Ирина Пупышева
Организация игровой деятельности младших дошкольников в плавательном бассейне ДОУ
О пользе плавания можно говорить бесконечно. Купание, игры в воде, плавание оказывают благоприятное воздействие на всестороннее физическое и психическое развитие дошкольников. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание ребенка: совершенствуется механизм терморегуляции, повышается иммунитет, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Также укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются двигательные навыки и умения, увеличивается выносливость, формируются волевые качества. К тому же плавание характеризуется как единственно возможный вид физических упражнений, который рекомендуется детям с ОВЗ, имеющим существенные ограничения для занятий физической культурой на суше. Умение плавать поможет сохранить не только здоровье ребенка, но и в критической ситуации – жизнь!
Публикация «Организация игровой деятельности младших дошкольников в плавательном бассейне ДОУ» размещена в разделах
- Плавание, бассейн в детском саду
- Плавание. Конспекты занятий по плаванию в бассейне
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Примерно с таких слов я начинаю каждое родительское собрание в начале учебного года. Агитирую и пропагандирую. С посещаемостью старших дошкольников проблем обычно не бывает, а вот малыши… Их мамы с большой осторожностью относятся к посещению бассейна. И вот, ряды желающих быть здоровыми и научиться плавать ребятишек стали заметно пополняться. Но я уверена, причиной доверия родителей являются не мои красноречивые убеждения, и даже не открытые занятия, на которых каждый может убедиться в комфортном пребывании своих детей, а выбранная мной форма работы. Восторженные рассказы о том «что сегодня делали в бассейне», убедили взрослых, что занятия плаванием интересны, полезны и очень нравятся малышам. Игровая деятельность дошкольников является приоритетной, поэтому учиться плавать, играя очень легко и весело.
Представленный мной материал может быть рекомендован инструкторам по физической культуре и плаванию дошкольных учреждений для формирования плавательных навыков детей 1-го года обучения. В нашем детском саду это воспитанники группы общеразвивающей направленности (3-4 года) и группы компенсирующей направленности (2-4 года). Актуально и для работы с вновь поступившими детьми старшего дошкольного возраста, не имеющих плавательных навыков. Процесс обучения в игровой форме происходит быстро и дает возможность приступить к следующему этапу. Как правило, к концу учебного года «новенькие» ребята успевают догнать своих сверстников.
Обучение плаванию начинается с ознакомления со свойствами воды. Постепенно, деликатно - так, чтобы у малышей не было водобоязни и страха, чтобы они чувствовали себя в водной среде уверенно и свободно. Для этого в своей деятельности я широко использую разнообразные игровые технологии, в том числе образно-игровую форму упражнений в стихах и загадках, подвижные игры, игры с использованием нестандартного оборудования, развлечения и спартакиады на воде и т. д. Такая форма работы способствует воспитанию стойкого интереса дошкольников к плаванию и формирует желание быть здоровыми.
Представляю Вашему вниманию игры и игровые упражнения с использованием нестандартного оборудования и пособий, изготовленных из вспененного полистирола (одноразовые лотки и подложки). Эти емкости используются для упаковки и хранения пищевых продуктов, в том числе не требующих тепловой обработки. Пособия из этого материала, соответствуют всем санитарно-гигиеническим требованиям – яркие, легкие, безопасные, легко моются и дезинфицируются, к тому же не несут никаких материальных затрат.
Игры и игровые упражнения для ознакомления со свойствами воды.
Задачи:
1. Способствовать привыканию детей к воде, взаимодействию с ней.
2. Развивать умение свободно ориентироваться в окружающем пространстве.
3. Формировать умение передвигаться по дну бассейна различными способами.
«Уборка снега»
Задание: Собрать плавающие «снежки» в ведро, стоящее на плавающей платформе с изображением медвежонка. Передвигаться можно бегом, шагом, прыжками (зайчики помогают медвежатам) и т. д.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Плавание бассейн в детском саду плавания можно говорить бесконечно](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-695003-1490464196.jpg)
Можно предложить игру-соревнование «Умка с мамой уплывает, снег на Север забирает». Мальчики помогают собрать «снег» Умке, девочки его маме. Кто быстрее наполнит ведра «снегом».
