Наталья Казакова
Цветовосприятие как средство развития эмоционального мира детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цветовосприятие как средство развития эмоционального мира
детей дошкольного возраста.
Воспитатель МДОУ «Детский сад» №28
Маслова Наталья Юрьевна
Актуальность
Одной из задач ФГОС ДО является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».
Публикация «Цветовосприятие как средство развития эмоционального мира детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Поэтому цвет для ребенка – особая «палочка - выручалочка» в любых критических ситуациях. Благодаря воздействию определенного цвета можно управлять своими эмоциями.
Цель проекта – развитие эмоционального мира детей через мир цвета средствами занимательных игр и упражнений.
Задачи проекта:
1. Обогащение знаний детей об основных и составных цветах.
2. Развитие эмоционального восприятия цветовой гаммой.
3. Формирование навыков самоконтроля через цветовосприятие и цветоощущение.
Новизна проекта
Создание системы знаний, на которых посредством цветовосприятия и цветоошущения воспитатель развивает эмоциональный мир детей. Это поэтапное, постепенно усложняющееся, с учетом возраста, внедрение в воспитательно-образовательный процесс различных игр, игровых приемов на развитие эмоционального мира дошкольников.
Практическая значимость
Мой опыт работы показал, что процесс развития эмоционального мира детей через цветовосприятие положительно сказывается на их эмоциональном благополучии.
Условия реализации проекта
В группе оформлен центр эмоционального развития, где есть игры на развитие эмоций, картотека игр, подобран материал для экспериментирования и исследовательской деятельности, разработаны конспекты.
В группе, где дети проводят достаточно много времени, создана максимально комфортная обстановка. Помещению группы предпочтение отдается теплой цветовой гамме.
Дети в детском саду постоянно ощущают на себе воздействие замкнутого пространства, поэтому стараюсь зонировать помещение еще и с помощью цвета. В спальне – успокаивающий и расслабляющий цвет, в комнате отдыха – зеленый цвет, в группе нежно-розовый цвет, а в раздевалке, где требуется активность детей – яркие шкафчики и цветные стенды.
Детей в группе окружает разнообразный яркий и красочный дидактический материал
Процесс эмоционального развития через цветовосприятие строится поэтапно и последовательно. Игры проводятся со всей группой или по подгруппам в том порядке, в каком ребенок знакомится с цветом.
На первом этапе дошкольники знакомятся с основными, составными цветами, узнают о теплых и холодных тонах, о цветовом контрасте.
Игры «Основные цвета», «Какого цвета радуга», «Найди лишний цвет», «Какого цвета не хватает?», «Теплые и холодные цвета», «Найди оттенки цвета по заданной картинке».
На занятиях второго этапа дети учатся с помощью цвета выражать свое отношение к событию, герою, передавать свои чувства, внутреннее состояние.
На занятиях третьего этапа дети учатся контролировать свои эмоции и чувства с помощью игр и игровых упражнений: «Коврик настроений», «Разноцветный дождик», «Зажги радугу», «Цветик - семицветик», «Покрывала Феи», «Путешествие в цветную страну», «Сделай радугу» .
Синий –спокойные, чувствительные дети.
Зеленый – дети с высоким уровнем притязаний, нуждающиеся в похвале.
Красный – энергичные, активные дети.
Желтый – дети с хорошо развитой фантазией, мечтатели.
Фиолетовый – чуткие, ранимые, капризные, очень эмоциональные дети.
Коричневый – тревожные, часто болеющие дети.
Серый – дети безразличные к окружающему миру.
Черный – конфликтные, подвергающиеся стрессу, дети.
Сравнивая динамику успешности детей, виден положительный результат проведенной работы. Дети стали эмоционально раскованнее. Они стараются дать цветовую характеристику сказочному герою и его поступкам, погоде, которую наблюдаем на прогулке, своему поведению и поступкам. Непосредственный контакт в играх с детьми помог установить доверительные отношения. Используя представленные игры, удается корректировать поведение детей, их настроение, эмоциональное состояние, т. е. создать благоприятный психологический климат в детском коллективе. Все это, в конечном итоге, благоприятно влияет на физическое и психическое здоровье детей.