лана таржиманова
Диагностика особенностей развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностика направлена на изучение сформированности важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих ребенку успешно осуществлять учебную деятельность. Прежде всего, это зрелость психических процессов: мотивации, мышления, произвольности, обучаемости, речи и графического навыка, определяемые с целью предупреждения школьной дезадаптации.
Диагностический инструментарий
Перечень используемых диагностических методик
Компоненты психологической готовности
(учебно-важные качества)
Публикация «Диагностика особенностей развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Беседа знакомство,
методика “Сказка” общий запас знаний ребенка о себе и семье, отношение к школе, развитие речи, особенности общения, учебная мотивация
“Домик” умение ребенка работать по образцу и следовать инструкции, умение точно скопировать его, особенности развития произвольности внимания, пространственное восприятие, зрительно-моторной координации и тонкой моторики руки, а также произвольную регуляцию деятельности
Разрезанная картинка сформированность пространственного анализа и синтеза на наглядно-действенном уровне, особенности зрительного восприятия, обучаемость
Исключение лишнего образно- логическое мышление ребенка, операции анализа и обобщения.
Последовательные картинки развитие логического мышления ребенка: способность понять смысл сюжета, изброженного на картинках, устанавливать причинно-следственные связи и обобщать, его речевое развитие : умение составлять рассказ, устная речь, словарный запас. А также особенности произвольного внимания, зрительного восприятия и кругозор ребенка.
Графический диктант умение ребенка точно выполнять задание ребенка в устной форме и выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу, произвольная регуляция деятельности
Беседа-знакомство, определение внутренней позиции школьника.
Вопросы:
1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет? Когда ты родился?
3. Как зовут твоих родителей? А где они работают?
4. У тебя есть сестра или братик? Кто старший?
5. Где ты живешь? Назови адрес?
6. Ты хочешь идти в школу?
7. Что делают дети в школе? Чем они занимаются?
8. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома?
9. Что тебе больше всего нравятся в детском саду (дома? Почему?
10. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
11. Ты сам (а) просишь, чтобы тебе почитали книжку?
12. У тебя есть любимые книжки?
13. Если мы с тобой будем играть в школу, то кем ты хочешь быть – учеником или учителем?
14. Во время игры в школу, что будет дольше – урок или перемена?
Интерпретация результатов:
По ответам ребенка возле каждого вопроса ставят знак “+” или “--”.
Знак “+” ставим, если:
на вопросы 1-5 ребенок дает правильный ответ,
на вопросы 6, 10,11,12 – позитивный ответ,
на вопрос 8 – ответ нет, 9 – те занятия, на которых учили (буквы, цифры)
на вопрос 13 – учеником, 14 - урок.
Вопросы 1-5 – характеризуют общий запас знаний о себе и семье,
вопросы 6-14 – отношение к школе.
Методика “Сказка”.
Выявление доминирующего мотива – познавательного или игрового
Материалы: обычные, не слишком привлекательные игрушки, отрывок из сказки.
Инструкция: В комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, приглашают ребенка и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем его подзывают и предлагают послушать сказку. Ребенку читают интересную для его возраста сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывают, и спрашивают ребенка, что ему в данный момент больше хочется – поиграть с выставленными на столе игрушками или дослушать сказку до конца.
Интерпретация результатов:
Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать продолжение сказки.
Дети со слабым познавательным интересом предпочитают поиграть. Но игра их, как правило носит манипулятивный характер.
Восприятие (пространственное, моторика руки.
Тест “Домик”
Задание позволяет выявить умение ребенка работать по образцу и следовать инструкции, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольности внимания, пространственного восприятия, зрительно-моторной координации и тонкой моторики руки, графические навыки, а также произвольную регуляцию деятельности Материалы: образец, чистый лист бумаги и карандаш
Инструкция: Посмотри внимательно на образец и постарайся, как можно точнее нарисовать такой же домик на своем листке бумаги. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе.
