Марина
Личностные особенности одарённых детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Одарённый», «способный», «талантливый» - эти слова довольно часто (особенно в последнее время) произносятся педагогами, психологами и родителями. Проблемы, связанные с развитием способностей и одарённости, всё больше привлекают к себе внимание учёных, работников образования, писателей, журналистов, как в нашей стране, так и за рубежом. И это естественно, закономерно, поскольку отражает характерную для сегодняшнего дня тенденцию – гуманизацию. Ведь развитие личности, её достижения в жизни, самореализация тесным образом связаны с её способностями, одарённостью.
Публикация «Личностные особенности одарённых детей» размещена в разделах
Особенный интерес для исследователей представляют вопросы детской одарённости и раскрытия талантов на ранних стадиях его проявлений. Профессор Х. Ю. Айзенк определял умных детей как золотой фонд общества.
Под способностями понимаются такие особенности человека, которые обеспечивают высокие достижения в деятельности, определяют его пригодность к конкретному виду занятий.
Одарённость чаще всего трактуется как качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное осуществление деятельности. Эту индивидуально – психологическую особенность учёные характеризуют, как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, позволяющее достичь человеку высоких результатов. (Краткий психологический словарь под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, - М., 1990г.)
Таким образом, одарённость рассматривается как динамическая характеристика (Ю. Д. Бабаева, Ф. Монкс, А. И. Савенков, А. Танненбаум и др.).
Отечественные и зарубежные исследователи чаще всего одарёнными называют тех детей, которые делают всё немного раньше, немного лучше, немного быстрее и часто немного не так, как большинство их сверстников, а также демонстрируют высокий уровень способностей в одной или нескольких областях. Это могут быть: интеллектуальные способности, способность к обучению, творческое мышление (креативность, художественные способности, лидерские способности, психомоторные способности. Не исключено, что признаки одарённости, проявляемые в дошкольном детстве, могут постепенно «угаснуть», и наоборот, одарённость может проявиться на новых этапах. Поэтому, представляется более целесообразным, верным с психологической и педагогической позиций в практической работе с одарёнными дошкольниками вместо понятия «одарённый ребёнок» применять понятие «признаки одарённого ребёнка» (или «ребёнок с признаками одарённости»).
В научной литературе (зарубежной и отечественной) описан ряд этих признаков, некоторые из числа тех, которые проявляются уже в первые годы жизни ребё нка:
- опережение в развитии речи и мышлении своих сверстников;
- раннее проявление улыбки и раннее узнавание лиц, ухаживающих за ребёнком;
- обладание значительной памятью;
- способность к длительной сосредоточенности; повышенный объём внимания;
- высокий уровень активности;
- проявление любопытства и любознательности;
- проявление ранней увлечённости, постоянство в своих любимых занятиях, высокий интерес к решаемой задачи;
- самостоятельный выбор занятия, а не пассивное его принятие;
- креативность, яркое воображение, восприимчивость ко всему новому, необычному, стремление реагировать на внешние стимулы в соответствии с собственными мыслями и ощущениями;
- перфекционизм (стремление доводить продукты своей деятельности досоответствия их высоким требованиям;
- высокий уровень обучаемости и явное получение удовольствия от этого процесса;
- чувство юмора;
- широта интересов;
- повышенная чувствительность, ранимость и сострадательность;
- самостоятельность, независимость, уверенность в себе;
- чувство справедливости.
И способности, и одарённость как проявляются, так и развиваются в деятельности и общении. При этом само их развитие не сводится лишь к их количественному росту; оно, прежде всего, предполагает их качественную перестройку. Известный психолог С. Л. Рубинштейн отмечал, что развитие способностей совершается по спирали: реализующиеся возможности, представляющие способность одного уровня, открывают новые возможности для дальнейшего развития, для развития способностей более высокого уровня.
По широте проявлений уникальных способностей одарённость подразделяют на общую и специальную.
Общая одарённость проявляется в различных видах деятельности. Психологи считают ядром общей одарённости результат интеграции умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, волевые и другие качества личности. Важнейшими аспектами общей одарённости выступает умственная активность и её саморегуляция.
Специальная одарённость обнаруживает себя в определённых видах или областях деятельности.
Такое диалектическое понимание развития способностей и одарённости предполагает особое внимание взрослых к способным и одарённым детям в первые минуты жизни. Очень важно пробудить имеющиеся задатки, заметить их проявление, не дать «засохнуть», «заглохнуть» дарованию, обеспечить своевременное успешное прохождение первых этапов развития способностей и одарённости в период, особо значимый для человека – дошкольное детство.
Список литературы
1. Белова Е. С. Одарённость малыша : раскрыть, понять, поддержать / Е. С. Белова. - М. : Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. – 144 с.
2. Коломинский Я. Л. Психология социальной одарённости. Москва 2009.
3. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. М. ,1973.
4. Токарь И. Е. Одаренные дети : на грани риска / И. Е. Токарь, Н. Е. Зарубина // Коррекционно-развивающее образование. – 2012. – №1. - С. 3 – 14.