Елена Просекова
Консультация для родитетелей «Особенности развития художественного творчества у детей дошкольного возраста с нарушением речи»
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития педагогики детское творчество нельзя рассматривать в отрыве от практики обучения изобразительной деятельности. Результаты анализов детских рисунков, проведенных Н. А. Ветгулиной, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева и другими свидетельствуют о наличии у дошкольников умения наблюдать, запоминать увиденное, передавать цвет, форму предметов. Однако качества творческого рисунка оцениваются не только по «правильности» изображения, но и по выразительности образа, его художественности.
Публикация «Консультация для родитетелей „Особенности развития художественного творчества у детей дошкольного возраста с нарушением речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
В отличие от образа в профессиональном искусстве, художественный образ в детском рисунке требует иных критериев для оценки. Это объясняется спецификой детского творчества, его своеобразием, которое зависит от ряда возрастных особенностей ребенка; кроме того, формирование художественного образа происходит в условиях воспитания и обучения, то есть взрослый человек - педагог – играет очень большую роль.
Одним из исследователей детского художественного творчества была Е. А. Флерина. По ее мнению: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании; отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства». Линию развития детского творчества она характеризует как «сложный динамический процесс сосуществования и качественно меняющегося взаимодействия различных ступеней и тенденций, который определяется общим развитием ребенка, где моменты возрастной и индивидуальной психологии действуют в единстве и большой зависимости от воспитания и обучения».
Для детского изобразительного творчества, по мнению Т. С. Комаровой, характерно:
создание субъективного нового (значимого для ребенка, прежде всего, продукта (рисунок, лепка и др.);
создание (придумывание) к известному ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ, разных вариантов изображений, своего начала, конца, новых действий, характеристик героев;
применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации.
Для проявления творчества большое значение имеют ранее усвоенные знания, приобретенные навыки и умения. Согласно современным представлениям, творчество как системное свойство развивающейся личности имеет сложную структуру. По А. М. Матюшкину, основными компонентами творчества являются :
познавательная мотивация, характеризующаяся высокой избирательностью ребенка по отношению к исследуемому новому, в его предпочтении тех или иных цветов, звуков, форм и т. п. ;
исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем;
оригинальность, которая определяется преобразованием заданной проблемы в собственную проблему; новой собственной позицией по отношению к решаемой проблеме; отказом от стандартных очевидных гипотез;
прогнозирование (предвосхищение, обеспечивающее возможности более быстрого достижения решений;
способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки.
А. Н. Ткаченко в своей работе «Формирование самостоятельной художественной деятельности детей дошкольного возраста.» обосновала, что работа по развитию изобразительного творчества детей строится в
3 этапа:
1. Взаимодействие ребенка с внешней средой;
2. Собственное творчество детей;
3. Взаимодействие ребенка и с его готовой продукцией.
Она подчеркивает, что на первом этапе происходит активное развитие психических процессов, в том числе и воображения - основы творчества. На втором этапе должны создаваться условия, обстановка, при которых бы возникло детское творчество.
Как доказывают исследования, творческие способности у детей с нарушениями речи развиваются несколько по-другому. Представления о предметах у них оказываются неточными и неполными и, практический опыт недостаточно обобщается и закрепляется в слове. Чем тяжелее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребенка проявить своё творчество, он оказывается одиноким и беспомощным в создании новых образов.
Рисунки детей с общим недоразвитием речи отличаются бедностью содержания, дети не могут выполнить рисунок по замыслу, затрудняются, если нужно придумать новую поделку или постройку, создать новый образ.
Изучение работ практической изобразительной деятельности показало, что дети с нарушением речи не всегда точно могут произвести зрительный анализ формы предмета, не могут выделить и определить его пропорции и величину, положение в пространстве. Они испытывают трудности в передаче формы, строения, цвета предмета в соответствии с натурой; расположении изображения предмета в центе листа, правильного соотношения частей, линией выявляя очертания предмета.
Кроме того такие дети в рисунках часто копируют характерные черты образов, неумело варьируют их отдельные элементы, затрудняются в самостоятельном подборе материала.
Необходимыми психолого-педагогическими условиями развития творчества у детей с нарушением речи в изобразительной деятельности являются: активизация творческого потенциала и развитие индивидуальности личности; развитие познавательной активности; организация коррекционно-развивающей направленности занятий по изобразительной деятельности; создание предметно-развивающей среды для обеспечения обучающей методики; повышение профессионального мастерства педагогов и педагогическое просвещение родителей по проблеме творческого развития детей.