Татьяна Хомягина
Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека. Именно в этот период происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, приобретаются привычки, представления, черты характера.
Проблема адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения сохраняет свою высокую значимость на протяжении длительного времени. Это обусловлено тем, что от качества организации процесса адаптации детей зависит уровень их физического и умственного развития, психологического здоровья.
Публикация «Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
Анализ исследований по проблемам адаптации свидетельствует о том, что адаптация представляет собой сложный процесс, в котором отражается взаимодействие разных уровней психического развития : психофизиологического, социально-психологического, педагогического. Соотношение этих уровней определяет специфику адаптационных механизмов. На процесс адаптации ребенка к пребыванию в дошкольном учреждении влияют три составляющие. Социально-психологический уровень адаптации, характеризующийся степенью закаленности и сформированностью навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностными особенностями самого ребенка, а также уровнем тревожности и влиянием семьи на ребенка.
Важно организовать комплексную работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная нами программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению направлена на укрепление психологического здоровья детей младшего дошкольного возраста и ориентирована на решение некоторых проблем в развитии ребенка. Для успешной адаптации с детьми составлены специальные развивающие игровые моменты, которые обеспечат эмоционально-комфортное состояние ребёнка, помогут развить психологическую автономность и самостоятельность, а также сформируют доверительные отношения с воспитателями.
Данная программа направлена на психолого-педагогическое сопровождение не только детей, но и родителей в период адаптации к детскому саду.
Цель: психолого-педагогическое сопровождение тревожных детей младшего дошкольного возраста и их родителей в период адаптации к детскому саду, а также коррекция уровня тревожности детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению в рамках психолого-педагогического сопровождения.
Задачи:
1. Охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей.
2. Создание благоприятного психологического климата в группе детей.
3. Снижение уровня тревожности детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению.
4. Расширение возможностей понимания тревожного ребенка значимыми взрослыми.
5. Выработка родителями и педагогами эффективных навыков взаимодействия с тревожным ребенком.
6. Оказание помощи педагогам в создании условий для гармонизации эмоционально-личностного развития ребенка.
Теоретико-методологическая основа
Выстраивая технологию психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к детскому учреждению, мы опирались на теоретические положения психологии и исследования в области физиологии, педагогики:
- о роли среды как источника психического развития ребёнка (Л. С. Выготский);
- о социальной ситуации развития как исходном моменте для динамических изменений личности на всех этапах возрастного цикла (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин);
- о ведущей деятельности как движущей силе психического развития ребёнка (А. Н. Леонтьев);
- о решающей роли общения взрослого с ребёнком для его своевременного и полноценного психического развития (М. И. Лисина);
- о важности соответствия предметной среды возрастным особенностям детей (Я. И. Ковальчук, Р. С. Буре, Л. Ф. Островская).
Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет человеку перестраивать свою деятельность с учетом обстоятельств и повышать ее продуктивность, т. е. развиваться.
Адаптацию необходимо рассматривать не как пассивное приспособление к меняющимся условиям, а как процесс выработки новых форм и способов активности, обеспечивающих эффективность деятельности в меняющихся условиях и сохранения своего психофизического благополучия. Адаптация направлена на поддержание равновесия организма и среды в новых для ребенка условиях. Изменения, происходящие в процессе адаптации, затрагивают все уровни организма и психики.
Для успешной адаптации решающее значение имеют:
- функциональное состояние организма, показателем которого является работоспособность;
- особенности обменных процессов;
- тип нервной системы и темперамента;
-тренированность нервно-психических механизмов, которая достигается постепенным дозированием нагрузок на психику, связанных с новыми впечатлениями;
- психологическое состояние ребенка в момент привыкания к новым условиям, например, стабильность положительных эмоций, чувство защищенности, доверия к окружающим, уверенность в себе и близких людях.
Тревожность как отрицательное эмоциональное состояние ребенка, выступает в качестве неадекватного обстановке стойкого ощущения страха, ожидания неблагополучия со стороны окружающих в ситуациях, связанных с изменением или новым содержанием, а также в ситуациях нейтрального характера.
Это состояние характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а с точки зрения физиологии - активацией вегетативной нервной системы.
А. И. Захаров, А. М. Прихожан отмечают, что при неоднократном повторении условий, провоцирующих высокие значения тревоги, создается готовность к переживанию данного состояния.
Процесс формирования тревожности проходит в несколько этапов. На первом этапе происходит ее зарождение. Этот момент связан с формированием динамического опорного ядра, состоящего из психических процессов, в которых тревожность проявляется. Второй этап характеризуется выраженностью тревожности и ее закреплением в конкретной деятельности и поведении. На третьем этапе сформированное новообразование, приобретая характер свойства личности – личностной тревожности, само репродуцирует психические состояния, благодаря которым оно возникло.
У детей младшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий. Эту особенность тревожности у дошкольников следует рассматривать как благоприятный фактор преодоления дезадаптации ребенка к дошкольному учреждению.
Для дошкольника наиболее значимыми микросредами социализации являются семья и детский коллектив образовательной организации, в которую включен ребенок. Следовательно, в дошкольном возрасте источником тревожности выступает детско-взрослая общность.
Как указывают А. И. Захаров, А. М. Прихожан, в детском возрасте в качестве внешнего источника тревожности чаще всего выступают детско-родительские и внутрисемейные отношения.
Семья для ребенка является первым окружением, в котором происходит его формирование. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние.
Нарушение внутрисемейных отношений приводит к постоянным психологическим микротравмам и к возникновению повышенного уровня тревожности у детей.
Трудности адаптации обычно возникают в случае, если ребенок изолирован от повседневной адаптации к меняющимся условиям. Родители, которые стремятся поддерживать неизменность окружающей обстановки, стремительно устраняя все препятствия, возникающие в жизни и деятельности ребенка, снижают защитные силы психики. Не умея адаптироваться к минимальным изменениям, «изнеженные» дети испытывают серьезные трудности при значительных переменах в их жизнедеятельности.
Адаптационный период - серьезное испытание для детей младшего дошкольного возраста. Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены: резкий переход малыша в новую социальную среду и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.
Направления:
1. Профилактическое – оказание опосредованного воздействия на детей через родителей для предупреждения возникновения проблем.
2. Диагностическое – комплексная психолого-педагогическая оценка развития ребенка, использование специального инструментария для выявления проблем ребенка.
В период адаптации первичная диагностика проходит по трем направлениям:
- характеристика родителями состояния детей через анализ анкетных данных;
- оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям дошкольной образовательной организации через анализ специальной карты наблюдений за ребенком;
- оценка психоэмоционального состояния детей через анализ индивидуального листа адаптации.
3. Консультативное – организация работы с родителями и педагогами, направленной на решение проблем.
4. Коррекционно-развивающее – организация индивидуальной или групповой работы с детьми, направленной на решение проблем, возникающих в период адаптации; создание условий для успешной адаптации.
Блоки:
1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
2. Психолого-педагогическое просвещение педагогов.
3. Работа с детьми.
Этапы: диагностический, коррекционно-развивающий, контрольный, аналитический.
Формы реализации: индивидуальные и групповые консультации, дистанционное консультирование, тренинги, семинары, круглые столы, мастер-классы, домашние задания, коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные и групповые).
Содержание программы
1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
Формы работы:
Консультации - «Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ», «Тревожные дети», «Развитие тревожности у ребёнка вследствие адаптации к ДОУ».
Индивидуальные консультации «Семейные конфликты и тревожность ребенка к дошкольному образовательному учреждению», «Проявление тревожности у детей».
Детско-родительский тренинг «Влияние родительского отношения на тревожность ребенка»
Тренинги «Благоприятный психологический климат в семье как залог снижения тревожности ребенка к дошкольному образовательному учреждению», «Адаптация к ДОУ : советы психолога».
Домашние задания «Разработать правила эмоционального общения с ребенком», «Портрет тревожного ребенка».
Дистанционное консультирование «Релаксационные упражнения с ребенком в домашних условиях».
