Ольга Валерьевна Аксёнова
Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является важной ступенью для развития речи
ребёнка. В этот период совершенствуется звукопроизношение, расширяется
активный словарь, речевые фразы становятся развернутыми и полными.
Концепция дошкольного воспитания говорит нам о том, что основной
задачей воспитания и обучения в дошкольном детстве стоит овладение речью,
Публикация «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
как основой для всего психического развития ребёнка. Дошкольник более
всего восприимчив к усвоению речи и определенный уровень знаний и
навыков должен быть достигнут к старшему дошкольному возрасту (5-7 лет).
Если уровень овладения родным языком не будет достигнут к этому времени,
то дальнейшее развитие ребенка не может быть успешным в дальнейшем.
Ведь от уровня овладения речевыми навыками, культуры речи (разговорной
и письменной, умения использовать стилистическое многообразие языковых
выразительных средств зависит успех будущего становления личности в
общественной жизни.
Начало речевого общения происходит в семье. Ребёнок общается с
родителями, с родственниками. После поступления в детский сад круг его
общения расширяется, здесь он общается со сверстниками, с педагогами и
другими работниками образовательного учреждения. Но, всё равно, главным
эталоном общения будут родители. Поэтому перед родителями и педагогами
лежит важная задача, а именно, воспитывать у ребёнка культуру общения не
только с помощью занятий и игр, но и собственным примером, чтобы
ребёнок видел на конкретных ситуациях как можно себя вести, а как нельзя.
Ребёнок в старшем дошкольном возрасте уже обладает
активным словарем культурных слов и должен использовать их в
межличностном общении со взрослыми и сверстниками, сопровождать свои
действия речью и фиксировать её результаты. Коммуникативные функции в
этом возрасте усложняются и речевые навыки переходят в режим
автоматизма. Ребёнок уже не должен задумываться, что нужно сказать при
входе в помещение, при прощании и так далее. Если старший дошкольник не
употребляет в речи слов культурного обращения, то ему необходимо
объяснить и показать на примере закономерности речи и лучше всего, если
это будет проходить в форме игры. Тогда ребенок не будет воспринимать это
как учебное задание, а примет это как игровые правила и будет стараться их
выполнить.
У ребёнка не сможет сформироваться опыт культурного общения, если
он не взаимодействует и не общается со сверстниками. Здесь подойдет
любой вид деятельности, направленный на развитие коммуникативной
функции детей : игровая, трудовая, изобразительная, чтение художественной
литературы или прогулка на улице. Во все времена в учебные компоненты
должна быть включена работа по культуре речи, так как мы не можем
изолированно учить быть культурным, ребёнок должен это отрабатывать на
речевой практике со сверстниками и применять свои знания в любой
жизненной ситуации. Например, мы можем научить ребёнка здороваться при
входе в группу, а что, если он придет в магазин. Надо ли ему здороваться и
быть вежливым?
Еще педагогам и родителям необходимо помнить, что речь человека не
бесстрастна, она несёт в себе выразительность, выражающую эмоциональное
состояние ребёнка в данный момент. И необходимо развивать не только
культуру общения, но и эмоциональную культуру речи, так как она имеет
огромное значение в жизни человека, и особенно ребёнка.
Таким образом, необходимым условием для развития культуры
коммуникативного общения является наличие межличностного общения со
сверстниками и взрослыми людьми, при котором формируются черты
человека, готового к вхождению в социум: навыки общественного поведения, взаимопомощь, товарищество, такт и сдержанность. Во время коллективного
труда со сверстниками ребёнок научится трудиться и достигать поставленной
цели, а при общении со взрослыми он научится правилам поведения, такту,
сдержанности. Жизненные ситуации, которые возникают в процессе общения
детей старшего дошкольного возраста, создают ту атмосферу, в которой
ребёнок развивается и приобретает навыки культурного речевого общения,
начинает понимать, что рядом с ним такие же дети как и он, и нельзя их
толкать, ругаться с ними, а нужно вести себя вежливо, тогда и в ответ
получишь вежливое обращение и помощь. Ведь только тогда, когда ребёнок
начнет подчинять свои желания и поступки требованиям других, у него
начнёт развиваться основа для усвоения норм культурного поведения в
обществе.