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Купание игры в воде](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-695003-1490464240.jpg)
«Цветочки»
Задание: Собрать плавающие цветочки в ведра, стоящие на плавательных досточках.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Конспекты занятий по плаванию в бассейне плавание оказывают благоприятное воздействие на всестороннее физическое и психическое развитие дошкольников](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-695003-1490464315.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание ребенка совершенствуется механизм терморегуляции повышается иммунитет улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-695003-1490464369.jpg)
Так же как и в первой игре передвигаясь разными способами. А «превратившись» в бабочек или птичек можно «махать крылышками».
Для усложнения задания предложите детям распределять пособия по цвету. В одно ведро желтые цветы, в другое – белые.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 К тому же плавание характеризуется как единственно возможный вид физических упражнений который рекомендуется детям с ОВЗ имеющим существенные ограничения для занятий физической культурой на суше](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-695003-1490464413.jpg)
Игры и игровые упражнения с погружением в воду с головой.
Задачи:
1. Формировать умение задерживать дыхание.
2. Учить детей смело погружаться в воду, открывать в ней глаза.
3. Способствовать умению передвигаться и ориентироваться под водой.
«Веночки»
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Агитирую и пропагандирую](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-695003-1490464457.jpg)
Задание: Погрузиться в воду с головой и без помощи рук одеть веночек.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 С посещаемостью старших дошкольников проблем обычно не бывает а вот малыши Их мамы с большой осторожностью относятся к посещению бассейна](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-695003-1490464520.jpg)
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 И вот ряды желающих быть здоровыми и научиться плавать ребятишек стали заметно пополняться](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-695003-1490464542.jpg)
«Снегопад» (играем зимой) или «Град» (весна, лето, осень)
Задание: Низко наклонившись и полностью погрузившись в воду, пройти под дугой, не попадая под град (снег).
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Восторженные рассказы о том что сегодня делали в бассейне убедили взрослых что занятия плаванием интересны полезны и очень нравятся малышам](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-695003-1490464588.jpg)
На момент съемки дети второй младшей группы еще не освоили этот навык, и хитренько улыбаясь, пошли коротким путем. «Что нам снег, что нам зной, что нам дождик проливной»!
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Игровая деятельность дошкольников является приоритетной поэтому учиться плавать играя очень легко и весело](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-695003-1490464630.jpg)
Игры и игровые упражнения для обучения выдоха в воду
Задачи:
1. Учить детей делать продолжительный выдох перед собой в воздух.
2. Формировать умение делать выдох в воду.
«Ветерок»
Задание: Подуть на «снежинки», выполняя продолжительный выдох. Лучше справился с заданием тот, чья леска со «снежинками» отклонилась дальше и дольше колышется от потока воздуха.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Представленный мной материал может быть рекомендован инструкторам по физической культуре и плаванию дошкольных учреждений для формирования плавательных навыков детей го года обучения](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-695003-1490464919.jpg)
Это упражнение дети выполняют и на суше.
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 В нашем детском саду это воспитанники группы общеразвивающей направленности года и группы компенсирующей направленности года](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-695003-1490464970.jpg)
Обратите внимание как стараются малыши! Так раздувают щечки, что кажется вот-вот взлетят, как гелиевые шарики! Однако кое-кто уже понял ошибку, и старается ее больше не допускать, даже придерживает свои щечки пальчиками.
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Актуально и для работы с вновь поступившими детьми старшего дошкольного возраста не имеющих плавательных навыков](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-695003-1490465003.jpg)
«Озеро с кувшинками»
Задание: Нужно на выдохе поднырнуть в обруч, лежащий на воде.
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Процесс обучения в игровой форме происходит быстро и дает возможность приступить к следующему этапу](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-695003-1490465077.jpg)
Для разнообразия и поддержания интереса к игре можно в обруч поместить рыбку, уточку, или даже маленького крокодильчика, и учиться «заплывать к ним в гости».
А в конце занятия «крокодиловая мама» (так называют малыши большого надувного крокодила) покатает ребятишек на своей спинке.
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Как правило к концу учебного года новенькие ребята успевают догнать своих сверстников](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-695003-1490465183.jpg)
Ой, что-то не получается! А ну-ка, попробуем еще раз!
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Обучение плаванию начинается с ознакомления со свойствами воды](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-695003-1490465249.jpg)
Вот так, играя, мы учимся плавать. И обязательно научимся!
Уважаемые коллеги, спасибо за Ваше внимание!