2. Психолого-педагогическое просвещение педагогов
Формы работы:
Групповые консультации: «Степень адаптации детей к условиям детского сада», «Последствия продолжительной тревожности детей к дошкольному образовательному учреждению».
Индивидуальные консультации: «Коррекция тревожности детей к дошкольному образовательному учреждению», «Индивидуальный подход к ребенку с повышенной тревожностью к дошкольному образовательному учреждению».
Семинары: «Основные социальные и педагогические причины возникновения тревожности у детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению», «Анализ процесса адаптации детей к ДОУ».
Мастер классы: «Коррекция тревожности у детей», «Музыкотерапия в работе с тревожными детьми».
Тренинги: «Взаимодействие с тревожными детьми», «Упражнения для снятия тревожности детей младшего дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности».
Круглые столы: «Оказание помощи тревожному ребенку и его семье», «Формы и методы работы с тревожными детьми младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению».
3. Работа с детьми.
Первичная диагностика проходит по трем направлениям:
1. Характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкеты для родителей).
2. Оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада.
3. Оценка психо-эмоционального состояния детей (индивидуальный лист адаптации «Денверский тест оценки развития»).
В дальнейшем данные анкетирования позволяют грамотно построить профилактическую и консультативную работу с родителями. Основная задача здесь - не просто проинформировать родителей об особенностях протекания периода адаптации у ребенка, но и дать рекомендации, как общаться с ним в этот период, спланировать совместную деятельность для более легкой адаптации ребенка к условиям детского сада.
Этапы реализации:
1. Диагностический
Дети:
- тест «Тревожности» Р. Темпл, М. Дорли, Л. Амен;
- методика «Страхи в домиках» модификация М. А. Панфиловой»;
- методика «Лесенка» В. Г. Щур.
Родители:
- опросник «Критерии определения тревожности у ребенка» П. Бейкер, М. Алворд;
- опросник для выявления тревожности у ребенка Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко;
- опросник «АСВ» Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий;
- тест на оценку уровня тревожности А. И. Захарова.
Педагоги:
- опросник «Критерии определения тревожности у ребенка» П. Бейкер, М. Алворд;
- опросник для выявления тревожности у ребенка Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко;
- методика «Эмоционально-цветовой аналогии» А. Лутошкин.
2. Этап: коррекционно-развивающий:
- Психолого-педагогическое просвещение родителей (1 месяц);
- Психолого-педагогическое просвещение педагогов (1 месяц);
- Коррекционно-развивающая работа с детьми (1 месяц).
3. Контрольный.
Проведение повторной диагностической работы в соответствии с диагностическим этапом.
4. Аналитический (рефлексия).
Данная программа способствует :
- изменениям психоэмоционального состояния детей в период привыкания к детскому саду (снижению тревожности, страхов);
- повышению у ребенка уверенности в себе;
- повышению психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей.
Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в результате работы только в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных изменений в повседневную жизнь ребенка. Необходимо преемственность работы дошкольного учреждения и воспитания в семье.
5. Коррекция тревожности.
После этапа рефлексии по мере необходимости продолжается коррекционная работа с ребенком.
Организация РППС в группе младшего дошкольного возраста.
Ведущая образовательная область программы :
«Речевое развитие» («Центр книги»).
«Художественно-эстетическое развитие» («Центр изо-деятельности», «Центр театра»).
«Социально-коммуникативное развитие» («Уголок уединения», «Центр социально-эмоционального развития», «Центр игры», «Домашняя зона»).
«Познавательное развитие» («Центр конструирования» (конструктивной деятельности).
«Физическое развитие» («Центр двигательной активности»).
Групповое помещение условно подразделено на зоны. Особенностью РППС младшей группы является стабильность обстановки. Маленьким детям комфортнее приходить и оставаться в знакомой обстановке.
1. Зона умеренной активности. «Центр книги», «Уголок уединения», «Центр изо-деятельности».
2. Зона средней активности. «Центр конструирования», «Центр социально-эмоционального развития».
3. Зона повышенной активности. «Центр двигательной активности» (физкультурно-оздоровительный центр, «Центр театра», «Центр игры», «Домашняя зона».