Симоненко Виталина Владимировна
Проведение экспериментального исследования «Особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка : в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.
Публикация «Проведение экспериментального исследования „Особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Формирование мышления у детей происходит в основном посредством процесса обучения и в зависимости от того, в какой системе знаний реализуется весь внешний и внутренний опыт ребенка, стоит и то, каким психическим аппаратом расчленяется, анализируется, связывается, обрабатывается его внешний и внутренний опыт. Мышление ребенка перестраивается и поднимается на новую ступень по мере того, как в процессе обучения ребенок овладевает системой знания различных "предметов", которая заключает обобщенный опыт, накопленный человечеством, и совсем по-иному расчленяет свое содержание, чем оно расчленено в восприятии. На эмпирической основе этого опытного знания формируется "рассудочная" мыслительная деятельность. Она характеризует следующий этап в развитии мышления, за которым следует высшая ступень "разумного", теоретического мышления. В своем становлении мышление проходит две стадии – допонятийную и понятийную. К допонятийной стадии относится наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. На базе этих способов мыслить зарождается и развивается понятийное мышление.
В педагогической психологии есть много исследований, посвященных изучению мышления детей, процессу усвоения знаний, установлению психологических закономерностей этого процесса. Многие исследователи справедливо признают самостоятельность мышления показателем эффективности предпринимаемого ими воспитательного воздействия. При нормальном развитии на базе сформированного наглядно-действенного и наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) развивается высшая форма мышления человека – понятийное мышление.
Но, к сожалению, изучение особенностей развития мышления у детей с двигательными нарушениями еще не стала предметом глубокого психологического анализа. Однако известно, что двигательные нарушения у ребенка не дают ему возможности полноценно освоить все многообразие наглядно-действенных задач, которые нормально двигающийся малыш решает почти ежечасно в повседневной жизни. Ребенок с подобными нарушениями лишен возможности двигаться, либо такая возможность ограничена. Следовательно, наглядно-действенное мышление будет формироваться с большим опозданием и весьма своеобразно. Таким образом, познание окружающего мира в активной деятельности нарушается.
В связи с вышеизложенным была определена цель исследования : выявить особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями. (иллюстрация 1)
Задачи исследования, представлены на иллюстрации 2:
1) осветить и проанализировать имеющиеся теоретические и эмперические данные, касающиеся изучения мышления в трудах зарубежных и отечественных исследователей;
2) рассмотреть психологические характеристики мышления;
3) выявить особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями.
Предполагалось, что у детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями преобладает наглядно-образное мышление, над словесно-логическим.
В экспериментальной работе использовались следующие методы исследования (иллюстрация 3) :
- анализ научно-методической литературы
- наблюдения, беседы
- констатирующий эксперимент
- методы математической статистики.
Этапы проведения исследовательской работы :
1. Определение инструментария и критериев диагностического исследования.
2. Проведение исследования.
3. Анализ констатирующего эксперимента.
Организация исследования : экспериментальное исследование было проведено в ГКУ СО КК «Афипский детский дом с дополнительным образованием». В нем участвовали 20 детей, старшего дошкольного возраста.
В русле теоретических посылок, изложенных выше, из всего многообразия инструментов для психологической диагностики были выбраны две методики:
1) тест Равенна, для определения наглядно-образного мышления среди детей;
2) методика исследования словесно-логического мышления, по Э. Ф. Замбацявичене, на определение уровня словесно-логического мышления в исследуемых группах детей.
При проведение исследования все участники находились в одинаковых условиях эксперимента. Работа проводилась в индивидуальном опросе с каждым из испытуемых, также была проведена разъясняющая беседа с каждым из детей.
В ходе диагностического исследования были получены следующие результаты. Диагностика уровня наглядно-образного мышления среди детей в экспериментальной и контрольных группах, с помощью теста Равенна, представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Уровни развития наглядно-образного мышления у детей в контрольной и экспериментальной группе
Уровень Контрольная группа Экспериментальная группа
Высокий 44% 13%
Выше среднего 36% 48%
Средний 11% 26%
Ниже среднего 9% 11%
Дефект ___ 2%
Таким образом, дети в обеих группах при решении мыслительных задач успешно оперируют образами.
Следующим нашим шагом было определение специфики уровня словесно-логического мышления у детей в нормативной группе и у детей с двигательными нарушениями. С этой целью, нами была использована методика исследования словесно-логического мышления, по Э. Ф. Замбацявичене.
Мы получили следующие данные, которые представлены в таблице 2.
Специфика развития словесно-логического мышления у детей в контрольной и экспериментальной группе
шкалы Группа
Контрольная Экспериментальная
Осведомленность 33% 40%
Способность к абстрагированию 24% 16%
Способность к аналогиям 22% 10%
Способность к обобщению 21% 34%
Анализируя полученные данные, можно утверждать, что специфика словесно-логического мышления такова, что у детей с двигательными нарушениями преобладает осведомленность и способность к обобщению над другими мыслительными процессами, а у детей в нормативной группе уровень развитости всех мыслительных операций находится на одинаковом уровне. Стоит также отметить, что уровень осведомленности в двух группах имеет благоприятных характер.
Также на основе анализа распределения индивидуальных данных, в соответствии с диагностическим аппаратом был произведен общий анализ определения уровня словесно-логического мышления в экспериментальной группе.
Анализируя и обобщая полученные данные входе констатирующего эксперимента можно заключить, что гипотеза исследования, о том, что у детей старшего дошкольного возраста с двигательными нарушениями преобладает наглядно-образное мышление, над словесно-логическим полностью подтвердилась.
Исходя из выше изложенного предлагаю использовать дидактические игры для развития мышления детей дошкольного возраста с двигательными нарушениями. Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.
Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.
Играя с удовольствием в эти игры, ребенок не подозревает, что в этот момент занимается очень важным для себя накоплением опыта в развитии внимания, памяти, логики и воображения. Обучая детей в процессе игры, мы стремимся, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным.
Развивая логическое мышление у дошкольников, мы должны помнить, что высокий уровень сформированности основных операций логики - залог успешного овладения школьной программы и дальнейшего развития личности ребенка в целом.