Лучший педагог года

Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Ольга Чистякова
Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: раскрыть особенности развития внимания у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Задачи:

Повышение педагогической компетентности у педагогов и родителей в вопросах особенностей развития внимания у детей без нарушений и у детей с ТНР.

Ознакомление с причинами возникновения нарушения внимания у детей с ТНР.

Ознакомление педагогов и родителей с играми, развивающими внимание у детей с ТНР, с целью их применения в условиях детского сада и семейного воспитания.

«…Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира» К. Д. Ушинский.

Публикация «Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)» размещена в разделах

Внимание - очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней (игровой, трудовой, учебной, а его продуктом - ее качественное выполнение.

Виды внимания:

Непроизвольное (пассивное) – характеризуется отсутствием сознательного выбора. Им трудно управлять, оно связано с тем, что заинтересовало ребенка, что затронуло эмоциональную сферу. Объектом может стать неожиданный шум на улице, в помещении, новый человек или явление, которое появилось перед глазами, любые движущиеся предметы, психическое состояние человека, индивидуальное настроение и т. п.

У детей дошкольников преобладает этот вид внимания. Привлечь внимание ребенка можно только яркими интересными образами и событиями.

Произвольное (активное) – начинается тогда, когда появляется мотивация, сознательная концентрация на чем – либо.

Для произвольного внимания характерны такие качества как устойчивость и усидчивость.

Для выполнения действия требуется волевое усилие. Но у дошкольников длительная концентрация произвольного внимания приводит к состоянию усталости, требуется делать разумные перерывы в таких видах работы как кодирование, прохождение лабиринтов, слуховые диктанты, слушание чтения книги и т. п.

Послепроизвольное внимание – характеризуется отсутствием напряжения деятельности при выполнении задачи. Ребенок длительное время сосредоточен на определенной деятельности (рисование, лепка, конструирование, Лего и др.).

Свойства внимания:

Объем внимания характеризуется количеством объектов, за которыми ребенок может следить.

Устойчивость показывает, как долго ребенок может сосредотачиваться на объекте или выполняемой деятельности (рассматривание картинки). Во многом зависит от развития волевой сферы ребенка.

Концентрация внимания показывает, как долго ребенок может сохранять внимание на одной и той же задаче, способен ли он сопротивляться отвлекающим моментам. Чаще всего концентрация у дошкольников невелика. Для этого существуют специальные упражнения

я. [/b]

Например: попробуйте вместе с ребенком разучить стихотворение. При этом первое четверостишие учите при очень слабом звуке телевизора или радио, заучивая второе четверостишие, немного увеличьте громкость. Последнее четверостишие заучивайте при достаточно громком звуке.

Избирательность внимания позволяет ребенку сосредоточиться на определенной части объекта, что помогает ему успешно решить задачу.

Распределение означает возможность уделять равнозначное внимание нескольким объектам, выполнять несколько различных действий без ошибок (рассказывает стих, перемещаясь по комнате).

Переключаемость внимания способствует быстрому переключению с одного вида деятельности на совершенно иной, при этом ребенок испытывает определенное нервное напряжение, которое с возрастом становится менее выраженным.

Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

В настоящее время у большинства дошкольников отмечаются те или иные речевые нарушения.

Растет число детей и с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Причины речевых нарушений:

Перинатальные проблемы – различные внутриутробные патологии формирования плода (гипоксия, токсикоз, вирусные и инфекционные заболевания матери, резус-конфликт, нездоровый образ жизни беременной, неблагоприятная экологическая обстановка, облучение, вредное промышленное производство).

Родовые травмы речевой области.

Асфиксия в родах, а также кровоизлияние в мозг.

Врожденные дефекты различных органов речи (языка, губ, нёба) – «заячья губа», «волчья пасть».

Тяжелые заболевания в первые годы жизни ребенка – инфекционные, вирусные, энцефалитические реакции (отек г. м., гипоксия и др.).

Серьезные травмы головы с сотрясением мозга.

Неграмотная речь в семье – из-за нее нередко формируются подражательные нарушения речи, такие как ускоренный ее темп, звуковые дефекты, «съедание» окончаний слов и проч.

Воспитание в семье, где оба родителя или один из них страдают глухотой, тяжелыми речевыми нарушениями, заиканием.

Речевые нарушения, возникнув в результате воздействия какого-либо патогенного фактора, сами по себе не исчезают и при отсутствии специально организованной коррекционной логопедической работы могут сказаться на дальнейшем развитии ребенка.

Внимание детей с тяжелым нарушением речи имеет свои особенности:

Истощаемость.

Низкий уровень концентрации и распределения.

Медленный темп работы, сочетается с большим числом ошибок, низкая продуктивность.

Объем внимания ниже возрастной нормы.

Недостаточное понимание инструкции к заданиям, трудности при планировании своих действий.

Часто дети не могут выполнить задание до конца, суетятся, переключаются с одного задания на другое.

Для детей с ТНР является трудным распределить внимание между речью и практическим действием.

Для детей с ТНР характерен «синдром дефицита внимания», который во многих случаях сочетается с гиперактивностью (СДВГ).

Наблюдаются слабость саморегуляции, несформированность психической деятельности, мотивационная недостаточность

Предполагается, что интеллект у детей с ТНР сохранен, но психодиагностическое обследование часто показывает ниже среднего и низкий уровень развития познавательных процессов. В основе этих результатов лежит низкий уровень внимания, неумение услышать точно инструкцию и успешно выполнить задание.

