Виктория Бондарева
Особенности современного детства и проблема развития игровой деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Нынешний век изменил детство. Интенсивное развитие общества отражается на характере социокультурной среды, условиях воспитания и, как результат, – на психологических особенностях современных детей. Дети 21 века обладают большими креативными способностями, большей самодостаточностью, независимостью мышления. Однако имеющиеся возможности детей часто оказываются невостребованными, и возникает противоречие высокого потенциала и низких реальных результатов. «Отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности. …Обследование познавательной сферы старших дошкольников выявило крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов. Если в 70-х годах XX века это было признано возрастной нормой, то сегодня с данными действиями справляются не более 10% детей. Четко фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения. Детям оказывается недоступным то, с чем легко справлялись их ровесники три десятилетия назад». В педагогической психологии традиционно этап дошкольного детства соотносится с развитием системы взаимоотношений ребенка и взрослого, где взрослый выступает как образец для подражания, идеал, ориентир на пути взросления. Дошкольник, стремясь стать взрослым, моделирует ситуации из взрослой жизни, и образ взрослого как уверенного успешного человека мотивирует ребенка к следованию по пути старших. Формируется внутренняя позиция школьника и готовность к взаимодействию с учителем для получения образования, чтобы позже получить профессию и стать полноправным участником социально-полезной деятельности. Но в современном обществе дети далеки от доступных им видов социально-полезной деятельности (например, помощь в домашних делах не распространена). Деятельность взрослых трудно воспроизводима в играх (профессии требуют пользования компьютера и трудно «операционализируюся»). Образ взрослого часто далек от позитивного ориентира, т. к. дети слишком часто видят родителей уставшими, озабоченными, недовольными… Средства массовой информации, кинофильмы и мультипликационные картины довольно часто рисуют негативный образ взрослой жизни. Современные родители, бабушки и дедушки в силу социально-экономической ситуации часто не в состоянии уделять ребенку дошкольнику достаточно времени, заменяя общение виртуальной образовательной средой или передавая ребенка от одного тренера/учителя к другому (из кружка на секцию). Увлеченность интеллектуальным развитием в ущерб гармоничному развитию ребенка в соответствующих возрасту видах деятельности приводит к дисбалансу, когда, умея решать сложные задачи и читать, ребенок не способен сам переодеться и переобуться, не умеет вести беседу и испытывает серьезные трудности во взаимодействии с другими детьми. Педагогическая запущенность, как результат неграмотного семейного воспитания, нередко становится причиной дезадаптации ребенка в образовательной организации. «Непонимание родителями значимости и незаменимости детской игры как свободной творческой деятельности, её уникальности и самоценности выступает одной из главных причин низкого уровня игровой деятельности детей». Современное «детство складывается и существует в той среде (материальной, информационной, коммуникативной и пр., которую создают … взрослые». Эта создаваемая взрослыми среда крайне противоречива: возрастающая ценностью детства сочетается с игнорированием специфики детского возраста. «Повышенные требования к умственному развитию и к учебным навыкам малышей сочетаются с чрезмерно бережным, щадящим отношением к их физической безопасности и самостоятельности. Взрослые делают всё возможное, чтобы оградить детей от каких-либо усилий и самостоятельных действий. Сейчас нередко можно встретить слишком продолжительное грудное вскармливание (до 2-3 лет, позднее приучение к опрятности (после 3-4 лет, недоразвитие навыков самообслуживания (в 4-5 лет дети не умеют одеваться, шнуровать ботинки и пр.). Совершенно невозможными стали самостоятельные прогулки ребенка со сверстниками (до 12-13 лет). Практически ушли из жизни детские дворовые игры и разновозрастные детские сообщества, которые были важной школой социализации». Увлеченность взрослых ранним развитием своих детей и интенсификация обучения младших школьников приводит к психологическому насилию над дошкольниками в виду неадекватных требований при подготовке детей к школе. Современные игрушки часто не только не стимулируют игровую деятельность, но препятствуют ей, «отбирая» у детей самостоятельность и инициативу, превращаясь в 12 имущество. «Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть. Им не интересно общаться друг с другом, общение со сверстниками становится всё более поверхностным и формальным: детям нечего делать вместе, не о чем разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Организовывать их игры и общение даже на детских праздниках приходится взрослым. На дни рождения многие родители нанимают аниматоров или артистов, которые развлекают детей. Без этого совместная содержательная активность не появляется, и дети предпочитают заниматься со своими телефонами или планшетами». Телефон или планшет сегодня – это самые востребованные предметы, которыми постоянно пользуются взрослые в быту и на работе, дома, в магазинах, в транспорте и на улице; и дети в качестве игрушек предпочитают такие же гаджеты, ведь ребенок, несмотря ни на что, стремится подражать взрослым. То, чем пользуются взрослые, наиболее привлекательно для ребенка. Чтобы избежать ранней виртуальной зависимости, необходимо разнообразить жизнь ребенка, создав многогранную развивающую образовательную среду. Важно обеспечить ребенку полноценное непосредственное «живое» общение и достаточный опыт практической деятельности, стимулировать потребность в общении и взаимодействии, чтобы создать базу для развития инициативной самостоятельной детской деятельности (игр, экспериментирований.