Когда ребенок заканчивает рисовать, ему предлагают проверить, все ли у него нарисовано верно. Если он найдет неточности в своем рисунке, он может их исправить. Не нужно вносить коррективы в рисунок ребенка и не следует ничего подсказывать.
Интерпретация результатов:
В процессе рисования фиксируют, как ребенок справляется с заданием:
- Как он работает с образцом:часто ли смотрит на образец, проводит ли воздушные линии над образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти,
- отвлекается ли во время работы,
- высказывания и вопросы,
- как держит в руке карандаш,
- как регулирует силу нажима, соблюдает пропорции, расстояние между объектами, четкость линий
- сверяет ли ребенок после окончания работы свой рисунок с образцом
- и т. д.
Высокий уровень - рисунок выполнен точно: присутствуют все детали (дым, труба, линия, изображающая основание домика, сохранены размеры всего рисунка и его деталей, правильно изображены элементы рисунка (колечки дыма, забор, штриховка)
Достаточный уровень - небольшие ошибки, связанные с незначительным увеличением, наличием 1- 2 разрывов между линиями. Ребенок сам видит и исправляет свои ошибки.
Средний уровень - весь рисунок скопирован с небольшим увеличением, отсутствует не более одной детали, которую ребенок сам дорисовывает после аналогичного вопроса, допущено не более 3-х разрывов линий.
Начальный уровень - рисунок увеличен более, чем в 2 раза, отсутствуют более 3-х важных деталей, не получились элементы, изображающие забор и дым, много разрывов, неправильная штриховка крыши. На вопрос есть ли ошибки, ребенок отвечает отрицательно.
Наглядно-образное мышление
Разрезанная картинка
Задание позволяет исследовать сформированность пространственного анализа и синтеза на наглядно-действенном уровне, особенности зрительного восприятия: сформированность представлений ребенка о пространственном соотношении частей объекта, умение конструировать (действовать) по образцу, сформированность системы анализа частей сложных объектов, степень овладения зрительным синтезом - объединение отдельных деталей в целостный образ и характер восприятия целостного объекта. А также уровень притязаний.
Материал: Два одинаковых домика (кораблика, один из которых цельный, второй - с прорисованными деталями и набор отдельных фигур. Для корабля: gять из них являются его составными частями и еще пять - похожи на его детали, но являются лишними фигурами.
Инструкция: На стол перед ребенком выкладываются все фигуры и не прорисованный образец домика (кораблика). Ребенку предлагается: “ Хорошо рассмотри домик (кораблик) и фигурки, лежащие рядом. Из них выбери те, которые подходят для того чтобы составить точно такой же домик (кораблик)”.
Если ребенок не справляется с заданием ему показывают образец домика (кораблика, расчерченный на отдельные детали и предлагают выполнить тоже задание. При необходимости ребенку предлагают помощь.
Интерпретация результатов:
Высокий уровень - ребенок самостоятельно выполнил задание по не расчерченному образцу, визуально сравнивая детали или примеряя их к образцу
Достаточный уровень - ребенок выполнил задание по прорисованному образцу. Ребенок способен проанализировать схему и подобрать детали, сравнивая их между собой, выбрать необходимый ракурс
Средний уровень - задание выполнено с помощью взрослого
Начальный уровень - фигура совсем не получается или ребенок не выполняет задание.
Исключение лишнего
Задание позволяет оценить образно- логическое мышление ребенка, особенности аналитико-синтетической деятельности, умение анализировать, делать обобщения и давать логическое обоснование этому, способность ребенка выделять существенные признаки предметов и явлений. А также работоспособность, особенности внимания и зрительного гнозиса.
Оборудование: рисунки с изображением разных предметов - по 4 на каждой карточке.
Инструкция: Внимательно рассмотри рисунок и попробуй выбрать из 4 нарисованных предметов один - лишний. Подумай и скажи, почему он лишний? А теперь попробуй, одним словом назвать оставшиеся предметы.
Интерпретация результатов:
Высокий уровень - ребенок самостоятельно определяет лишний предмет, а для остальных предметов называет обобщающий признак.
Достаточный уровень - определяет лишний предмет без объяснения, почему он это сделал, оставшиеся предметы не обобщает.
Средний уровень - ребенок самостоятельно не определяет лишний предмет, оставшиеся предметы обобщает со значительной помощью взрослого.
Начальный уровень - ребенок самостоятельно не определяет лишний предмет, помощь взрослого не использует, оставшиеся предметы не обобщает.
Речь и мышление
Составь рассказ по последовательным картинкам
Задание позволяет исследовать развитие логического мышления ребенка: способность понять смысл сюжета, изброженного на картинках, устанавливать причинно-следственные связи и обобщать, его речевое развитие : умение составлять рассказ, устная речь, словарный запас. А также особенности произвольного внимания, зрительного восприятия и кругозор ребенка.
Оборудование: набор картинок, на которых последовательно разворачивается сюжет.
Инструкция: Разложи картинки так, чтобы получился законченный рассказ, расскажи с чего все началось, что было потом, и чем все закончилось.
Интерпретация результатов:
Ребенок должен по картинкам понять сюжет, в правильной последовательности разложить картинки и составить по ним рассказ.
Учитывается, как ребенок формирует фразы, свободно он рассказывает или нет, его словарный запас.
Высокий уровень - рассказ структурирован, фразы построены правильно, правильный грамматический и звуковой строй речи, использованы выразительные средства.
Достаточный уровень - структура рассказа есть, но предложения не большие, небольшой словарный запас, нет выразительных слов.
Средний уровень - отсутствует структура рассказа, небольшой запас слов, фразы выстроены не правильно.
Начальный уровень - отказ от выполнения задания
Произвольная регуляция деятельности
Графический диктант (Д. Б. Эльконин)
Позволяет определить умение ребенка точно выполнять задание взрослого в устной форме и самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Материалы: Тетрадный лист в клеточку, карандаш для ребенка.
Инструкция: Ребенку выдают тетрадный лист в клетку, на котором на расстоянии 4 клеток от левого края поставлены по вертикали 3 точки одна под другой на расстоянии 7 клеток друг от друга.
Сейчас мы с тобой будем учиться рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого ты должен внимательно слушать меня- я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Проводи только те линии, которые я буду говорить. Когда проведешь линию, жди, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги.
Тренировочный узор: Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клеточка вниз. Не отрывай карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка направо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка направо. Одна клеточка вниз. Дальше продолжать рисовать такой же узор сам.
На самостоятельное продолжение узора дается 1,5-2 минуты.
Если ребенок не понял задания, ему подсказывают, исправляют допущенные ошибки. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается. Во время диктовки соблюдают паузы, достаточные для того, чтобы ребенок успевал рисовать предыдущую линию.
Основной узор № 1: Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Начали! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Дальше продолжать рисовать такой же узор сам.
Основной узор № 2: Поставь карандаш на последнюю точку. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Дальше продолжать рисовать такой же узор сам.
Интерпретация результатов: (тренеровочный узор не оценивается)
Порозень оценивают действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжения узора. Первый показатель свидетельствует об умении внимательно слушать и четко выпаолнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители, второй – о степени самостоятельности ребенка в учебной деятельности.
Критерии оценки:
Высокий уровень - четко выполняет все задания, в одном из них встречаются отдельные ошибки, внимательно слушает, не отвлекается.
Достаточный уровень – узоры частично соответствуют диктуемым (содержат ошибки) или один узор сделан безошибочно, а другой вовсе не соответствует диктуемому.
Средний уровень – один узор частично соответствует диктуемому, другой – вовсе не соответствует.
Начальный уровень – ни один из узоров не соответствует диктуемым, слушает невнимательно, отвлекается.