МААМ-картинки

Особенности тьюторского сопровождения детей с РАС

Виктория Ковалёва
Особенности тьюторского сопровождения детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы

Ковалёва Виктория Викторовна

Тьютор, педагог-психолог

МБОУ «ЧСОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов»

Особенности тьюторского сопровождения детей с РАС

Опыт последних лет свидетельствует о том, что о роли тьютора в образовательном процессе ребенка, о целях и задачах его работы бытует не совсем верное представление. Бывает, что не только родители, но и специалисты приписывают тьютору роль няни при ребенке с ОВЗ. Между тем законодательно деятельность тьютора определена как многофункциональная педагогическая работа, направленная на персональное сопровождение ребенка в процессах развития, воспитания и образования с учетом его психофизического состояния, а также работа по качественному взаимодействию с родителями или официальными представителями ребенка.

Публикация «Особенности тьюторского сопровождения детей с РАС» размещена в разделах

В соответствии с квалификационной характеристикой по должности «тьютор» – специалист в области воспитания, на должность тьютора принимается лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование. Должность тьютора отнесена к должностям педагогических работников. То есть, тьютор – педагог, участвующий в выявлении и развитии познавательных интересов ребенка, в процессе формирования его личности, в разработке и сопровождении индивидуальной образовательной программы, в создании специальных условий и в организации процесса индивидуальной работы с обучающимся.

Тьюторское сопровождение ребёнка с интеллектуальными нарушениями – взаимодействие, в ходе которого обучающийся выполняет действие, а тьютор создает условия для осуществления и осмысления этого действия. Основные итоги сопровождения – не только знания, способы работы, самостоятельная образовательная деятельность, но и осознание самим обучающимся смысла и значения результатов взаимодействия.

Основная цель тьюторского сопровождения — персональное сопровождение обучающегося с РАС, способного самостоятельно, в меру своих возможностей, решать жизненно важные проблемы. В задачи сопровождения входят : охрана жизни и здоровья ребенка, коррекция физического развития; формирование коммуникативных умений и установление и поддержание социальных контактов с

окружающими людьми, адекватное поведение в социальной среде; формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность; формирование элементарных практических знаний об окружающем мире, способствующих социальной абилитации и адаптации; обучение доступным творческим видам деятельности.

Специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ являются услуги тьютора по рекомендации ПМПК или по решению психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации на период адаптации обучающегося в образовательной организации или на постоянной основе.

Для наиболее эффективной организации тьюторского сопровождения данной категории обучающихся необходимы специальные формы, методы и средств, так как детский аутизм в настоящее время рассматривается как особый тип нарушения психического развития. Особенностью всех детей с аутизмом является нарушение развития средств коммуникации и социальных навыков. Наиболее обобщёнными для детей с РАС являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения.

У детей с РАС ограничены когнитивные возможности, прежде всего это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов. Инертность может относиться к двигательной, речевой, интеллектуальной сферам. Труднее всего преодолевается инертность в мыслительной сфере, что необходимо учитывать при сопровождении ребенка в учебной деятельности.

В связи с вышеизложенным, особое внимание уделяется этической составляющей при работе тьютора с детьми, имеющими РАС. Вследствие того, что расстройства аутистического спектра очень разнообразны, в работе педагогов требуются предельные осторожность и внимание, а также хорошее знание особенностей поведения каждого ребенка, что ведет к усилению эмоциональной нагрузки на педагогов. Все коммуникации тьютор производит только на позитивном эмоциональном фоне. В отличие от психолога или других педагогов, тьютор держит дистанцию, избегая эмоционально насыщенных физических подкреплений, уместных для ребенка с близкими людьми. Потому что цель пребывания детей в школе — прежде всего обучение, ведь возможен риск использования детьми тёплых отношение с тьютором для аутостимуляции. И конечно же нужно помнить о конечной цели нашего сопровождения — самостоятельном применении учеником навыков и умений, приобретенных в образовательном учреждении.

