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить значение игры в дошкольном возрасте.
2. Выделить особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать научные подходы к возможности использования дидактических игр и упражнений для речевого развития дошкольников.
4. Рассмотреть виды дидактических игр, используемых для развития словаря старших дошкольников.
5. Выделить задачи и содержание словарной работы в детском саду.
Методологическую основу исследования составили:
1. культурно-историческая теория Л. C. Выготского и положение о решающей роли обучения в психическом развитии ребенка;
2. концепция Л. A. Венгера о развитии познавательных способностей.
В работе использовались методы анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования.