Екатерина Подковенко
Критерии развития детей 3-го года жизни.
▼ Скачать + Заказать документы
Критерии развития детей 3-го года жизни
Возраст 2 г. – 2 г. 6 м.
Общая моторика. Хорошо бегает; удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу, учится спускаться по наклонной доске самостоятельно; спрыгивает с предмета высотой 10-15 см., приземляясь на обе ноги; поднимается и спускается с лестницы; перешагивает небольшие препятствия; бросает мяч двумя и одной рукой в разных направлениях, толкает неподвижный мяч ногой, ловит с близкого расстояния; играя поднимается на носочки, ходит на цыпочках; катается на 3х колесном велосипеде.
Публикация «Критерии развития детей 3-го года жизни,» размещена в разделах
Тонкая моторика. Работает с пластилином, глиной, влажным песком: лепит примитивные формы (щипковыми движениями); рисует «пальчиковой гуашью», удерживает карандаш и кисть тремя пальцами для рисования вертикальных и горизонтальных штрихов, мазков, может нарисовать кривую и закругленную линию; играет мелкими предметами; складывает, перебирает крупинки, бусинки, пуговицы, при захвате пользуется большим, указательным, средним пальцами хорошо держит ложку и совершает вращательное движение кистью при зачерпывании жидкой пищи; намыливает руки мылом, при умывании трет лицо ладонями. Когнитивное развитие. Строит башню из 6-8 кубиков; ориентируется в контрастных величинах по убыванию-возрастанию в пределах 3-4 предметов (кубики, кольца, пирамидки, соотнося их по размерам «больше – меньше»; соотносит конфигурацию объемных геометрических предметов с их плоскостным изображением («Почтовый ящик», подбор крышек к коробкам); ориентируется в 4-х основных цветах и некоторых оттенках, подбирает по образцу, может назвать 1-2 цвета; часто пытается использовать один предмет для воздействия на другой (бьет молоточком по дощечке, стерженьку, «как взрослый мастер»); различает «один – много», начинает формироваться понятие о числе («два», «пара»); учится подбирать парные картинки, называет многие картинки по темам: «животные», «посуда», «одежда», «мебель». Навыки поведения. С интересом слушает короткие стихи и рассказы, смотрит по телевизору мультфильмы и детские передачи; внимательно слушает музыку, песни, выражая свое отношение активным движением или состоянием зачарованности, умиротворения; выражает несогласие с взрослым словом; выполняет указания взрослых «собери игрушки», понимая слова «хорошо», «плохо»; дает себе оценку «хороший», «красивый»; ребенок начинает воспринимать оценку своей речи со стороны взрослого и может по образцу изменять, усложнять используемые им в обиходной речи слова. Навыки самообслуживания. Хорошо держит ложку в ладони и аккуратно ест, не обливаясь; Частично одевается и раздевается; Самостоятельно надевает носочки, шапочку, с небольшой помощью взрослого – обувь (без шнурков); может снять расстегнуть одежду; Контролирует свои физиологические потребности, сообщая о них определенными словами; Подражает действиям бытовых действий близких людей: сметает крошки со стола, вытирает тряпочкой «лужицы». Социально – эмоциональное развитие. Играет самостоятельно, проявляет фантазию; производит несколько непоследовательных игровых действий, связанных между собой одним простым сюжетом (начинается «сюжетная игра»); выбирает для игры рядом со сверстниками аналогичные игрушки («параллельная игра»); любит совершать действия, производящие изменения в окружающей среде (включает, выключает свет).
Игра. Распознает эмоциональное состояние близких людей, реагирует на них; подражает взрослому, жалеет плачущего ребенка; использует для выражения своих чувств определенные жесты, эмоциональные слова и интонации; эмоционально предвосхищает результаты знакомых действий, избегает неприятных событий, ситуаций; злится при ограничении свободы движений; удерживает внимание взрослого или другого ребенка (жестами, улыбками, заглядывает в глаза).
2 г. 6 м. – 3 г.
Общая моторика. Меняет темп, направление и характер движения во время ходьбы и бега, может одновременно выполнять два разных движения (топать и хлопать); самостоятельно удерживать равновесие, спускаясь по наклонной доске; может пройти несколько шагов на цыпочках; подпрыгивает на двух ногах; может несколько мгновений удержать равновесие, стоя на одной ноге; перепрыгивает или легко перешагивает невысокие препятствия (до 10-15 см.); хорошо бросает и «футболит» мяч. Тонкая моторика. Рисует карандашом, держа его как взрослый; изображает на бумаге круговые, вертикальные и горизонтальные линии; срисовывая, начинает копировать более сложные формы («круг», «крест», к 3 г. рисует человека («головоног»); самостоятельно раскатывает «колбаски и шарики» из пластилина, лепит примитивные фигурки по своему замыслу; ловко складывает и достает мелкие предметы из ящика, бутылочек; собирает 4-6 формочек, вкладывая меньшую в большую; пользуется детскими ножницами. Когнитивное развитие. Строит башенку из большого числа кубиков (до 10 шт.); строит более сложные, чем раньше, конструкции по собственному замыслу; находит 5-6 парных картинок из 10; вместе с взрослыми играет с разрезными картинками из 2 частей; вылавливает магнитной удочкой рыбок; может называть некоторые из 4-х основных цветов и некоторые геометрические фигуры в игре; собирает пирамидку из 4-8 колец, учитывая размер; имеет представление о числе (показывает и говорит «1, 2, 3, много, мало») называет около 50 изображений по темам: «животные», «люди», «одежда», «транспорт», «мебель». Навыки поведения. Использует обиходные предметы по назначению, знает их название и многие называет самостоятельно; умеет приветствовать людей и употреблять слова «спасибо», «пожалуйста»; соблюдает элементарные правила поведения на улице, в д\с, дома; поддерживает порядок; проявляет терпение, выполняет указания «подожди»; противопоставляет себя другим, начинает говорить о себе «я». Навыки самообслуживания. Быстро одевается и раздевается с помощью взрослого (застегивает 1-2 пуговицы, самостоятельно обувается и снимает вещи без застежек); знает, где хранится одежда и обувь, относит ее на место по просьбе взрослого; складывает свою одежду на стульчике; по просьбе убирает за собой игрушки и мусор. Социально – эмоциональное развитие. Подражает сверстникам в игре; участвует в простых групповых играх, развивающих речевые и двигательные навыки; играет в сюжетно – ролевые игры (берет на себя роль «мамы», «врача»); проявляет инициативу в игре; возрастает роль воображения и фантазирования в игре («творческая игра»); подражает большому количеству действий взрослых с предметами быта. Игра. Знает свою половую принадлежность; проявляет отзывчивость; управляет поведением взрослых путем «детских истерик», «вспышек гнева»; испытывает яркие эмоциональные переживания в играх с детьми и при просмотре телевизора и т. п. ; воспринимает через собственные эмоции понятия «больно», «холодно», «хочется»; Запоминает прежние эмоциональные впечатления.