Большое внимание также уделяется и взаимоотношению тьютора с другими педагогами ресурсного класса и всего образовательного учреждения. В школе тьютор работает в тесном тандеме с каждым из педагогов, и для положительного результата такой работы необходимо помнить, что на уроке есть один учитель, который дает четкие инструкции обучающимся в соответствии с планом урока, а тьютор выполняет эти инструкции вместе с каждым ребенком. Часто, начиная свою работу по сопровождению обучающихся, тьюторы делают одну из самых распространенных ошибок: громко суфлируют ребенку инструкции учителя, заглядывают в лицо, стараясь получить результат любой ценой. Но надо помнить о конечной цели нашего сопровождения — самостоятельном применении учеником навыков и умений.

Особое внимание следует уделить взаимоотношениям тьютора с родителями, так как родители детей с ОВЗ, особенно, с РАС, отличаются повышенной тревожностью, ранимостью и отягощены грузом двойной ответственности. Поскольку тьютор находится с детьми от начала учебного дня до конца уроков, следит за их достижениями и помогает преодолевать трудности, естественно, родители хотят от него узнать о каждом шаге своего ребенка. Именно поэтому этика отношений в системе тьютор — родители строится по принципу оптимистичности, положительного отношения даже к минимальным достижениям ребенка. Конечно, при необходимости, для соответствующего реагирования родителей тьютор сообщает им и о происшествиях с участием ребенка.

Ещё одним немаловажным аспектом тьюторского сопровождения является необходимость построения занятия по принципу от простого к сложному, то есть не следует усложнять требования к детям. Например, сначала нужно научить ребенка приходить в класс и самостоятельно находить свою парту, а в дальнейшем он учится следить за расписанием уроков, меняя в нем карточки. Так как развитие детей с РАС проходит неравномерно, то при построении образовательного маршрута педагоги должны учитывать все варианты развития, в том числе и возможный регресс.

И наиболее важным является успешная социализация ребенка с РАС как полноправного члена общества. Ведь именно она помогает человеку чувствовать себя комфортно в любой среде вне зависимости диагноза, от физического или психического состояния и возраста.

Литература

1. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС, 2019. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н [Электронный ресурс]. URL : https://bizlog.ru/eks/eks-18/ ( дата обращения: 15.09.2019).

2. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 10-е. Москва: Теревинф, 2016. 288 с.

3. Лубовский В. И. Особые образовательные потребности [Электронный ресурс] //Психологическая наука и образование. 2013. № 5. Режим доступа: https://www.psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n5/Lubovskiy.shtml ( дата обращения: 12.02.2018).

4. Особый ребенок. Исследования и опыт помощи / Науч-практ. сб. Вып. 8. Москва: Теревинф, 2014. 296 с. ISBN 978-5-4212-0206-6.

5. Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью». [Электронный ресурс]. URL : https://spo.mosmetod.ru/social/social-documents ( дата обращения: 12.09.2019).

Публикации по теме:

Особенности воспитания детей в дошкольный период Консультация "Особенности воспитания детей в дошкольный период". Особенности воспитания детей в дошкольный период можно разделить на две.

Анализ осуществления психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в ДОУ Раннее выявление и развитие способностей, талантов детей дошкольного возраста способствует их успешной социализации, раскрытию личностного.

Фотоотчет семинара «Взаимодействие команды специалистов в процессе реализации комплексного сопровождения детей с ОВЗ»Фотоотчет семинара «Взаимодействие команды специалистов в процессе реализации комплексного сопровождения детей с ОВЗ» Семинар-практикум для руководителей и методистов в сфере образования по запросу Министерства образования культуры и спорта Монголии на тему:.

Личностные особенности одарённых детей «Одарённый», «способный», «талантливый» - эти слова довольно часто (особенно в последнее время) произносятся педагогами, психологами и родителями.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект "Дружная семья" с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Мировой практический опыт сопровождения детей с ОВЗ в интегративных группах Статья составлена в продолжение изучения проблемы интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство. В большинстве европейских стран.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности тьюторского сопровождения детей с РАС
Опубликовано: 15 декабря 2021 в 15:33
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности тьюторского сопровождения детей с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Ковалёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД