Касимова Евгения
Логопедические игры, направленные на развитие речи детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому важно заботиться о своевременном формировании речи детей. На появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – это ранний и дошкольный возраст. Самое важное, то, что правильная, хорошо развитая связная речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.
Сейчас, я предлагаю вам поиграть в игры, которые я использую в своей работе по познавательно-речевому развитию детей с использованием электрического фонарика. Цель этих игр: расширить словарный запас, сформировать связную речь, правильное звукопроизношение, умение правильно выражать свои мысли, закрепить навык построения предложений.
Фонарик – это не игрушка, но любой ребенок будет рад появлению такого предмета. С помощью фонарика ребята чувствуют себя настоящими волшебниками.
Дидактическая игра: «Кто прячется за кустом?»
Цель игры: Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному; развитие памяти, внимания, воображения; закреплять правильное произнесение звуков; формирование умения грамматическому и фонетическому построению фраз.
Логопед: - За этим кустом кажется кто-то спрятался. Чтобы узнать кто это, нужно просветить фонариком куст и назвать животное, которое прячется за ним, сказать домашнее оно или дикое. Назвать первый звук слова (заяц - З, лиса - Л и т. д.) Определить количество слогов (можно хлопками или подставить ладошку под подбородок: за-яц, ли-са и т. д.).
Дидактическая игра: «Таможня»
Цель игры: 1. Закрепить у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту; развивать речь, логическое мышление; воспитывать у детей желание соблюдать правила безопасности.
Логопед: - Любители путешествовать на самолете знают, что в каждом аэропорту, в целях безопасности проверяют багаж (сумки, чемоданы). Это место называется таможенный пункт, багаж просвечивают и смотрят, есть ли в чемоданах запрещенные предметы. Я предлагаю вам поиграть в игру «Таможня».
1. «Съедобное - Несъедобное»: - К провозу запрещены продукты питания. Мы просветим ваш багаж и отложим все, что окажется съедобным. Несъедобное провозить можно. Дети определяют съедобные и несъедобные предметы, называют их.
Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с трепетом реагируют на волшебство у них в руках. Когда я впервые предложила детям поиграть в такую игру, то увидела восторг в глазах каждого ребенка. И эта идея вдохновила меня разработать картотеку игр с использованием дидактических карточек и фонарика, которые можно использовать во всех образовательных областях.
Эти игры можно использовать: на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
2. ИГРЫ «Волшебные лупы» - это незаменимый инструмент для развития речи и мышления у детей старшего дошкольного возраста. Работая с ребятами старшей группы, мы столкнулись с проблемой недостаточной связности и информативности их рассказов. Волшебные лупы помогают детям научиться выражать свои мысли четко и ясно, выделять главное и второстепенное в своих рассказах, а также составлять планы и следовать им. Волшебные лупы основаны на методике Вадима Петровича Глухова, которая направлена на развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи. Используя волшебные лупы, дети учатся составлять рассказы-описания, что способствует развитию их словарного запаса, грамматического строя речи и логики. Применение волшебных луп включает в себя несколько этапов: Знакомство с предметом. На этом этапе дети рассматривают предмет через лупу, изучают его детали, задают вопросы о предмете. Описание предмета. Дети составляют рассказ-описание предмета, используя полученные знания и информацию, которую они получили через лупу. Планирование рассказа. С помощью лупы дети учатся выделять главные и второстепенные детали предмета, составлять план своего рассказа и следовать ему. Оценка рассказа. ПРИМЕР: Для составления рассказа - описания. Например, составляем описание апельсина.
1. Берём лупу с глазом- говорим, что видим. Апельсин оранжевый, круглый. 2. Лупа с одной рукой- говорим, что чувствуем на ощупь. Апельсин шершавый, теплый (холодный, твердый (мягкий).
3 Лупа с носом- говорим, какой запах у апельсина. Цитрусовый, апельсиновый.
4. Лупа с языком - говорим какой апельсин на вкус. Кислый или сладкий и т. д.
5. Лупа с ухом - говорим, какой звук издает. Апельсин не издает звуков.
6. Лупа с руками- говорим, как апельсин использует человек. Из апельсинов делают салат, сок, варят варенье и т. д.
2. Ход игры: «Мой, моя, моё, мои» - ребёнок кладет волшебную лупу с 2 –мя ладонями на картинку и произносит: «Моя рыба». «Скажи ласково» - ребёнок кладет волшебную лупу с сердечком на картинку и произносит слово в уменьшительно – ласкательной форме. «Пятерка» - ребёнок кладет лупу с цифрой 5 на картинку и произносит: «Была одна рыба, а стало пять рыб». (Идея игры взята у Любови Филипповой)