Хапаева Лариса Борисовна
Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. Дети 6-7 лет стоят на пороге школы, и предстоящий период жизни потребует от них готовности справляться с новыми задачами и функциями. Важно, чтобы развитие познавательных процессов и личностное становление дошкольника достигло соответствующего уровня.
Особенности познавательных процессов в старшем дошкольном возрасте.
Публикация «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Самым важным приобретением в развитии познавательных процессов является формирование произвольности. Это достижение приходится на старший дошкольный возраст.
Произвольность означает задействование волевых усилий для целенаправленного восприятия, обдумывания, вспоминания или запоминания, фантазирования, сочинительства…
Интеллектуализация восприятия, памяти и мышления
Все познавательные процессы функционируют у старших дошкольников значительно эффективнее, чем в более ранние годы, благодаря развитию внимания. К 6-летнему возрасту повышаются все характеристики внимания: увеличивается объем, развивается распределение, улучшается переключаемость и значительно возрастает устойчивость.
Восприятие в старшем дошкольном возрасте становится познавательной деятельностью, управляемым интеллектуальным процессом.
Прогресс в зрительном восприятии заключается в том, что ребенок 6-7 лет успешно управляет движением взора при рассматривании любого объекта. Сформировавшиеся сенсорные эталоны помогают замечать и выделять существенные признаки предметов и явлений, что малодоступно младшим детям.
В восприятии пространства старшие дошкольники умеют децентрироваться и указывать пространственные ориентиры относительно другого, в то время как дети помладше могут указать «справа», «слева», «напротив» и пр. только относительно себя.
Все еще сложно поддается осознанию дошкольника временная линия. Формируется восприятие прошедшего времени, так как этому помогают воспоминания о событиях из жизни ребенка. Сложнее осознается будущее, особенно отдаленное.
Память превращается в особую мнемическую деятельность. Это значит, что дошкольник не надеется на непроизвольное запоминание, а использует специальные приемы, чтобы отложить информацию в памяти. Дети проговаривают новые слова, представляют образы, замечают аналогии, и таким образом запоминают новое.
Значительно усложняется содержание и основные формы мышления. Старшие дети активно используют наглядно образное и словесно-логическое мышление.
Дошкольники оперируют образами, не прибегая к действиям с предметами. Их мышление уже способно выходить за пределы непосредственно воспринимаемой ситуации. Развитию мышления способствует экспериментирование, чем дошкольники с успехом занимаются.
Шестилетний ребенок может самостоятельно провести анализ, как собрана конструкция и, глядя на образец, создать подобную. Причем, ребенок уже планирует последовательность действий. А ведь это непростая работа. Нужно мысленно выделить части, определить назначение каждой, сравнить форму и размер. Такая детская деятельность свидетельствует о высоком уровне развития мыслительных операций.
Кроме анализа, синтеза, сравнения и обобщения, у старших детей развивается понимание причинно-следственных связей. Это свойство способствует совершенствованию мыслительной деятельности, связанной с познанием, а также развитию социального интеллекта.
Активное развитие воображения
У старших дошкольников особенно активно развивается воображение. Так задумано природой, что этот познавательный процесс запускается позднее, нежели восприятие, память и мышление. В старшем дошкольном возрасте воображение переходит с воспроизводящего на творческий этап.
Дети могут до неузнаваемости преобразовать известные образы, приписывая им оригинальные функции и качества. В таких случаях детское воображение работает в тесной связке с дивергентным мышлением. При этом дошкольники неосознанно используют творческие приемы.
• Антропоморфизация – одушевление и олицетворение объектов неживой и живой природы. Не только куклы и Мишки становятся реальными героями в детских играх, но и растения, фрукты, варежки и что угодно другое может стать одушевленным персонажем.
• Комбинирование — объединение исходных элементов по определенной логической схеме. Так, создавая образ сказочного героя, ребенок может наделить его характеристиками реальных людей, взяв одни качества, например, от мамы, другие — от бабушки.
• Акцентуирование — это выделение некоторых черт, признаков, их преувеличение или преуменьшение. Например, обыгрывая образ богатыря-великана, дети меняют голос, походку.
• Типизация — создание сложного, целостного образа, используя особое обобщение. Здесь тоже выделяется некоторая главная характеристика, а другие упрощаются. Например, существует волшебник, а каким его представит ребенок, это его личное фантазирование: фея с волшебной палочкой, старик-предсказатель и пр.
• Гиперболизация — парадоксальное увеличение (уменьшение) предмета или отдельных его частей. Прием также связан с акцентуированием какого-либо аспекта образа, в результате изменяется весь образ. Так, по примеру сказочной Дюймовочки, дети придумывают своих героев.
Старшие дошкольники идут в воображении от замысла к его реализации, а это свидетельствует о наличии внутренней позиции и соответствует высокому уровню развития процесса.
Речевой уровень старших дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте нормой является произношение всех звуков, так как завершается процесс фонематического развития. Если присутствуют какие-либо ошибки произношения, срочно необходима логопедическая помощь.
Словарный запас детей накануне школьного обучения должен достигать 4000 слов. Причем наполняется словарь не только количественно, а и качественно.
В речи старших дошкольников появляются новые понятия, значительно расширяется использование всех частей речи. Предложения строятся с учетом грамматических основ.
