Оксана Халеева
Социальное партнёрство в ДОУ как условие успешного развития современного дошкольника
▼ Скачать +Заказ
Современное дошкольное образование ставит перед собой цель - воспитание всестороннее гармонично развитой личности ребенка. Совершенствуются стандарты дошкольного образования, меняются программы, появляются инновационные формы и технологии работы с детьми. Для того, чтобы решать поставленные перед дошкольным учреждением задачи, детский сад должен быть открытой социально - педагогической системой. Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников. Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами позволяет выстраивать единое информационно-образовательное пространство, которое является залогом успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.
Публикация «Социальное партнёрство в ДОУ как условие успешного развития современного дошкольника» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» октябрь 2023
Достичь положительных результатов по воспитанию детей дошкольного возраста было бы невозможно без активного взаимодействия детского сада с социумом. Наше дошкольное образовательное учреждение, как и любое другое, является открытой социально-педагогической системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Одним из путей повышения качества дошкольного образования мы видим в установлении прочных связей с социумом.
Кто же является социальным партнером дошкольного учреждения, как складываются эти взаимоотношения? За дверьми детского сада – огромный мир, сотрудничество с которым способно принести много пользы и радости. В сегодняшнее время дошкольное учреждение становится открытой развивающейся системой, которая стала местом пересечения самых разных социальных институтов. Чем шире, разнообразнее социальные контакты ребенка, тем может быть успешнее решена задача формирования его самосознания, тем больше представлено условий для его самореализации. В процессе взаимодействия с социальным окружением ребенок осознает смысл социальных явлений, осваивает культурные нормы, ценности, формирует определенные образы поведения. Поэтому для детского сада очень важно привлекать к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы.
Для реализации задач программы детский сад развивает сотрудничество с Саваслейской детской школой искусств. Сотрудничество с этим учреждением строится на договорной основе с определением задач по развитию ребенка и конкретной деятельности, вносится в годовой план. Работа в этом году была ориентирована на раннюю профориентацию дошкольников. Ребята ходили в художественную школу. Преподаватель Карпова Анна Сергеевна познакомила детей подготовительной группы с профессией - художник. Она рассказала какие бывают художники: портретисты, скульпторы, иллюстраторы, модельеры, реставраторы, мультипликаторы, художники по росписи, архитекторы, графические дизайнеры.
Ребята зашли в класс по рисованию, посмотрели как трудятся старшеклассники. Очень им понравилась выставка кукол, посуды, чучел птиц и зверей, панорама для натюрморта.
Развитие социальных связей ДОУ с культурными и образовательными
учреждениями дает дополнительный импульс для духовного развития и
обогащения личности ребенка с первых лет жизни.
Социальное партнерство строится с учетом интересов детей, родителей и педагогов. Наше дошкольное образовательное учреждение в течение нескольких лет проводит плодотворную целенаправленную работу с педагогами музыкальной школы. Преподаватель Цветкова Людмила Михайловна пришла к ребятам с интересной беседой о профессии дирижёр, какие эмоции он проявляет во время дирижирования. Очень интересен был экскурс в прошлое. Ребята узнали, как дирижировали в прошлом, кто такой И. Гайдн и его оркестр, рассмотрели скрипку и смычок.
Дети познакомились с современными оркестрами : оркестром народных инструментов, симфоническим оркестром, с группами инструментов: струнно – смычковая группа, деревянные духовые, медные духовые, ударная группа.
В заключение ребята выполнили практическое задание. Группа разделилась на 2 части. Одни пели песню «Кукушечка», другие по очереди дирижировали. Знакомство с профессией дирижёр прошло на высоком эмоциональном подъёме.
С детьми нашего детского сада педагоги СДШИ проводят интересные и занимательные занятия. В рамках социального партнё рства было проведено занятие на тему: Почему песенки пишут на стихи?». Педагог вместе с воспитанниками исполнила слоговую песенку по названиям овощей и фруктов, шумовой оркестр исполнил песню «Урожай». В заключение дети прочитали стихотворения.
Коллектив нашего детского сада строит связи с социумом на основе следующих принципов:
1) уважение и учет интересов участников соглашения;
2) заинтересованность договаривающихся сторон об участии в договорных отношениях;
3) соблюдение партнерами норм законодательства РФ, других нормативных актов;
4) наличие соответствующих полномочий социальных партнеров и их представителей;
5) равноправие и доверие сторон;
6) невмешательство во внутренние дела друг друга;
7) добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласования;
8) регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства;
9) обязательность исполнения достигнутых договоренностей;
10) систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений;
11) ответственность сторон за невыполнение по их вине принятых обязательств, соглашения, договоров.
Как показывает опыт, чем разнообразнее связи дошкольного учреждения, тем эффективнее и качественнее его работа. Ребята и нашего детского сада каждый год участвуют в празднике, посвящённом Дню пожилого человека, рассказывают стихи. Главный подарок детей – это забота и участливость.
Четко спланированное и грамотно организованное взаимодействие детского сада с социальными партнерами создает условия для расширения кругозора дошкольников, так как исчезает территориальная ограниченность ДОУ. Посещение культурных мест формирует у детей навыки общения со взрослыми, обогащает представления детей с разнообразными профессиями, воспитывает уважение к труду взрослых, развивает интерес и любознательность.
Опыт работы нашего детского сада с учреждениями социума показывает, что активная позиция дошкольного учреждения делает образовательный процесс более эффективным, открытым и полным.
Одновременно процесс взаимодействия с социальными партнерами способствует росту профессионального мастерства всех специалистов детского сада, поднимает статус учреждения. Хочется отметить, что на сегодняшний день социальное партнёрство является неотъемлемой частью образовательной системы. Благодаря ему воспитанники получают возможность расширить свой кругозор, раскрыть свои таланты, успешно адаптироваться и социализироваться в окружающей среде. Также, благодаря социальному партнёрству, повышается качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования.