Ирина Щепетинникова
Мировой практический опыт сопровождения детей с ОВЗ в интегративных группах
▼ Скачать + Заказать документы
Статья составлена в продолжение изучения проблемы интеграции детей с ОВЗ в образовательное пространство.
В большинстве европейских стран роль в работе с интегрированными обучающимися со специальными потребностями, играют школьные учителя. Дополнительная образовательная поддержка осуществляется силами профессионалов, преимущественно специальными педагогами, работу которых регулируют местные органы управления образования. И в этом – положительная практика! Но следует отметить, что в странах Западной Европы нет единых подходов и правил организации сопровождения и поддержки детей с особыми образовательными потребностями, интегрированными в образовательные учреждения. Даже государства со сложившимся гражданским обществом, развитой экономикой и высоким уровнем жизни по-разному понимают и решают проблемы интеграции : кто, кому, где и как предоставляют поддержку, какой она может быть по содержанию.
Публикация «Мировой практический опыт сопровождения детей с ОВЗ в интегративных группах» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Огромный опыт интегративного образования имеют страны: Бельгия, Финляндия, Великобритания, Италия, Германия и др. Здесь давно уже разработаны защитные, смягчающие, адаптационные механизмы педагогической помощи. (Следует напомнить для аналогии, что в России проблема интегрированного, а тем более инклюзивного образования была и ранее, но наиболее актуальной стала совсем недавно).
Рассмотрим особенности и положительные достижения при внедрении интеграции за рубежом.
В странах Европы, большинство детей раннего и дошкольного возраста, за исключением детей со сложными комбинированными нарушениями развития, интегрированы в среду нормально развивающихся сверстников.
Во многих европейских государствах психолого-медико-педагогическое сопровождение получают все дети с первых месяцев жизни. Помощь эта оказывается как государственными структурами, так и силами общественных, в том числе родительских организаций.
Методы и формы интеграции в дошкольном возрасте чрезвычайно разнообразны не только в различных странах, но даже в разных дошкольных учреждениях одной какой-либо страны.
Как реализуется интегрированный подход к детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии, например, в Германии? Детские учреждения здесь работают в рамках ситуативно- ориентированного подхода к интеграции детей с отклонениями в развитии в среду их нормально развивающихся сверстников ( для аналогии: в России используется деятельностный подход). Главная задача взрослых здесь состоит в формировании у детей индивидуальных и социальных компитенций; их приобретение выступает средством решения конкретных жизненных ситуаций. Следовательно, импульсом организации образовательной среды становится конкретная ситуация или желание ребенка. Вся предметно-пространственная среда создается с учетом интересов и возможностей детей с разным уровнем развития. Специфика организации педагогического процесса в интегрированной группе заключается в применяемых методах работы воспитателей и врачей. Педагогам рекомендуется прежде, чем принять ребенка в группу, пообщаться с ним, понаблюдать за его деятельностью, а главное, оценить, готовность работать с тем или иным ребенком, ежедневно контактировать с ним, обслуживать малыша, поскольку эта деятельность также входит в обязанности воспитателя. (У нас в стране воспитателем создаются условия для разных видов деятельности и проектируется траектория этих видов деятельности, если вспомнить, например, блоки совместной и самостоятельной деятельности в течение времени пребывания ребенка в детском саду, то это станет более понятным).
Вся коррекционная работа (зарубежной практики) осуществляется в ходе не прямых, а косвенных воздействий на личность ребенка посредством интенсивного дифференцированного взаимодействия в малых группах (микро-группах).
Зарубежные специалисты усматривают огромные возможности восстановления проблемного ребенка не столько во взаимодействии со взрослыми, сколько в свободном общении, игре и взаимодействии со сверстниками, именно в таком общении формируется способность к толерантности, создаются не только условия для формирования социального поведения, но и возникают первые его проявления.
Значимый метод интегрированного обучения - подражание, как своеобразная форма усвоения и расширения способов деятельности и поведения детей. Считается, что через подражание дети с проблемами в развитии познают границы собственных возможностей. (А это очень важно) Кроме подражания, в обучении и воспитании детей с отклонениями в развитии используются следующие методы: анализ конфликтных ситуаций и правила их разрешения, выработка правил совместной жизни. Использование таких методов обеспечивает безопасность жизни детей, помогает адаптации стать более безболезненной в условиях детского сада.
Успешному индивидуальному и социальному развитию воспитанников интегрированных групп способствует активное участие в образовательно-воспитательном процессе родителей и родственников детей. Сотрудничество с родителями – важнейшее звено концепции интегрированного обучения. Оно заключается во взаимообмене информацией, консультировании, взаимопомощи и общении. Немаловажно личное общение персонала и родителей, а также родителей друг с другом. Поэтому целесообразными считаются не заранее подготовленные для родителей сообщения и выступления, а неформальные беседы, «разговоры по ходу», совместные чаепития, праздники и другие формы неофициального общения. Все это положительно влияет на установление активного взаимодействия и сотрудничества, каждодневного созидания в общей работе по коррекции, но также требует максимальной отдачи (профессиональной, личностной, моральной) от педагогов.
В целом, теория и практика интегрированного обучения в дошкольном возрасте доказывает необходимость междисциплинарного подхода к оранизации жизнедеятельности детей, т. е. медико-педагогического и социально-психологического. Сближению педагогической и врачебной помощи способствует усиление диагностической составляющей деятельности воспитателя, его отказе от руководящей и направляющей роли, осознании себя помощником и советчиком ребенка.
Кредо деятельности других учреждений – «Путь усиления слабых такой же, как путь совершенствования сильных».(М. Монтессори).
М. Монтессори была убеждена в том, что практически каждый ребенок является нормальным человеком, который способен найти себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего мира, на вхождение в культуру, помогает реализовать заложенный в формирующейся личности потенциал, обеспечивает полноценное физическое и духовное развитие. Необходимо создать благоприятную воспитывающую и обучающую среду, обеспечивающую любому ребенку комфортное самочувствие, помогающую раскрытию всех его способностей, возможностей, природной активности.
Центр имени М. Монтессори в одном из городов Германии объединяет детский сад, школу (количество классов свыше 30, амбулаторное и клиническое отделения. В состав амбулатории входят: служба социальной помощи, диагностическое и психологическое подразделения, отделения лечебной гимнастики и лечения продуктивной деятельностью, музыкальной терапии, терапии по Монтессори (действия со специальными предметами) и служба генетической диагностики. (В нашей стране не таких комплексов, все службы, в основном представляют отдельные структуры, что создает ряд неудобств при их взаимодействии, в силу объективных причин, таких как отдаленность и разрозненность).
Дети интегрированных дошкольных групп занимаются в центре в первую или во вторую половину дня. В каждой группе – до 25 детей, треть из которых имеет отклонения в психическом или физическом развитии. С группой одновременно работают два взрослых сотрудника. Важным направлением их деятельности является наблюдение за ребенком и составление на его основе схемы-характеристики по следующим направлениям:
• общее поведение (в различных видах деятельности);
• самостоятельность;
• социальное поведение;
• актуальный уровень развития (в настоящий момент);
• выполнение правил;
• проблемы поведения;
• сотрудничество с родителями.
В этой характеристике также содержатся рекомендации по уходу за ребенком с особыми потребностями.
Таким образом, за рубежом, главным в процессе объединения детей с ограниченными возможностями здоровья и их нормально развивающихся сверстников является полноправное участие наряду с педагогами родственников в лечебно-педагогической работе, переосмысление ее содержания и методов, формирование единой стратегии деятельности воспитателей, родителей, врачей и социальных работников.
Н. Н. Малофеев - директор Учреждения РАО «Институт коррекционной педагогики», академик Российской академии образования, в материалах Доклада Европейского агентства по развитию специального образования «Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения» раскрыл особенности успешности интегрированного образования за рубежом, а в своей работе «Особый ребенок – вчера, сегодня, завтра» (Образование и психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, 2007 г.) он писал: «Системы специального образования стран Западной Европы и России в настоящее время проживают эволюционную фазу, перехода на новый уровень и активно модернизируются. В силу этого обстоятельства знакомство с западноевропейским тридцатилетним опытом интеграции, его аналитическое осмысление и для наших соседей и для нас представляется крайне важным. Благодаря совместному проекту Министерства Фламандского Общества. Отдел Образования и Министерства образования и науки Российской Федерации, длящемуся с небольшими перерывами с 1992 года, российские специалисты имели возможность изучать модели интеграции, реализуемые во Фландрии.
Ныне все страны континента признают интегрированное обучения (инклюзию) наиболее перспективной организационной формой обучения детей-инвалидов, однако каждая из стран идет к общей цели своим путем. Его должна найти и Россия. Успех в деле формирования индивидуализированной траектории получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья может быть обеспечен при условии сохранения уникального наследия отечественной дефектологической науки и критического переноса и адаптации современных зарубежных моделей интеграции».
В данном пособии Н. Н. Малофеев определяет инструмент анализа и прогнозирования развития национальных систем специального образования. Эта авторская разработка имеет целостное концептуальное обоснование; опирается на анализ современных тенденций развития системы специального образования; содержит доступные алгоритмы системного, обобщенного опыта образовательной интеграции в конкретные региональные структуры образования детей с ограниченными возможностями здоровья; описывает возможности внедрения вариативных форм интегрированного воспитания и обучения на современном этапе, помогает понять специфику интеграции в России, которая отличается от западноевропейской.
Итак, видно, что проблема интеграции существует в разных странах, отличие лишь в разноплановости и степени выраженности в условиях менталитета.