Татьяна Онтужева
Консультация для воспитателей «Специфика формирования представлений о величинах у детей шестого года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Старшая группа занимает особое место в детском саду. Задача воспитателя заключается, с одной стороны, в систематизации знаний, накопленных детьми, и изучении общего уровня их развития в результате всей предшествующей воспитательно-образовательной работы, а с другой стороны, в психологической подготовке детей к школе, требующей перестройки личности ребенка.
Публикация «Консультация для воспитателей „Специфика формирования представлений о величинах у детей шестого года жизни“» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Воспитатель года
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
К рассмотрению всех программных задач старшей группы, в том числе и в области элементарных математических знаний, нужно подходить, с одной стороны, с позиции обобщения и систематизации, накопленных детьми знаний, а с другой – с позиции подготовки детей к работе в подготовительной группе и школе, преемственной связи в знаниях.
В режиме старшей группы первый месяц работы, как и в предшествующих группах, подлежит посвятить образовательной деятельности, обеспечивающим повторение программного материала средней группы и выявление уровня знаний и навыков детей, только что поступивших в детский сад. Возможно, что окажется необходимым провести с этими детьми дополнительные занятия, чтобы устранить некоторые пробелы. Однако подобные занятия не следует проводить длительное время: в процессе совместной работы происходит не только обучение, но и взаимообучение детей.
Работа в старшей группе направлена в основном на систематизацию и уточнение накопленных детьми знаний. Дети упражняются в выделении разных параметров в окружающих предметах (длина стола, ширины доски, высоты шкафа; находят длину, ширину, высоту коробки в разном положении; ширину, длину картины, висящей на стене или лежащей на столе и т. д.).
Дети сравнивают несколько предметов по размерам накладыванием, прикладыванием, измерением. Понимают, что такое условная мерка, умеют самостоятельно измерять. Устанавливают ряд размеров по одному из параметров (длине, ширине, высоте, толщине).
Дети размещают предметы по размеру, правильно характеризуют относительный размер каждого из них: больше, чем…; меньше, чем… и т. д. Понимают, что количество не зависит от размеров и расстояния между предметам.
В старшей группе количество упорядочиваемых в ряд предметов увеличивается до десяти, а разница их размеров еще более уменьшается (от 3 до 1 см). Усложнение заданий состоит в том, что одни и те же предметы размещаются в ряд то по одному, то по другому признаку (например, палочки сначала раскладываются по длине, а затем по толщине). Другое усложнение заключается в том, что указанный воспитателем предмет в ряду сравнивается не только с соседним, но и со всеми предшествующими ему или последующими. В результате этого ребенку становится понятным, что каждый элемент в ряду меньше (больше, чем все предыдущие, и больше (меньше, чем все последующие. Так происходит осознание не только относительности размера, но и транзитивности отношений между упорядоченными элементами.
«Мерка», равная «лишнему кусочку», используется для определения различий между соседними элементами ряда. Так устанавливается постоянство равенства различий как существенного свойства упорядоченного ряда. Можно дать задания: достроить ряд, построить его от промежуточного элемента, нарисовать ряд до и после его упорядочивания, найти место пропущенного или лишнего элемента в ряду, вставить в уже построенный ряд промежуточные элементы, преобразовать восходящий ряд в нисходящий и наоборот, найти соответствие между несколькими рядами, составить ряд из парных элементов и так далее. С этой целью проводятся игры «Что изменилось?», «Угадай, которого не хватает», «Найди свое место».
Дети старшей группы выполняют более сложные задания на развитие глазомера: найти на глаз предметы большего или меньшего размера, чем образец; подобрать два предмета, чтобы вместе они были равны образцу и другие. Постепенно расширяют и площадь, на которой осуществляется поиск предметов нужно размера.
Упражнения в установлении транзитивности отношений порядка проводятся также с помощью игр, требующих от детей смекалки и сообразительности.
«Кто первый?» - «Мишки (или матрешки) забыли, кто за кем стоял. Первый должен быть меньше второго, а второй меньше третьего. Какого размера первый мишка? А третий?»
«Чья коробочка?» - «У меня три коробочки от заводных игрушек: курочки, цыпленка и утенка. Курочка больше утенка, утенок больше цыпленка. Какая коробка утенка? Поместится ли курочка в коробку утенка? А утенок в коробку цыпленка?»
Известно, что каждый человек в своем индивидуальном опыте при решении разнообразных жизненных задач, так или иначе, изменяет величину предметов. Ребенок практикуется в этом постоянно в самых разнообразных видах деятельности: в процессе лепки, при создании различных построек из снега и песка, в конструировании, при изготовлении игрушек и т. д. Складывающийся таким образом опыт изменения величины предметов вряд ли достаточен. Необходимы специальные упражнения, в процессе которых деятельность, направленная на изменение величины, связывается с выяснением количественных отношений. Такие упражнения лучше всего проводить во второй части занятия – в процессе работы с раздаточным материалом. Воспитатель организует действия по комплектованию, уравниванию по величине определенных предметов. С этой целью он учит пользоваться образцом, меркой – посредником и несколько позже условной меркой, которые выступают как средство преобразования объекта (например, из равных по длине полосок надо сделать разные, и наоборот). Для того чтобы придать деятельности детей определенный смысл, все задания по изменению величины предметов должны иметь совершенно конкретную направленность на результат: изготовить для кукол в соответствии с их размером ленточки для бантиков и т. д.
Такие упражнения позволяют ребенку понять, что происходит при изменении одного из измерений при сохранении массы в целом (раскатали столбик пластилина, он стал длиннее, но тоньше).
Таким образом, у детей старшей группы формируется дифференцированное восприятие трех измерений, умение упорядочивать предметы по их размерам, понимание относительности и изменчивости величины.