Этих детей иногда путают с детьми с задержкой психического развития (ЗПР, у которых развитие психических процессов значительно ниже.

Пример: ребенок с ТНР и гиперактивностью с трудом понимает инструкцию при требовании сидеть спокойно, не вертеться. Если запрета нет, то постоянно двигаясь, ребенок понимает инструкцию и успешно выполняет задание.

Такие дети испытывают большие трудности в усвоении знаний по общеобразовательной программе обучения в детском саду. После принятия решения ТМПК воспитанникам рекомендуется посещение групп компенсирующей направленности с учителем – логопедом, педагогом – психологом.

Для достижения положительной динамики в речевом и познавательном развитии детей с ТНР, у которых нарушено внимание, необходима совместная, систематическая коррекционная – развивающая работа не только педагогов, но и родителей.

Эта работа будет строиться в процессе игр и в эмоционально окрашенной деятельности.

И еще одним условием успешной коррекции внимания является частая смена деятельности.

Внимание детей, при таких условиях, достаточно долго остается продуктивным и устойчивым.

Немаловажна и организация занятия, четкое начало и окончание, темп работы должен быть средним.

Слуховое сосредоточение должно сменятся на зрительное и моторное (физминутки).

Воспитатель, родители, учитель – логопед, педагог – психолог, должны учитывать индивидуальные особенности внимания каждого ребенка с ТНР.

При систематических занятиях дети, имеющие нарушения внимания достигают высокой результативности, что обеспечивает им возможность успешно обучаться в школе.

Чтобы определить, насколько у ребенка нарушено внимание, можно провести первичную диагностику простым тестом:

Если ребенок:

часто неспособен удерживать внимание на деталях, допускает ошибки по небрежности;

обычно с трудом сохраняет внимание на протяжении всей игры или при выполнении длительного задания (начинает вертеться, зевает, задает посторонние вопросы);

не слышит обращенную к нему речь;

не может придерживаться предлагаемых для выполнения задания инструкций, хотя понимает их;

систематически испытывает сложности в организации самостоятельной работы;

обычно избегает выполнения заданий, которые требуют длительного умственного напряжения;

часто теряет вещи;

легко отвлекается на посторонние предметы, звуки;

часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

Утвердительные ответы следует давать, если перечисленные признаки проявляются в течение длительного времени (не менее полугода) в ДОУ, дома, вне зависимости от ситуации. Если утвердительные ответы даны на 6 и более утверждений, ребенку нужна срочная помощь.

Игры на развитие внимания у дошкольников с ТНР

«Найди и вычеркни»

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают бланк с изображением простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок зачеркивает только тот предмет, который назвал взрослый.

«Лабиринт»

Описание: Любой доступный для ребенка лабиринт. Для начала можно использовать карандаш или маркер через пленку. Затем ребенок следит только глазами.

«Найди половинку»

Описание: Находим половинку к части предмета.

Игровые задания: «Что изменилось?», «Кто убежал?», «Чего не стало», «Кто поменялся местами», «Кто переоделся» и т. п.

Очень помогают в развитии внимания различные словесные инструкции, которые усложняются от 2-3 до 5-6 (возьми красный и синий фломастер, красный дай Маше, а синий - дай Сереже).

«Как мы наряжали елочку»

Описание: Прослушай рассказ и запомни, какого цвета были игрушки?

Предложить ребенку припомнить, чем была украшена елка.

«Какой цифры не стало?»

На магнитной доске расположены на карточках цифры от 1 до 10. Детям предлагается внимательно посмотреть на цифры, затем один ребенок отворачивается, а взрослый снимает одну карточку, ребенок должен определить, какой цифры не стало.

Усложнение: цифры располагаются в случайном порядке.

«Запретное движение» Вначале ведущий показывает какое-либо движение, которое будет являться запретным к исполнению. Далее он изображает любые действия, которые повторяются всеми участниками. В серии своих действий ведущий показывает и запретное движение, которое не следует повторять.

Запретных движений может быть и не одно.

«Какое слово лишнее?» Каждому ребенку по очереди предлагается внимательно прослушать 4 слова, определить лишнее и доказать свой выбор.

«Ау!» Детям предлагается громко по очереди произнести слово «Ау!».

Затем один ребенок отворачивается, кто-то из детей зовет его: «Ау!». Задача отвернувшегося ребенка определить, кто его позвал.

Родителям рекомендуется строгое соблюдение режима дня, спокойный темп речи, выдержки в общении, если требуется – медикаментозное подкрепление.

Родителям рекомендуется не торопить детей при выполнении каких – либо действий, инструкции должны быть простыми, четкими, следует задавать один вопрос и дождаться на него ответ, не требовать выполнения сразу двух действий.

Просить ребенка вслух комментировать свои действия (Я складываю картинку из кубиков, сейчас я надеваю куртку и т. п.).

Публикации по теме:

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Картотека игр на развитие внимания для детей старшего дошкольного возраста Игра «Добавь слово».Первый ребёнок называет какую-нибудь игрушку. Второй повторяет это слово и добавляет свое. Третий ребенок повторяет.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Опубликовано: 4 апреля 2022 в 20:23
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Чистякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД