Анна Перцева
Использование сказки как средства эмоционального, художественно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать
2. Вашему вниманию я хочу представить проект, который называется «Использование сказки как средства эмоционального, художественно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста».
3. Тема данного проекта выбрана мною не случайно. Сказка развивает мышление ребенка, его воображение, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к. расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи.
Публикация «Использование сказки как средства эмоционального, художественно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательней и полноценнее его общение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
4. Цель проекта: Развитие интегративных качеств личности: любознательности, активности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и детьми, способности решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту.
5. Задачи проекта: 1)Познакомить детей со сказками
2)Вызвать эмоциональный отклик
3)Развивать связную речь, обогащать словарный запас
4)Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, внимание
5)Учить отражать содержание сказок в играх, драматизациях, театрализованной деятельности
6)Развивать коммуникативные способности
6. Мною было отобрано следующее программно-методическое обеспечение:
Программа «Детство» (под. ред. Бабаевой)
«Знакомим детей с литературой» 3-5лет. Ушаковой, Гавриш
«Развитие речи и познавательных способностей дошкольников». Карповой
«Конспекты интегрированных занятий по развитию речи».
7. С целью модернизации предметно-развивающей среды мною были изготовлены пособия: «Колесо сказок», набор для работы с фланелеграфом «Теремок».
Также были приобретены различные пособия и дидактические игры.
8. В группе также имеются все виды театров по русским народным сказкам :
1)Резиновые игрушки персонажи, изображающие зверей
2)Пальчиковый театр
3)Перчаточный театр
4)Театры – матрешки
5)Шапочки – маски
6)Театр «ТРИЗ».
9. Реализация проекта происходит практически через все образовательные области пед. процесса и прежде всего это ОО «Чтение художественной литературы».
В непосредственно организованной образовательной деятельности я учу детей слушать сказки, начиная, конечно же от самых простых, русских народных «Репка», «Колобок», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Теремок», до авторских сказок, таких как: «Волшебник изумрудного города» (Волков)
«Дядя Федор, пес и кот» (Успенский)
«Приключения Незнайки и его друзей»
«Мумий Тролль» (Туве Янсон)
«Чиполлино» (Дж. Родари)
«Папа, мама, 8 детей и грузовик» (А. К. Вестли)
В группе имеются все данные книги.
Всё последующее знакомство с литературным наследием будет опираться на фундамент, заложенный в дошкольном детстве.
10. Интеграция проекта с ОО «Коммуникация».
В пед. практике высокий уровень речевой культуры обозначается с помощью термина «хорошая речь». В это понятие включаются три признака: богатство, точность и выразительность.
11. Основными ступенями овладения литературным языком являются правильность и коммуникативная целесообразность речи. На данном слайде представлена работа по развитию всех компонентов речи.
12. В своей работе я использую следующие методы и приё мы:
1) Чтение сказки
2) Пересказ с помощью иллюстрации
3) Пересказ с помощью «логического поезда»
4) Выкладывание пазлов - сказок
5) Моделирование сказки при помощи геометрических фигур
6) Дорисовывание недостающих элементов
7) Словесные игры «Назови ласково», «Кто сумеет похвалить», «Какой, какая,
какое», «от каждого по словечку»
8) Придумывание нового названия сказке, нового конца
9) Придумывание загадок о героях сказки
10) Использование технологии ТРИЗ «Вхождение в образ», «ТРИЗ - театр»
11) Сюжетно-ролевая игра по сказке
12) Показ сценок из сказок.
13. Интеграция с ОО «Познание».
«Быть человеком – это значит не только быть таким как все, владеть тем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами, способностями». В процессе ознакомления со сказками возникла идея привнести что-то новое, необычное. Этим новшеством явилось придумывание сказок по коллекциям игрушек. К примеру, коллекция ластиков, Ластик – предмет для стирания с бумаги следов карандаша, является предметом рукотворного мира, знакомит детей с таким материалом как резина, которая в руках человека может принимать любую форму. В данном случае ластики изображают предметы ближайшего окружения: мебель, животные, цветы, насекомые, одежда, рыбы, овощи, фрукты, грибы. Родители активно поддержали это новшество и откликнулись презентациями своих коллекций.
14. Для закрепления образов, которые возникают при прочтении или сочинительстве сказок наиболее эффективным способом является художественное творчество.
На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети передают образ героев сказок, используя разные материалы. Одной из форм работы является изготовление поделок – сказок совместно с родителями.
15. сказка – это особый мир, который позволяет в ненавязчивой форме рассказать детям о событиях происходящих в нашей жизни, профессиях, быте людей, а соответственно адаптировать их к жизни, социализировать их.
16. Конечно, для реализации данного проекта необходимо тесное взаимодействие с родителями. Мною были проведены мастер – классы по данной тематике, а также консультации «Знакомство родителей с авторскими сказками», родители были привлечены для презентаций своих коллекций, для изготовления поделок – сказок.
17. Одним из наиболее заметных результатов данного проекта явилось изготовление книг собственного сочинения маленьких писателей.
18. Для выявления эффективности данного проекта при освоении основных образовательных областей нами был проведен мониторинг по методике Верещагиной Н. В. В результате была выявлена положительная динамика. На данной диаграмме вы можете видеть среднее значение по освоению основных образовательных областей.
Данный проект имеет отклик творческой активности. Работы детей и родителей мы отправили на всероссийский конкурс детского творчества «Талант с колыбели». На данный момент ждем результатов конкурса.
19. Перспективы в работе.
Будет продолжена работа по ознакомлению детей со сказками, создание сказок детьми.
Продолжать привлекать родителей к созданию поделок – сказок, изготовлению пособий.
Изготовить пособие по авторским сказкам.
Открытие мини – музея коллекций.