В произвольных рассказах из своей жизни, в сюжетных играх, в пересказах любимых произведений дети используют связную речь. Если нужно ввести в курс дела сверстника или взрослого, то ребенок прибегает к самой сложной форме высказывания — объяснительной речи. Успешность пояснений обеспечивается уже достаточно сформированным словесно-логическим мышлением.
Старшие дошкольники, в отличие от младших, используют речь как особый вид деятельности. Порассказывать истории, пофантазировать о чем-то необычном, посочинять рифмы, поиграть в слова – все это распространенные занятия в старшем дошкольном возрасте.
Личностное развитие старшего дошкольника.
У дошкольника после 6 лет практически исчезает та наивность и непосредственность, которая присуща младшим деткам. Продолжается активное познание окружающего мира, но оно приобретает большую осмысленность. Формируются личностные качества, и определяется место собственного Я в окружающем мире. Изменения настолько заметные, что говорят, что ребенок переживает кризис шести-семи лет.
Шестилеткам уже поручают постоянные обязанности бытового плана. Их выполнение управляется не тем любопытством, которое присуще малышам, а стремлением принести пользу. Старшие дошкольники понимают, что, кроме «хочу», существует и «надо». Они гордятся тем, что родители им доверяют выполнять полезное дело, и чувствуют свою причастность к взрослой жизни.
В старшем дошкольном возрасте уже доступно осознание своих личностных качеств. Дети понимают, что они проявляют в конкретной ситуации: доброту или злость, щедрость или жадность, трудолюбие или лень.
Познание дошкольником своих качеств происходит в различных видах деятельности и общении. Старшим детям очень важна оценка своих действий и поступков от взрослых. Но они воспринимают ее критически. И если взрослые занижают достижения, ребенок спорит, обижается, проявляет раздражение.
Родителям также необходимо знать, что к старшему дошкольному возрасту ребенок воспринимает отца как более авторитетную личность, а мать – как самого близкого человека, который поймет любую проблему и простит любые капризы.
Становление волевых качеств.
Характерными признаками взросления дошкольника является все более частое проявление волевых качеств:
• Ответственность за выполнение порученного дела
• Целеустремленность, направленная на достижение результата
• Самоконтроль поведения и действий
Когда старшему дошкольнику хочется бросить дело, к которому он потерял интерес, его удерживает осознание ответственности. Например, мама поручила помыть посуду, и это полезное для всей семьи дело важно выполнить вне зависимости от того, нравится ли оно.
Целеустремленность в старшем дошкольном возрасте проявляется совместно с настойчивостью. Большинство шести-семилетних детей не отступает от задачи, даже если на первых порах терпят неудачу. Разваливается желанная конструкция – дошкольник начинает строить вновь. Не получилась аппликация, которую готовил на подарок маме, — ребенок готов начать все сначала.
Осуществлять самоконтроль дошкольник научается благодаря двум аспектам: появляется потребность контролировать самого себя и осваиваются способы проверочных действий. Сравнив свой рисунок с другими, ребенок может заметить, что он нарисовал не такое красивое дерево, принимается за усовершенствование изображения.
Во всех рассмотренных примерах необходимо приложить волевые усилия. Старшим дошкольникам под силу осознать ошибки или трудности и решительно взяться за их преодоление. Происходит это не всякий раз, однако существенно чаще, нежели в пятилетнем возрасте.
Коммуникативные достижения в старшем дошкольном возрасте
Возрастные особенности старших дошкольников в общении заключаются в нескольких ценных приобретениях:
• Развитие новых форм общения
• Соподчинение мотивов при взаимодействии в группе сверстников
• Ориентиры на личностные качества
Поясним более развернуто эти приобретения коммуникации. Они выводят общение детей со сверстниками и взрослыми на новый уровень.
Общение в старшем дошкольном периоде носит все чаще внеситуативный характер. В коммуникации со взрослыми ребенок утоляет свой познавательный интерес, высказывает свои логические обоснования, как он понимает отдельные явления, рассуждает на волнующие его темы. Преобладает внеситуативно-личностная форма общения.
Со сверстниками старшие дошкольники также все больше общаются без привязки к конкретной ситуации, но их взаимодействия больше имеют деловой характер. Дети договариваются о правилах в игре, распределяют роли, демонстрируют свои умения.
Соподчинение мотивов проявляется в умении сдерживать личные желания ради того, чтобы участвовать в общей игре. Если младшие дошкольники не соглашаются играть роль, к которой у них нет интереса, то старшие могут брать на себя не самые притягательные ролевые функции ради коллективной игры.
У многих детей наблюдается желание дружить с тем сверстником, у которого привлекательные или редкие игрушки. Но среди старших дошкольников все чаще встречаются и те, кому важны нравственные качества потенциального друга. Дети 6-7 лет уже усвоили многие правила и ценности социального взаимодействия. Соответственно, они хотят дружить с тем, кто не дразнится, делится игрушками, ведет себя по-доброму.
Интересно меняется расклад в межличностных отношениях: младшие дошкольники дружат, потому что вместе играют, а старшие дети играют вместе, потому что они друзья. В общении старших дошкольников проявляется избирательность и стабильность.
Таким образом, возрастные особенности старшего дошкольного возраста опираются на произвольность и осмысленность. Эти качества все еще только формируются, но для дошкольного периода они являются самым значимым достижением, поскольку переводят все процессы на новый, более высокий уровень.