Евгения Шестакова
Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Особенности развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическим, так и практическом отношениях. Воображение и творчество как особые виды деятельности способствуют развитию творческого мышления. Социально- экономические преобразования в современном обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности. Одним из главных качеств личности в нашей жизни является умение творчески и нестандартно подходить к решению любых жизненных задач. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.
Публикация «Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: Воображение, творчество, речь, познавательные процессы.
Период дошкольного возраста – один из наиболее интенсивного периода развития человека. В этом возрасте одинаково развиваются познавательные процессы, которые являются важнейшей составной частью психического развития ребенка.
Умственное развитие ребенка предполагает формирование различных психических процессов, а также познавательных интересов, накопления умений и знаний, формирование речи, а также развитие умственных способностей. К моменту поступления в школу от ребенка требуется много, в том числе высокий уровень развития творческого воображения.
Несомненно, особый интерес представляет исследование творческого воображения у детей с ОНР, так как возникающее своеобразие в развитии речи создают определенные трудности в развитии познавательных процессов. Дети с нарушениями речи с большим трудом овладевают обобщающим значением слова, что, безусловно, влияет на уровень развития творческого воображения.
Творческую деятельность Л. С. Выготский определяет, как «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».
Воображение и творчество — это те виды детской деятельности, которые способствуют развитию творческого мышления
Развитие творческого воображения детей является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования.
Существенное значение в развитии и функционировании воображения имеет речь. Исследованию роли речи в процессе становления воображения всегда отводилось должное место в работах отечественных психологов (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Рузская). Отмечается, что мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоением речи. Л. С. Выготский считал освоение речи новой ступенью в развитии воображения. Поскольку речь ребенка направлена на обобщение его практического опыта и содействует созданию у него представлений о предметах, уровень ее сформированности напрямую связан с уровнем воображения. Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом.
Несомненно, особый интерес представляет исследование творческого воображения у детей с ОНР, так как возникающее своеобразие в развитии речи создают определенные трудности в развитии познавательных процессов. Дети с нарушениями речи с большим трудом овладевают обобщающим значением слова, что, безусловно, влияет на уровень развития творческого воображения.
Л. С. Выготский подчеркивал связь воображения ребенка с речью. Он считал, что ". очень мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредственной связи с усвоение речи. " [1]. И он полагал, что существует три группы факторов, показывающих связь воображения ребенка с его речевым развитием : во-первых, само речевое развитие ребенка существенно продвигает и развивает его воображение; во-вторых, задержанные в речевом развитии дети оказываются отсталыми и в развитии воображения; в-третьих, не только появление речи, но и важные моменты в ее развитии являются в то же время узловыми моментами и в развитии детского воображения.
Как доказывают исследования, творческие способности у детей с нарушениями речи развиваются несколько по-другому. Представления о предметах у них оказываются неточными и неполными, и, практический опыт недостаточно обобщается и закрепляется в слове. Чем тяжелее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить своё творчество, он оказывается одиноким и беспомощным в создании новых образов. Рисунки детей с общим недоразвитием речи отличаются бедностью содержания, дети не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумать новую поделку или постройку, создать новый образ.
Работая с детьми в логопедической группе, в процессе наблюдений логопеда и мною замечено, что детям оказываются недоступными творческие задания: например, рассказ из личного опыта, плохо понимают значение отдельных слов. Дети с ОНР недостаточно эмоционально реагируют на юмор, смешные стихи. Их речь маловыразительна, движения несколько скованные и неуклюжи, дети не очень уверены в себе, застенчивы, стеснительны, проявляют скованность в движении.
С целью изучения особенностей развития воображения и выявления уровня развития старшего дошкольного возраста с нарушением речи нами было проведено экспериментальное исследование.
Цель исследования. Выявить индивидуальные особенности воображения дошкольников с общим недоразвитием речи.
Для решения поставленной цели были использованы следующие методики:
1. «Нарисуй что – ни будь» (Автор Р. С. Немов)
2. «Придумай рассказ» (Автор Р. С. Немов)
В ходе проведенных методик дети с ОНР показали интерес, однако результаты были разные. Воспитанники не всегда могут передать форму предметов, расположение их в пространстве.
Дети испытывают трудности в передаче формы, строения, цвета предмета в соответствии с натурой; расположении изображения предмета в центе листа, правильного соотношения частей, линией выявляя очертания предмета.
Основные затруднения дети испытывали в определении замысла рассказа, последовательности развития сюжета. Нередко выполнения творческого задания подменялось пересказом знакомого текста или сказки. Рассказы не всегда были содержательны, последовательны, лаконичны. Некоторые дети затруднялись начать, подолгу молчали, с трудом подыскивали фразы. Они начинали рассказывать однообразно, копируя друг друга.
Таким образом, результаты диагностики свидетельствуют о невысоких показателях развития воображения у детей с нарушением речи. Обследуемые дети старшего дошкольного возраста с нарушением речи затрудняются в создании новых, оригинальных образов, которые они могли бы воплотить в свойственной им деятельности: игровой, изобразительной и мысленно-речевой. Было установлено, что при недоразвитии речи наблюдаются такие особенности воображения : инертность воображения, слабая оригинальность и частая стереотипность образов, репродуктивный характер воображения, малая эмоциональная включенность в процесс создания продуктов воображения.