Олеся Оюн
Развитие социально-коммуникативных навыков с помощью игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы
В статье представлен опыт работы по развитию социально-коммуникативных способностей детей воспитанников подготовительной к школе группы через игровые ситуации. В частности, представлен опыт работы по освоению педагогической игровой технологии «Дети-волонтеры».
Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, социализация, педагогическая игровая технология.
В XXI веке период дошкольного детства стал рассматриваться как самоценный период в жизни каждого человека: «Детство – это не просто период жизни, глобальная подготовка к школьному обучению, а та основа, которая определяет развитие человека на протяжении всей жизни» [2]. Поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из главных направлений развития детей выделяется образовательная деятельность - «социально-коммуникативное развитие», как образовательная область по формированию позитивной социализации детей. Данная образовательная область направлено «на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности…; развитие социального и эмоционального интеллекта…; формирование готовности к совместной деятельности…; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту и социуме…» [3]. Одним из факторов позитивной социализации личности является сформированность социально-коммуникативных способностей.
Публикация «Развитие социально-коммуникативных навыков с помощью игровых технологий» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Неоценимый вклад в социальное развитие ребенка вносят образовательные учреждения (детский сад, школа, учреждения дополнительного образования и др.). Следовательно, детский сад должен быть первой ступенью формирования общей культуры человека, где должно быть созданы психолого-педагогические условия приобретения социального опыта детей. Педагоги дошкольных образовательных организаций должны направить свою деятельность на развитие индивидуальности ребенка, социально-коммуникативных навыков, преодоление проблем в общении со взрослыми и сверстниками.
Реализация педагогических технологий должно проходить через ведущую деятельность дошкольного возраста – игровую. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
По определению Г. К. Селевко [1], игровая технология - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением Игровые технологии имеют различную направленность:
• дидактические – формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности;
• воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности;
• развивающие – развитие внимания, речи, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;
• социализирующие – приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды, саморегуляция.
В настоящее время существует достаточно много педагогических игровых технологий эффективной социализации детей [1]. Так, например, Н. П. Гришаева выделяет такие игровые технологии как: «Клубный час», «Ситуация месяца», «Социальная акция», «Дети-волонтёры» и др. Перечисленные педагогические технологии осваиваются через организованную деятельность детей (занятия, экскурсии, тренинги); совместную деятельность взрослых и детей (драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы); свободную самостоятельную деятельность детей (сюжетно-ролевые игры).
В своей работе я осваиваю педагогическую игровую технологию «Дети-волонтёры», задачи которой заключаются в следующем: «развитие навыков общения в разновозрастном коллективе; развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего, в отношении младших детей; создание такой ситуации развития, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя» [1].
Работа по данному направлению началась в начале учебного года с проблемной ситуации: «Как помочь детям младшей группы адаптироваться к условиям детского сада». Этим вопросом воспитанники моей группы задались, потому что они каждый день наблюдали за процессом адаптации малышей. Они пожелали им помочь адаптироваться к условиям детского сада, вместе играя, проявляя к ним заботу.
На первом этапе дети познакомились с малышами: рассказали стихотворения, поиграли. На втором этапе началась работа по совместному разучиванию потешек, прибауток, стихов, пальчиковой гимнастики. Воспитанники подготовительной группы с удовольствием обучали детей потешкам, играли с ними, рисовали (коллективная и индивидуальная работа). Также они помогают им подготовиться к прогулке: одевают, следят за внешним видом, помогают снять верхнюю одежду после прогулки. Дети-волонтеры с удовольствием приносят и показывают малышам игрушки пальчикового театра, разучивают мини-сценки из русских народных сказок. Дети старшего возраста любят ухаживать за малышами: моют им руки, протирают столы после занятий, подправляют одежду, убирают за ними игрушки. В процессе реализации данной технологии воспитанники обоих групп имели возможность социального взаимодействия друг с другом. Итоговая форма работы будет проведена в конце учебного года. Для эффективной реализации данной технологии необходимо составить ежедневный и еженедельный план посещения старшими детьми младших.
Проработав в течение года по освоению педагогической игровой технологии «Дети-волонтеры», я заметила, что мои воспитанники с удовольствием принимают участие в постановках сказок; стараются выучить стихотворения больше чем обычно, чтобы прочитать малышам; у многих установились крепкие связи с малышами. Стараюсь организовать процесс таким образом, чтобы инициатива деятельности исходила от детей. Так, например, они сами выбирают сказки для драматизации, песни и т. д.
Среди воспитанников своей группы я стараюсь организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы формы работы были максимально приближены к реальности. Например, играя в игру «Магазин», мы сходили с детьми в продуктовый магазин, где они осваивали роль покупателей. Это было целое образовательное событие для детей, которое полностью их захватило, впечатлениями они делились еще долго. Играя в сюжетно-ролевую игру «Театр», мы сходили на спектакль «Муха-Цокотуха» в театр юного зрителя г. Кызыла. Детям очень понравилось и мы не раз были зрителями актеров ТЮЗа. «Больница» - тоже одна из любимых игр детей. чтобы заинтересовать детей я часто играю в «пациента», «врача». Ребятам очень нравиться играть совместно со взрослым.
В процессе своей работы я очень большое внимание уделяю такой форме работы с детьми как «чтение художественной литературы». Поэтому систематическое посещение детской библиотеки нашего города стало любимой традицией нашей группы: постоянно ходим на экскурсии, выставки, познавательные занятия или просто «читаем» книги. Кроме этого, я стараюсь, чтобы дети набирались опыта, выступая перед публикой. Так, один из воспитанников выступил с докладом «Мой любимый город - Кызыл». После выступления дети имели возможность задать друг другу вопросы. Также ребята узнали много интересного о Бай-Тайгинском кожууне нашей республики. Выступления о родном крае было организовано таким образом, что ребята имели возможность узнать не только о столице нашей республики, но и о других уголках Республики Тыва. Очень похвально, что ребенок закончил свое выступление чтением стихотворения «Богатая Бай-Тайга» (автор: Л. Б. Чадамба).
Дети принимают активное участие во всех проводимых мероприятиях, у них значительно повысилась активность, они стараются узнать что-то новое, с удовольствием выполняют с родителями задания. Подытоживая вышенаписанное хочу отметить, что работа по развитию социально-коммуникативных способностей детей продолжается.
Библиографический список:
1. Гришаева, Н. П. Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет : система реализации, формы, сценарии : методическое пособие. [Текст] / Н. П. Гришаева. – М. : Вентана-Граф, 2017. - 320 с.
2. Коротаева, Е. К вопросу о позитивной социализации ребенка дошкольного возраста. [Текст] / Е. Коротаева, Н. Серебрякова. - В сборнике: Детство, открытое миру: актуальные вопросы образования сборник научных материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции. ответственный редактор Е. В. Коротаева. 2016. С. 77-80.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс] : Режим доступа - https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. (Дата обращения: 24.03.2018).