Даша Сесёлкина
Игра как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Игра, как средство развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей дошкольного возраста является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Публикация «Игра как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые замкнутые и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Игра - это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она является отражением социальной жизни, оказывает большое воздействие на всестороннее развитие ребенка.
Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенной способности к общению с другими детьми. Если ребенок не в состоянии внятно высказать свои пожелания в игре, если он не способен понять словесные инструкции своих сверстников в игре, он не сможет стать эмоционально раскованным, а его компаньоны по игре будут тяготится им.
Игра влияет на интеллектуальное развитие, в игре дошкольнику учится обобщать предметы и действия, использовать обобщенное значение слова. Вхождение в игровую ситуацию является условием разных форм умственной деятельности ребенка. Игра имеет очень важное значение и для развития других форм психической деятельности. Так, воображение начинает развиваться лишь в условиях игры и под ее влиянием.
Игра помогает не только копировать сюжеты из жизни, но и учит детей развивать способность к общению и установлению контакта друг с другом. Обычно игры передаются от детей старшего возраста к более младшему - и общение в такой разновозрастной группе положительно сказывается на развитии и социализации ребенка.
Игра - более доступный для детей вид деятельности, метод переработки приобретенных из внешнего мира впечатлений, воспоминаний, познаний. В игре ярко проявляются индивидуальности мышления и воображения малыша, его чувственность, активность, развивающаяся необходимость в разговоре со сверстниками и взрослыми.
В базе осознания игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольного возраста лежат следующие положения:
Игра призвана решать общевоспитательные задачи, в множестве которых задачи формирования нравственных качеств малыша являются первоочередными;
Главной неповторимостью игры как формы жизни детей является ее проникновение в разные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, ежедневная бытовая деятельность и игра.
В игре появляются подобные волевые качества, как ответственность, целеустремленность, напористость и упорство в преодолении проблем. Ребенок 6 лет умеет поставить себе цель – без помощи других подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, могут управлять, подчиняться, оказывать помощь.
Игры очень разнообразны и условно их можно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования общественного сознания малыша и возможности развития коммуникативных умений. Ребенок дошкольного возраста может развить не только речевые умения, но и научиться играть неподалеку от других детей, а вместе с ними. В игре, которая была создана под управлением воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок старается лучшее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.
С развитием малыша изменяются и формы игрового общения. Постепенно в итоге воспитательного действия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний всех участвующих. Взрослый использует разные игровые ситуации для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи, взаимопонимания - всего того, что требуется для жизни в обществе. В игре очень хорошо воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь другим, если они в ней нуждаются, развивается чувство коллективизма, сплоченности, ответственности за свои действия и действия других. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у которых проявляются эгоизм, злость, замкнутость, недоверие к окружающим.
В ходе развития игры ребенок перестраивается от обычных, простых, готовых сюжетов к трудным, без помощи других выдуманных, которые охватывают фактически все сферы реальной жизни. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.
Любая игра подчиняется каким-то правилам - поэтому игровая деятельность еще и помогает детям учиться придерживаться каких-то правил. Игра также помогает ребенку научиться организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне, развивает любознательность и самостоятельность.
Игру нужно применять как средство формирования возможности к общению, в связи с тем, что конкретно при помощи игры взрослый способен посодействовать ребенку установить контакт с миром вокруг нас, также с ровесниками и взрослыми.
В итоге, игра изменяет настоящие отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, добрее, общительнее, возникает общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание, что трудно сделать позже.