Марина Пирогова
Особенности воспитания детей в дошкольный период
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
"Особенности воспитания детей в дошкольный период".
Особенности воспитания детей в дошкольный период можно разделить на две группы. Первая группа особенностей – общие, имеющие свое продолжение на последующих этапах становления человека. Вторую группу составят особенности, соотносимые с дошкольным этапом развития детей.
Первая группа особенностей.
Публикация «Особенности воспитания детей в дошкольный период» размещена в разделах
Целенаправленность воспитания положительных качеств личности, привычек, умений и навыков поведения дошкольников, формирования взрослыми системы отношений ребенка к окружающему миру, к себе и другим людям.
Многофакторность процесса воспитания – в процессе воспитания проявляются многочисленные субъективные и объективные факторы, обусловливающие сложность воспитательного процесса. Социальный заказ дошкольному воспитанию, уровень экономического, правового, политического развития общества, уровень профессиональной подготовки педагогов, характер образовательной среды и эмоциональный климат, уровень воспитанности детей, политика ДОУ, педагогическая грамотность родителей, атмосфера в семье – это совокупность факторов, каждый из которых оказывает свое влияние на процесс и результат воспитания дошкольников.
Непрерывность воспитания – процесс протекает во всех видах деятельности ребенка в режиме дня. Воспитание происходит стихийно и целенаправленно в каждый момент жизни ребенка. Процесс воспитания не конечен. Конечность условна, соотносится с окончанием возрастного периода, определенного отрезка времени. Такая условная конечность воспитательного процесса важна для оценки его качества, диагностики результатов воспитанности, коррекции воспитания в семье и ДОУ.
Комплексный характер процесса воспитания включает многообразие взаимодействующих компонентов (целевых, содержательных, процессуальных, которые действуют во взаимовлиянии и взаимоподчинении:
– содержательные элементы воспитания (физического, умственного, социально-нравственного, эстетического, трудового, правового, полового, экологического и др.);
– структурные компоненты воспитательного процесса (цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, результаты);
– субъекты – участники воспитательного процесса (дети, сверстники, родители, педагоги, психологи и другие взрослые);
– условия протекания воспитательного процесса (психологические, педагогические, организационные, методические, материально-технические).
Двусторонний характер воспитания, построенный на обратных связях между детьми и взрослыми. Чем больше информации у взрослого о ребенке, его восприятии, воспитанности, особенностях личности, тем выше контактность и результат воспитания.
Неоднозначность и неопределенность результатов воспитания – в одних и тех же условиях воспитываются дети с различными личностными характеристиками, привычками, уровнем воспитанности, линией поведения. Результаты в одних и тех же условиях могут быть совершенно различными, так как действует субъективный фактор.
Ко второй группе особенностей относятся :
Определяющая роль взрослого в воспитании дошкольников. Взрослые на этом возрастном этапе выполняют воспитательную, обучающую, развивающую, адаптационную, организационную, координирующую и интегрирующую функции.
Отсроченность результатов воспитания во времени – в дошкольный период закладываются основы воспитанности, которые развиваются, углубляются, расширяются и перерастают в воспитанность личности на последующих возрастных этапах.
Поведение и деятельность ребенка-дошкольника регулируются непосредственными чувствами, эмоциями, побуждениями.
Особая значимость положительной оценки, одобрения поступков, действий, качеств личности ребенка со стороны взрослых.
Необходимость постоянной наглядной опоры, положительного практического примера в воспитании личности дошкольника.
Неустойчивость воспитанных качеств, привычек, умений, необходимость постоянного повторения, закрепления, применения в разных жизненных ситуациях.
Обусловленность воспитания дошкольников рядом физиологических и психологических факторов, необходимость их учета в построении и организации воспитательного процесса в семье и ДОУ:
– быстрая утомляемость ребенка, истощаемость нервных клеток;
– неустойчивость внимания и восприятия;
– невысокий уровень произвольности психических процессов, который увеличивается к старшему дошкольному возрасту;
– преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
– высокая пластичность психики, высокая эмоциональность детей, восприимчивость к окружающему;
– наличие наглядно-образного типа мышления;
– быстрое освоение и вместе с тем непрочность формируемых умений, навыков, привычек поведения;
– постоянное стремление к познанию и освоению нового, любознательность;
– сензитивность воспитания черт, качеств личности, привитие норм поведения и общения, формирование личностного опыта ребенка;
– игра как ведущий вид деятельности дошкольников, в которой оптимально и естественным путем формируются новообразования личности, ее знания, качества, отношения, умения, способности.
Названные нами особенности воспитания дошкольников важно знать и учитывать при планировании, конструировании, организации и оценке результатов воспитательного процесса.