Бабкина Елена Анатольевна
Особенности развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
Процесс формирования речевой деятельности проходит длинный и сложный путь развития. Становление связной речи происходит постепенно с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
Публикация «Особенности развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Развитие социальной функции речи начинается с того времени, когда она становится средством общения, то есть тогда, когда ребенок начинает понимать обращенную к нему речь и использует его для выражения своих мыслей, чувств, волеизъявлений. Но уже в подготовительном периоде развития речи, на первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослым, где выражаются еще только разнообразные чувства, закладываются основы будущей связной монологической речи [24].
Понимание речи имеет огромное значение в последующем развитии ребенка, начальный этап в развитии функции общения. В возрасте 8 месяцев ребенок овладевает элементарным пониманием речи, основанном на различении только его ритмо-интонационного состава. Но в возрасте 10-11 месяцев начинается качественно новый период в развитии понимания речи ребенком, основанный на восприятии и различении звукового состава слов. Создается особый тип общения, во время которого взрослый говорит, а ребенок отвечает мимикой, жестами, движением.
На основе понимания начинает развиваться активная речь детей. Ребенок подражает звукам и звукосочетаниям, которые произносит взрослый, сам привлекает внимание взрослого к себе, к любому предмету. Период от 11 месяцев до 2 лет характеризуется расширением пассивного словаря и появлением слов в собственной речи. Первые осмысленные слова основном выражают желания и потребности ребенка, но во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предметов (ребенок учится различать слова по звучанию, соотносить звучание с конкретным предметом или его качеством). Ребенок очень быстро осваивает не только конкретные значения слова, но и его обобщающую функцию: слово начинает соотносить не с отдельным индивидуальным предметом, а с целым классом предметов, что предполагает определенный уровень развития интеллектуальной деятельности [16]. С этого времени ребенок начинает использовать слова для обращения к взрослому и приобретает возможность с помощью речи вступать в сознательное общение со взрослым. Речь в этот период выступает в двух основных функциях: как средство установления контакта и как средство познания мира.
На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. В основном общение ребенка со взрослым происходит в совместной с ним деятельности, а, следовательно, ситуативно. Это дает речи особую форму - формы ситуативного вещания, которое имеет в большинстве случаев диалогический характер. Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает. Ее смысловое содержание понятно только в связи с ситуацией. Контекст заменяют жесты, мимика, интонация. Диалогическая форма речи ребенка раннего возраста является проявлением недостаточной самостоятельности ребенка, не отделения его деятельности от деятельности взрослых. Но уже в этом возрасте дети учитывают в диалоге при построении своих высказываний то, как их поймут собеседники [29].
В старшем дошкольном возрасте изменение образа жизни ребенка, возникновение новых отношений со взрослыми и новых видов деятельности (творческая ролевая игра, изобразительная деятельность, конструирование, элементарные формы трудовой деятельности) приводят к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения, заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, полученных вне непосредственного контакта со взрослыми. Возникает форма речи - сообщение в виде рассказа о пережитом и виденном. Во время коллективной деятельности, в зависимости от ее характера, возникают задачи инструктирования, оценки и тому подобное. На этой основе продолжается развитие монологической речи и возникают новые формы: указания, оценки, объяснения, согласование действий и тому подобное [17].
Постепенно происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Параллельно с развитием коммуникативной и познавательной функций у ребенка начинается усвоение языка как регулятора его поведения, развивается регулятивная функция. Наконец, ребенок учится пользоваться своим языком для планирования собственного поведения, появляется планировочная функция языка - высшая форма владения языком.
Под влиянием расширения круга общения и познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью, характеризующейся тем, что ее содержание раскрывается в самом контексте и тем самым становится понятным для слушателя, вне зависимости от учета им той или иной ситуации. У одних и тех же детей речь может быть то более ситуативной, то более контекстной в зависимости от задач и условий общения. Переход от ситуативного вещания в контекстное, по мнению Д. Б. Эльконина, происходит около 5 лет. Вместе с тем элементы связной монологической речи появляются уже в 2-3 года. До окончания дошкольного возраста обе эти формы речи сосуществуют и ребенок пользуется то одной, то другой формой, в зависимости от потребностей [32].
В процессе развития ребенка перестраиваются формы связной монологической речи. Пересказ книг, рассказы об интересных фактах, или описания предмета не могут быть поняты слушателем без связного изложения. Ребенок начинает сам себе ставить определенные требования и пытается подражать им во время построения повествования. Переход в монологическую связную речь происходит в тесной связи с овладением словарным составом и грамматическим строем языка. Усвоения родного языка создает предпосылки для произвольного использования всех его средств и делает возможным переход к все более связным формам высказываний.
Дети 5-6 летнего возраста активно вступают в разговор, могут перевести короткие рассказы, самостоятельно разговаривают с игрушками и картинками. Но вместе с тем речь их еще не совершенна. Они не умеют правильно сформулировать вопрос, дополнить и исправить ответы товарищей. Их рассказы копируют образцы взрослого, содержат нарушения логики, предложения часто связаны чисто формально [12].
В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять ответы других, формулировать вопрос. Характер монолога детей зависит от сложности задач, которые решаются в совместной деятельности [7].
Таким образом, особенности развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста заключаются в том, что дети осваивают различные типы связных высказываний (описание, повествование, рассуждение) с опорой на наглядность и без таковой. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Но вместе с тем у значительной части детей эти умения не является устойчивыми. При стихийном речевом развитии только небольшое количество детей достигает достаточно высокого уровня. Связной монологической речи и речевому общению нужно целенаправленно учить.