Виктория Ковалёва
Особенности тьюторского сопровождения детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Ковалёва Виктория Викторовна
Тьютор, педагог-психолог
МБОУ «ЧСОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов»
Особенности тьюторского сопровождения детей с РАС
Опыт последних лет свидетельствует о том, что о роли тьютора в образовательном процессе ребенка, о целях и задачах его работы бытует не совсем верное представление. Бывает, что не только родители, но и специалисты приписывают тьютору роль няни при ребенке с ОВЗ. Между тем законодательно деятельность тьютора определена как многофункциональная педагогическая работа, направленная на персональное сопровождение ребенка в процессах развития, воспитания и образования с учетом его психофизического состояния, а также работа по качественному взаимодействию с родителями или официальными представителями ребенка.
Публикация «Особенности тьюторского сопровождения детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа тьютера. Тьюторство
- Темочки
В соответствии с квалификационной характеристикой по должности «тьютор» – специалист в области воспитания, на должность тьютора принимается лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование. Должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников. То есть, тьютор – педагог, участвующий в выявлении и развитии познавательных интересов ребенка, в процессе формирования его личности, в разработке и сопровождении индивидуальной образовательной программы, в создании специальных условий и в организации процесса индивидуальной работы с обучающимся.
Тьюторское сопровождение ребёнка с интеллектуальными нарушениями – взаимодействие, в ходе которого обучающийся выполняет действие, а тьютор создает условия для осуществления и осмысления этого действия. Основные итоги сопровождения – не только знания, способы работы, самостоятельная образовательная деятельность, но и осознание самим обучающимся смысла и значения результатов взаимодействия.
Основная цель тьюторского сопровождения — персональное сопровождение обучающегося с РАС, способного самостоятельно, в меру своих возможностей, решать жизненно важные проблемы. В задачи сопровождения входят : охрана жизни и здоровья ребенка, коррекция физического развития; формирование коммуникативных умений и установление и поддержание социальных контактов с
окружающими людьми, адекватное поведение в социальной среде; формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность; формирование элементарных практических знаний об окружающем мире, способствующих социальной абилитации и адаптации; обучение доступным творческим видам деятельности.
Специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ являются услуги тьютора по рекомендации ПМПК или по решению психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации на период адаптации обучающегося в образовательной организации или на постоянной основе.
Для наиболее эффективной организации тьюторского сопровождения данной категории обучающихся необходимы специальные формы, методы и средств, так как детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. Особенностью всех детей с аутизмом является нарушение развития средств коммуникации и социальных навыков. Наиболее обобщёнными для детей с РАС являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.
У детей с РАС ограничены когнитивные возможности, прежде всего это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов. Инертность может относиться к двигательной, речевой, интеллектуальной сферам. Труднее всего преодолевается инертность в мыслительной сфере, что необходимо учитывать при сопровождении ребенка в учебной деятельности.
В связи с вышеизложенным, особое внимание уделяется этической составляющей при работе тьютора с детьми, имеющими РАС. Вследствие того, что расстройства аутистического спектра очень разнообразны, в работе педагогов требуются предельные осторожность и внимание, а также хорошее знание особенностей поведения каждого ребенка, что ведет к усилению эмоциональной нагрузки на педагогов. Все коммуникации тьютор производит только на позитивном эмоциональном фоне. В отличие от психолога или других педагогов, тьютор держит дистанцию, избегая эмоционально насыщенных физических подкреплений, уместных для ребенка с близкими людьми. Потому что цель пребывания детей в школе — прежде всего обучение, ведь возможен риск использования детьми тёплых отношение с тьютором для аутостимуляции. И конечно же нужно помнить о конечной цели нашего сопровождения — самостоятельном применении учеником навыков и умений, приобретенных в образовательном учреждении.
Большое внимание также уделяется и взаимоотношению тьютора с другими педагогами ресурсного класса и всего образовательного учреждения. В школе тьютор работает в тесном тандеме с каждым из педагогов, и для положительного результата такой работы необходимо помнить, что на уроке есть один учитель, который дает четкие инструкции обучающимся в соответствии с планом урока, а тьютор выполняет эти инструкции вместе с каждым ребенком. Часто, начиная свою работу по сопровождению обучающихся, тьюторы делают одну из самых распространенных ошибок: громко суфлируют ребенку инструкции учителя, заглядывают в лицо, стараясь получить результат любой ценой. Но надо помнить о конечной цели нашего сопровождения — самостоятельном применении учеником навыков и умений.
Особое внимание следует уделить взаимоотношениям тьютора с родителями, так как родители детей с ОВЗ, особенно, с РАС, отличаются повышенной тревожностью, ранимостью и отягощены грузом двойной ответственности. Поскольку тьютор находится с детьми от начала учебного дня до конца уроков, следит за их достижениями и помогает преодолевать трудности, естественно, родители хотят от него узнать о каждом шаге своего ребенка. Именно поэтому этика отношений в системе тьютор — родители строится по принципу оптимистичности, положительного отношения даже к минимальным достижениям ребенка. Конечно, при необходимости, для соответствующего реагирования родителей тьютор сообщает им и о происшествиях с участием ребенка.
Ещё одним немаловажным аспектом тьюторского сопровождения является необходимость построения занятия по принципу от простого к сложному, то есть не следует усложнять требования к детям. Например, сначала нужно научить ребенка приходить в класс и самостоятельно находить свою парту, а в дальнейшем он учится следить за расписанием уроков, меняя в нем карточки. Так как развитие детей с РАС проходит неравномерно, то при построении образовательного маршрута педагоги должны учитывать все варианты развития, в том числе и возможный регресс.
И наиболее важным является успешная социализация ребенка с РАС как полноправного члена общества. Ведь именно она помогает человеку чувствовать себя комфортно в любой среде вне зависимости диагноза, от физического или психического состояния и возраста.
Литература
1. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС, 2019. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н [Электронный ресурс]. URL : https://bizlog.ru/eks/eks-18/ ( дата обращения: 15.09.2019).
2. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 10-е. Москва: Теревинф, 2016. 288 с.
3. Лубовский В. И. Особые образовательные потребности [Электронный ресурс] //Психологическая наука и образование. 2013. № 5. Режим доступа: https://www.psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n5/Lubovskiy.shtml ( дата обращения: 12.02.2018).
4. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи / Науч-практ. сб. Вып. 8. Москва: Теревинф, 2014. 296 с. ISBN 978-5-4212-0206-6.
5. Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью». [Электронный ресурс]. URL : https://spo.mosmetod.ru/social/social-documents ( дата обращения: 12.09.2019).