Любовь Тимургалеева
Программа «Мир на земле начинается дома. Семья и детство»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Семья – это общество в миниатюре,
от целостности которого зависит безопасность
всего большого человеческого общества.
И. Г. Песталоцци.
Семья и детство – важные ценности современного общества и ориентиры ответственной государственной политики. Одной из важнейших функций семьи является воспитательная функция. Семья является важнейшим институтом социализации подрастающего поколения. Именно в ней ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с противоположным полом. Вместе с тем, когда большинство семей охвачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития детей. Семья, как полноценная составляющая общества, играет приоритетную роль в воспитании детей. Жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, что и жизнь семьи. Следовательно, чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества. Часто жестокое обращение со стороны родителей порождается элементарной неграмотностью в вопросах воспитания.
Цель: Повышение безопасности детей в семье путем обучения родителей ненасильственным формам воспитания и формирования навыков заботливого и компетентного родительства для создания в семье атмосферы взаимоуважения и любви.
Основными задачами являются:
1. Отработать механизм и активизировать деятельность по распространению среди детей и подростков, родителей, специалистов учреждений, работающих с детьми информации о недопустимости применения насилия и жестокости к детям; ненасильственных методах общения и взаимодействия в семьях, способах защиты детей от насилия и жестокого обращения, возможностях получения помощи в случаях проявления насилия и жестокости по отношению к детям
2. Способствовать реабилитации семьи, развитие у родителей социальных навыков, повышение социальной компетенции и способности к адаптации для самостоятельного преодоления жизненных трудностей и проблем;
3. Формировать положительные мотивации родителей на восстановление детско-родительских отношений; негативное мнение у воспитанников ко всем формам жестокого обращения.
4. Восстановить семейные и социальные окружения семьи, через социокультурные мероприятия основанные на народной педагогике, культуре;
5. Разработать и внедрить эффективные технологии и методики работы с семьей и детьми, в целом с населением, направленных на профилактику жестокого обращения с детьми;
6. Вовлекать воспитанников в просветительские и образовательные программы в качестве волонтеров к работе с детьми (их семьями).
Механизм реализации программы
Программа включает в себя три модуля
1. Первый модуль «Я и другие вокруг меня»-психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников и их ближайшего окружения
2. Второй модуль– «Мир вашему дому»-воспитание через приобщение детей к традициям народной культуры
3. Третий модуль «Кто в куклы не играл тот счастья не видал»
Мастер-классы для детей и родителей по изготовлению народных кукол
Первый модуль «Я и другие вокруг меня»
№ Мероприятия Месяц Ответственные
1 Анкетирование воспитанников с целью выявления жестокого обращения детьми.
Анкетирование родителей с целью выявления внутрисемейных отношений Январь Педагог- психолог
2 Беседа
«Мудрость родительской любви» Февраль Педагог- психолог
Социальный педагог
Воспитатели
3 Беседа с родителями
«Верны ли мои методы воспитания» Март Педагог- психолог
Социальный педагог
Воспитатели
4 Тренинговое занятие для детей и родителей «Отношение к жизни? Позитивное!» Апрель Педагог- психолог
Социальный педагог
5 Профилактическая беседа
«Я и моя семья» Май Педагог- психолог
Социальный педагог
Воспитатели
6 Тренинговое занятие
«Умеем ли мы общаться?». Июнь Педагог- психолог
Социальный педагог
Воспитатели
7 Ролевая игра
«Сглаживание конфликтов» Июль Педагог- психолог
Социальный педагог
Воспитатели
8 Конкурс фотографий
«Лучший семейный снимок» Август Педагог- психолог
Социальный педагог
Воспитатели
9 Игровой тренинг
«Планета толерантности» Сентябрь Педагог- психолог
Социальный педагог
Воспитатели
10 Тренинговое занятие для родителей и детей «Давайте говорить друг другу комплименты» Октябрь Педагог- психолог
Социальный педагог
Воспитатели
11 Беседа
«Что такое агрессия?» Ноябрь Педагог- психолог
Социальный педагог
Воспитатели
12 Мероприятие, направленные на защиту от всех видов насилия «МЫ вместе…» Декабрь Педагог- психолог
Социальный педагог
Воспитатели
Второй модуль– «Мир вашему дому»
№ Мероприятие Месяц Ответственные
1 «С Новым годом со всем родом»
Игровая программа с участием и привлечением родителей к подбору русских народных потешек, песен, колядок, закличек, былин, легенд, открыток.
Январь Воспитатели Социальный
педагог
2 «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»
Игровая программа с участием и привлечением
родителей к участию в празднике «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!», подбору костюмов и подготовке праздника Февраль Воспитатели Социальный
педагог
3 «Весна, весна, поди сюда!»
Привлечь родителей к совместным с детьми наблюдениям за сезонными изменениями в природе. Дать рекомендации по использованию фольклора в устной речи ребенка: песен, загадок, пословиц, потешек (при наблюдении за природой)
. Март Воспитатели Социальный
педагог
4. «Знаешь ли ты сказки?»
Литературная викторина по сказкам для детей и родителей Апрель Воспитатели Социальный
педагог
5 «Чудесный сундучок»
Литературная викторина для детей и родителей. Привлечь родителей к подбору художественной литературы о родном крае Май Воспитатели Социальный
педагог
6 «Эх, топни нога!» «Был бы друг, будет и досуг» Игровая развлекательная программа для детей и родителей.
Разучивание основных движений танцев. Помощь в организации семейного досуга со стороны родителей и детей. Июнь Воспитатели Социальный
педагог
7 «Во саду ли, в огороде»
Привлечь родителей в образовательный процесс. Организация совместной с детьми выставке овощей Июль Воспитатели Социальный
педагог
8 «Русские народные инструменты»
Привлечь родителей к сбору информации о русских народных инструментах и созданию альбома «Русские народные инструменты» Август Воспитатели Социальный
педагог
9 «Хлеб - всему голова» Игровая программа для детей и родителей.
Предложить родителям заучить наизусть с детьми пословицы и поговорки о хлебе Сентябрь Воспитатели Социальный
педагог
10 «Русская изба» Экскурсионная программа в музейной комнате приюта.
Привлечь родителей к созданию мини-избы, подбору экспонатов и созданию экспозиции. Октябрь Воспитатели Социальный
педагог
11 «Друг за дружку держаться - ничего не бояться»
Привлечь родителей к совместному с детьми чтению русских народных сказок о дружбе, взаимовыручке и поддержке. Например, сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» Ноябрь Воспитатели Социальный
педагог
12 «Здравствуй, зимушка-зима»
Привлечь родителей к совместному с детьми чтению русских народных сказок, потешек. Предложить повторить с детьми русскую народную песенку «Как на тоненький ледок» Декабрь Воспитатели Социальный
педагог
Третий модуль «Кто в куклы не играл тот счастья не видал»
Мастер-классы для детей и родителей по изготовлению народных кукол
№ Мероприятие Месяц Ответственные
1 История народной куклы. Волшебство славянских кукол
История возникновения народной куклы, традиций, обычаев, связанных с куклами. Рассказ о куклах оберегах. Январь Инструктора
по труду
2 Традиционный русский костюм. Типы и назначения кукол
Традиционный русский костюм. Информация о видах кукол, их функции и назначение. Показ образцов. Просмотр презентации «Классификация кукол» Февраль Инструктора
по труду
3 Кукла узелковая
Беседа из истории игровых кукол. Техника безопасности. Демонстрация готовой куклы. Технология изготовления куклы.
Практическая работа по изготовлению куклы узелковой. Март Инструктора
по труду
4 Кукла «Зайчик на пальчик»
Загадки, потешки про зайцев. Показ изготовления куклы с использованием приемов обережный крест и наматывание
Изготовление куклы «Зайчик на пальчик». Апрель Инструктора
по труду
5 Кукла «Столбушка»
Опрос по ранее изготовленным куклам. Инструменты, приспособления, материалы. Техника безопасности при работе с ножницами. Правила работы с тесьмой и лентой. Практическая работа по изготовлению куклы «Столбушка». Май Инструктора
по труду
6 Кукла «Утешница»
Демонстрация картинок по теме. Правила выполнения куклы «Утешница». Практическая работа по изготовлению куклы «Утешница». Июнь Инструктора
по труду
7 Кукла «Коза»
Рассказ о Святках и роль «Козы» в святочных ряжениях. Потешки по теме. Знакомство с природным материалом – лыко. Демонстрация готовых образцов, иллюстраций. Технология Выполнения куклы «Коза». изготовление куклы «Коза» из лыка, костюма куклы Июль Инструктора
по труду
8 «Отдарок на подарок»
Рассказ об обрядовых куклах: знакомство с древним обычаем – одаривание. Поговорки, песенки по теме. Демонстрация готовых кукол, фотографий. Технология изготовления куклы «Отдарок на подарок» с помощью обережного креста. Практическая работа по изготовлению куклы «Отдарок на подарок». Август Инструктора
по труду
9 Кукла «Закрутка»
Беседа о куклах закрутках. Особенности изготовления. Демонстрация готовых образцов, иллюстраций. Техника безопасности при работе с ножницами. Последовательность выполнения куклы «Закрутка» - 2 варианта. Приемы: закручивание, приматывание. Сентябрь Инструктора
по труду
10 Кукла «Крупеничка» (Зерновушка)
Беседа на тему кукла «Крупеничка». Рассказ о красном угле в русской избе. Демонстрация иллюстраций и готовых образцов. Использование крупы для наполнения куклы. Последовательность изготовления куклы посредством строчного шва и приемов наматывание и приматывание. Октябрь Инструктора
по труду
11 Кукла «Колокольчик»
Беседа о значении колоколов на Руси. Знакомство с куклой «Колокольчик». Загадки, пословицы. Демонстрация готовых кукол, картин. Техника безопасности при работе с ножницами. Особенности подбора ткани. Последовательность выполнения куклы «Колокольчик» с помощью приемов приматывание и наматывание Ноябрь Инструктора
по труду
12 Кукла «Берегиня»
Демонстрация готовой куклы. Техника безопасности при работе с ножницами. Последовательность выполнения куклы «Берегиня» с использованием приема наматывание. Декабрь Инструктора
пОжидаемые результаты
Через программу программа «Мир на земле начинается дома» ожидается достижение следующих результатов:
- возвращение родителей к полноценному существованию в обществе,
- восстановление детско-родительских отношений,
- повышение родительского авторитета, базирующегося на знаниях и опыте, основах народной педагогики
- снижение уровня тревожности, неуверенности и агрессивности.
• Участники реализации программы получат достоверную информации о проблеме жестокости и насилия и путях ее преодоления (100%);
• снизится количество проявлений агрессивности и жестокого обращения с детьми и подростками у 78% от охвата целевой аудитории;
• сформируются ответственное отношение у 65% воспитанников;
• выработается толерантное отношение к друг к другу у 88% воспитанников;
• увеличится на 73% процесс адаптации к социальным условиям членов группы;
• повысится самооценка у 59% целевой аудитории, что приведет к стимулированию процесса развития и роста индивидуальности воспитанников;
• процесс улучшения здоровья и качества жизни, отношения с окружающими произойдет у 59% целевой аудитории;
• на 45% увеличится воспитание у воспитанников целеустремленности и чувства ответственности.
о труду