светлана сиденко
Особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с общим недоразвитием речи отмечаются значительные трудности в общении детей между собой и со взрослыми. Большинство детей с ОНР редко выступают инициаторами общения, проявляют активность только в том случае, если тема разговора или ситуация вызывает эмоциональные переживания. Практически в любой коммуникативной ситуации дети ориентируются на присутствующего взрослого (педагог, врач, психолог, медсестра, воспитатель и др., часто требуют поддержки, одобрения, решение разногласий от взрослого. На обращение партнера по общению дети чаще реагируют практическими действиями, чем словесно. Кроме того, значительная часть детей вообще игнорирует обращение сверстников, у них достаточно часто наблюдается агрессия по отношению к партнерам по общению, они могут создать конфликтные ситуации, активно включаются в конфликты, возникающие между другими детьми.
Публикация «Особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
Условно можно выделить три уровня сформированности диалогического общения у детей с ОНР III уровня : низкий, средний и высокий.
Низкий уровень. Дети этой группы редко являются инициаторами общения, не высказывают желания контактировать со сверстниками. Они предпочитают скорее вступить в общение с взрослыми, чем со сверстниками. Дети не стремятся поддерживать начатое общение, часто комментируют свои действия, ни к кому прямо не обращаясь. Для продолжения общения и совместной деятельности им требуется постоянная активизирующая и мотивирующая помощь взрослого. В качестве диалогических средств в основном используют отдельные, не связанные в текстовом единстве с репликами окружающих, высказывания. Дети редко обращаются к сверстникам с просьбами или попытками обсуждения, наиболее часто употребляемым типом выказывания является вопрос, адресованный взрослому или безадресный вопрос. Дети этой группы предпочитают действовать, молча, часто не учитывают невербальный контекст ситуации. Иногда отмечается агрессия по отношению к партнерам по общению, дети создают конфликтные ситуации, активно включаются в конфликты, возникающие между другими детьми. Речь аграмматична, имеются множественные нарушения звукопроизношения.
Средний уровень. Дети этой группы редко проявляют инициативу в общении, но при обращении к ним они могут поддержать общение. Если тема разговора или ситуация вызывает эмоциональный отклик, дети проявляют активность, поддерживают начатое общение. Однако в значительной степени дети этой группы ориентированы на присутствующего в коммуникативной ситуации взрослого, часто задают вопросы, требуют поддержки и одобрения. На обращение партнеров по общению чаще реагируют практическими действиями, чем словесно. Активно комментируют свои действия и действия партнера. В общении используют в основном диалогический цикл. Дети в состоянии поддерживать доброжелательный фон общения, однако, не всегда их высказывания носят адресованный характер. Так же, как и дети первой группы, они испытывают трудности в подборе соответствующего коммуникативной ситуации языкового материала. Речь аграмматична, имеются множественные нарушения звукопроизношения.
Высокий уровень. Дети этой группы активно вступают в общение и поддерживают диалог, часто обращаются друг к другу с вопросами, комментирующими и побуждающими высказываниями, однако речь аграмматична, имеются нарушения звукопроизношения.
Следует отметить, что такого уровня развития диалогической речи у детей с ОНР III, который можно было бы обозначить как «хорошую норму» и который предполагает активное, доброжелательное, адресованное общение, разворачивающееся в виде ряда взаимосвязанных высказываний, хорошее владение языковыми и невербальными средствами общения, умение наладить межличностное взаимодействие, знание речевого этикета не отмечается.
Учитывая программные современные требования в целом уровень развития диалогической речи дошкольников с общим недоразвитием речи можно охарактеризовать как достаточно низкий.
Таким образом, овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Они испытывают затруднения в общении со сверстниками и взрослыми, необходимо постоянное внимание педагогов и взрослых к этой стороне поведения, активная помощь в овладении искусством речевого общения. Её успешное решение зависит от многих условий: речевой сферы, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка, которые педагоги, родители учитывают в процессе целенаправленного речевого воспитания.
Используемая литература:
1. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М. :Просвещение, 1981.
2. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. - М. : Владос,2002.
3. Гойхман О. Я. Ноденко Т. М. Диалог. Монолог. Речевая коммуникация. - М., 2008.
4. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. – М., 1997.
5. Ковшиков В. А., Глухов В. П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности детей. – М., 2006.
6. Кольцов М. М. Ребенок учится говорить. М., 1973.
7. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми. Под ред. М. И. Лисиной. – М., 1985.