Наталия Корнеева
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение-
детский сад комбинированного вида №3 «Радуга»
города Асино Томской области
Выступление на педагогическом совете по теме
«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средством исследования окружающего мира.»
Воспитатель:
Корнеева Наталия Александровна
2017 учебный год.
Публикация «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира» размещена в разделах
Тема: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средством исследования окружающего мира.
Актуальность заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Основная цель: формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
• Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
• Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
• Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
• Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
• Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
• Воспитание правильного поведения в природе.
Предполагаемый результат: Дети должны получить первичные представления о природе, многообразии животного и растительного мира иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на охрану природы, осознание детьми бережного отношения к природе, важность ее охраны и формирование практических знаний, умений, навыков в уходе за растениями, животными. Активизировать работу в уголке природы.
При выстраивании педагогического процесса по экологическому воспитанию я учитывала следующие принципы:
• Гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании “Не навредить!”
• Эффективности и научности. Следует помнить, что ребенок — не маленький взрослый, а полноценный человек, обладающий собственным видением мира, образом мысли.
• Принцип демократизации: совместная деятельность дошкольников, воспитателей и родителей по данному направлению. Общение с ребенком «на равных».
• Принцип индивидуализации: каждому ребенку – учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;
• Принцип дифференциации и интеграции: единство всех подсистем воспитательной работы и режимных моментов в экологическом воспитании детей.
• Принцип развивающего обучения: использование новых технологий, основанных на разумном сочетании всех методов: информационно-репродуктивных и информационно-поисковых;
• Принципы системности, наглядности, доступности, учета сезонности.
В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания, использую ИКТ. Все эти приемы и методы, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий и для систематизаций знаний.
Так же в работе с детьми использую разнообразные формы :
-Практическая совместная деятельность детей и педагога- в утренние часы я вовлекаю детей в совместную деятельность, которая приобретает разную форму и организацию.
Правильное общение воспитателя с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы растениям, учатся определить, чего им не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Мое общение, как педагога, сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. При общении я нахожу возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия:
-Провожу циклы наблюдений в уголке природы и на участке детского сада протяжении учебного года. Каждый цикл включает ряд наблюдений за одним объектом. Провожу наблюдения за погодой, - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла или холода. Знакомлю детей с растениями, животными с птицами, насекомыми и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.
Наблюдая за окружающей природой дети начинают понимать, что хорошо, а что плохо. В ходе наблюдений у детей сформировалась наблюдательность, стойкий интерес к природе, представления об особенностях растений и животных.
Я считаю, что одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения знаний Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Большие возможности в воспитании экологических чувств заложены в дидактических играх. Дидактические игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в занятия, экспериментальную деятельность. Это такие игры, как «Детки на ветки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение» «Кто где живет»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое — неживое»; «Птицы — рыбы — звери» (на классификацию по заданным признакам); «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); и др. Эффективны игры с природными материалами (овощами, фруктами, цветами, камнями, семенами, сухими плодами. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Кот и мыши», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик», «Веселый ветерок». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств. Сюжетно – ролевая игра - «У врача».
Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасёт?», «А они не замёрзнут?», «А почему ему никто не помог
Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки. В потешках оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа.
На протяжении всего периода работы с детьми по данной теме организовывалась работа с родителями, С родителями. проводились совместные экологические акции : «Лучшая поделка из природного материала», «кормушка для птиц», консультации для родителей по экологии.
Работа по экологическому воспитанию, проводимая мною подарила воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений, знаний и умений. Дети, приобрели навыки по уходу за живыми организмами, узнали, как нужно вести себя в природе. Дети начали познавать окружающий мир через чтение стихотворений, рассказов о природе. У них появилось желание беречь природные объекты.
Анализ работы по данной системе экологического образования детей позволил мне сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы.
Дети научились понимать, что природа – это наш общий дом, закрепили знания о диких животных, птицах; научились классифицировать объекты, выделяя их характерные признаки; устанавливать причинно-следственные связи. Во время наших мероприятий ребёнка окружали интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы.
На занятиях дети стали более внимательными. Они с интересом слушали рассказы о животных и растениях. Научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы
Вывод
Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдения в природе. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, учить ценить ее красоту и помогать ей.