елена федченко
Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Автор: Федченко Елена Александровна
Организация: МДОУ «Вязовской детский сад»
Населенный пункт: с. Вязовое, Краснояружского района, Белгородской области
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Социализация. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Работая с детьми не один год, общаясь с ними изо дня в день, в процессе своих наблюдений, я уяснила, что развитие коммуникативных навыков необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее значимых и приоритетных задач воспитания, которые являются и важнейшей частью социализации ребенка.
Уже давно известно, что от уровня развития коммуникативных навыков зависит интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Коммуникативные навыки регулируют деятельность и поведение, конструируют эмоциональные переживания. Коммуникативные способности оказывает влияние на формирование личности, проецируются на волевые качества, характер, взгляды, убеждения.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Сюжетно-ролевая игра является подлинной практикой ребенка, его реальной жизнью в обществе сверстников.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, игра рассматривается как один из сквозных механизмов развития ребенка, как важное средство его социализации. Новые социальные требования к системе образования предполагают, что современному обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, а данные качества современной личности формируются далеко не во взрослой жизни.
Весь педагогический процесс в условиях нашего дошкольного учреждения строится на игровой деятельности. Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы» (под ред. М. А. Васильевой, Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой). Данная программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребёнку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей и способностей. В программе вопросам игры уделяется особое внимание. Игра не возникает сама по себе, кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его им. Поэтому важнейшая задача, стоящая передо мной - проведение специальной работы по развитию игровой деятельности в группе, и большое внимание в программе уделено сюжетной игре. Так, я считаю, что именно этот вид игры позволяет ребёнку почувствовать себя самостоятельным, инициативным, «взрослым», значимым. С помощью сюжетно-ролевой игры ребенок совместно со сверстниками «обживает» мир взрослых изнутри. Кроме того, подчинение правилу в игре позволяет строить полноценные коллективные взаимоотношения, так же культурным нормам, что очень важно для подготовки ребёнка к обучению в школе.
Сюжетно-ролевые игры изменяют реальные отношения детей и взрослых, они становятся ближе, теплее. Современные дети, и это касается детей моей группы, в развитии умственных способностей и мышления отнюдь не опережают свой возраст. А наблюдая за их играми, я отметила, что они не могут принять решения в игровых ситуациях, выстроить диалог со сверстниками, не могут сконцентрироваться на каком-либо занятии; рассеянны, не проявляют интереса к ролевым играм, дети говорят много, но плохо.
Из чего я сделала для себя вывод, что игровая культура детей, как основное условие развития личности ребенка, искажена и поэтому считаю, что основной задачей воспитания детей сегодня становится сохранение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, фантазирует. Я стараюсь учить детей общаться в коллективе при организации сюжетно-ролевых игр, при этом учитываю индивидуальные и личностные особенности каждого ребенка, так как в моей группе дети разновозрастные: от пяти до семи лет. Во время сюжетно-ролевых игр я учу детей с уважением относиться к каждому участнику игры, даю детям максимальную степень свободы и ни в коем случае не подавляю их фантазию.
Моя задача – уметь начать игру, заинтересовать детей, направить в нужное русло. С этой целью я широко использую вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отвожу показу действий с теми или иными игрушками. Например, чтобы привлечь внимание детей, я начинаю играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: «разогреваю кашу», «кормлю куклу», «укладываю спать, спев колыбельную». Дети внимательно наблюдают за моими действиями, а я продолжаю игру, а затем передаю куклу детям, словесно направляя дальнейший ход событий. Очень важно, чтобы к куклам, мишкам дети относились как к живым существам, ласково, заботливо. Если кто-то из ребят бросит куклу на пол, обращаю внимание на то, что ей очень больно, холодно, неприятно лежать, она хочет, чтобы её приласкали, пожалели, поиграли с ней.
Малыши быстро реагируют на эти слова. Для того чтобы игра развивалась, необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображения. С этой целью я провожу дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Купание куклы» и т. д. Использовала такой приём, как введение куклы в повседневную жизнь детей.
Аналогичный приём – введение в игровую ситуацию- использую и тогда, когда надо поддержать интерес к игре, преподнести урок бережного отношения к игрушке. Видя, что интерес к игре не ослабевает, побуждаю к решению новой игровой задачи – предлагаю напоить куклу Катю чаем.
Для обогащения игр детей подбирала простые сюжеты для инсценировок с куклой. Например: мама и дочка пришли с прогулки домой. Дочка захотела есть. Мама сварила кашу, покормила дочку. Такие инсценировки помогают детям в самостоятельном выборе игры «Дочки-матери», а дополнительные атрибуты и предметы- заместители обогащают её содержание.
При руководстве игрой у меня возникают иногда и некоторые трудности. В группу пришли дети, которые не играли вообще. Юля, не проявляла интереса ни к играм, ни к игрушкам. Во время беседы с мамой выяснила, что дома девочка играет с одной куклой, даже с ней ложится спать. Вечером я попросила Юлю принести куклу в детский сад, ей здесь будет веселее, а дома ей скучно. Утром я ласково поздоровалась с куклой и пригласила её в гости к нам. Так, в течение всего дня я обращалась к кукле как к живому существу, и в последующие дни Юля приносила разные игрушки и проигрывала с ними уже знакомые ей игровые действия: кормила, укладывала спать.
В ходе общения с девочкой, я побуждала вспомнить знакомые ситуации и задавала новую игровую задачу. Таким образом, у Юли появился интерес к игрушкам, стали появляться первые игровые замыслы. Девочка стала общительная и весёлая.
Кроме того, я с детьми организую сюжетно-ролевые игры, в которых они все участвуют («Магазин», «Детский сад», Семья», «Зоопарк «т. д). В игры детей ввожу роли давно известных, но в какой-то мере забытых профессий: почтальон, портной, продавец. Ведь в настоящее время мы сталкиваемся с тем, что некоторые дети с трудом понимают, чем занимаются их родители.
Совместно с семьями воспитанников стараюсь обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье. Воспитываю интерес детей к сюжетно-ролевым играм, в которых они учатся общаться, проигрывать в игре трудные психологические моменты. Именно сюжетно-ролевые игры развивают у детей навыки волевой регуляции и самоконтроль, которые позволяют сохранить эмоциональное равновесие в проблемной ситуации.
Таким образом, могу с уверенностью сказать, что я и мои дети на правильном пути и, надеюсь, социальные проблемы общества обойдут нас стороной.