Нина Ивановна Воробьёва
Научные исследования особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте открывается многообразие окружающего мира, ребенок вступает в разнохарактерные взаимодействия, с различными сфера-ми действительности проявления себя доступным образом – эмоционально.
В научных исследованиях отмечается многообразие понятий «эмоция». Так, по мнению К. Изарда, целостное определение эмоции должно принимать во внимание три аспекта или компонента, характеризующие это явление:
а) переживаемое или осознаваемое ощущение эмоции;
Публикация «Научные исследования особенностей эмоционального развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
б) процессы, происходящие в нервной, эндокринной, дыхательной, пи-щеварительной и других системах организма;
в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоции в ча-стности, те, которые отражаются на лице.
В советском энциклопедическом словаре эмоции – реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженные субъективную окраску и охватывающие все виды чувстви-тельности и переживаний; связанных с удовлетворением или неудовлетворе-нием различных потребностей организма [18,1570].
С психологической точки зрения (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский) - эмоция» - это психическое отображение в форме непространственного при-страстного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обуслов-ленных свойств к потребностям субъекта [38, 461].
Е. В. Рылеева считает, что эмоции – это переживание, связанное с при-страстным отношением к чему бы то, ни было. Поскольку мотивы у всех лю-дей разные, то одно и то же событие выражает различные эмоциональные переживания, и следы от события в памяти каждого остаются разные. Моти-вы у всех детей разные, поэтому одно и тоже событие вызывает разные эмо-циональные переживания, а главное следы от события в памяти остаются разные. С их помощью регулируется поведение ребенка.
С. Л. Рубинштейн, А. В. Петровский создавая теорию мотивации, осно-вываются на желание, описанное З. Фрейдом в его работах. Авторы его ин-терпретируют, как «когнитивно – аффективное понятие, ограниченное по-тенциально примитивным или неприятными исходами действий» [Цит. по 39, 36]. Умеренная степень рассогласования возбуждает умеренное удовольствие и интерес, а выраженное и неожиданное рассогласование возбуждают испуг и неудовольствие.
В 1977 году Дал развивает теорию мотивации, которая может сделать понятия эмоций значимой частью психоаналитической теории. Он разделяет эмоции на два класса : подразумевающие объекты и не подразумевающие объекты. Первые состоят из трех частей: различающего восприятия (чувство опыта); желания; выражения (межличностного, пантономического).
Вторые включают отрицательные эмоции – тревогу и депрессию, а по-ложительные – рвение и оптимизм. И те, и другие рассматриваются как ин-стинктивные и имеющие характеристики, описанные С. Х. Раппопортом: без-условность избирательность, замещаемость и в некоторых случаях циклич-ность. В системе Дала эмоции имеют основные характеристики фрейдовских инстинктивных влечений и требуют удовлетворения аналогичным образом: «Бегством от вызывающий страх ситуации в страхе; поеданием пищи – при голоде и т. д.). Автор рассматривает эмоции, как приспособительные средст-ва, которые играли роль в выживании индивидов на всех эмоциональных уровнях.