Папки-передвижки

Особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста

Елена Цуранова
Особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Диалогическая или разговорная речь является основным видом речевого взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, служит фундаментом для образования монологической связной речи.

Для ребенка диалог - основа познания родной речи, школа общения. Он сопутствует и охватывает все стороны его жизни, все отношения, он фактически, являет собой основу развивающейся личности.

Публикация «Особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В дошкольном возрасте дети овладевают, первоначально, диалогической речью. Диалогическая речь обладает своими особенностями, которые проявляются в употреблении языковых средств, возможных в разговорной речи.

У детей старшего дошкольного возраста умения вести диалог достигает достаточно высокой степени. Формируется способность принимать участие в беседе, с интересом слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Участвуя в диалоге, дети проявляют умения подавать уместные реплики, в зависимости от характера вопроса давать краткий или развернутый ответ. Они более оживленно принимают участие в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, в достаточной степени аргументируют свою точку зрения, убеждают и исправляют ответ товарища, высказывают суждения и умозаключения. Демонстрируют умение правильно формулировать вопросы. Время разговора значительно увеличилось за счет выросшего багажа знаний и высокого познавательного интереса.

Между тем во время игровой и других видах самостоятельной деятельности речевая активность детей заметно снижается. В речи детей преобладают простые по своей структуре выражения. Самостоятельные высказывания имеют форму просьб, указаний и распоряжений. Причину этого можно объяснить переходом внешней речи во внутреннюю.

В речевом развитии дошкольников именно диалог со сверстниками обладает особым значением. Только в общении друг с другом они чувствуют себя по-настоящему раскованными, свободными и равными. В диалоге со сверстником максимально приходится ориентироваться на индивидуальные особенности товарища, принимать во внимание его возможности вследствие чего произвольно выстраивать свое высказывание, применяя контекстную речь.

В разговоре со сверстниками рождается содержание, которым индивидуально не обладает ни один из партнеров, оно появляется лишь во взаимодействии. Именно в диалоге они учатся самоконтролю, самодеятельности, самоорганизации.

Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности. А. В. Чулкова в своих исследованиях отмечает, что дети в этом возрасте испытывают радость от общения. Они могут использовать различные типы предложений, пользоваться прямой речью. Диалоги старших дошкольников имеют более сложную структуру по сравнению с детьми младшего возраста, однако они еще малосодержательны.

Под воздействием развивающейся мыслительной деятельности изменяется содержание и форма речи детей. Проявляется способность выделять основные признаки и свойства предмета или явления, дети демонстрируют умение достаточно полного и детального анализа их.

У детей продолжает активно формироваться культура общения. Они учатся называть взрослых на «вы» и по имени отчеству, называть детей ласковыми именами, во время разговора смотреть в глаза собеседнику, не опускать голову, разговаривать спокойно, не повышая голос, не перебивать и не вмешиваться в разговор взрослых; быть вежливыми и приветливыми без навязчивости.

В старшем дошкольном возрасте дети осваивают разнообразные формулы речевого этикета, употребляют их без напоминания.

Они демонстрируют умение вступать в речевое общение различными способами :

сообщать о своих впечатлениях, переживаниях и т. п. ;

задавать вопросы;

мотивировать собеседника к общей деятельности.

Формируется умение разумно и уместно использовать интонацию, мимику, жесты.

У старших дошкольников, значительно повышается уровень инициативности в общении, появление взрослых не остается незамеченным и применяется ими для получения интересной и полезной для себя информации.

Общение в этом возрасте становиться средством освоения норм поведения, способом познания своего внутреннего мира, способом определения настроения и эмоционального состояния ребенка. Попытки сделать свою речь более выразительной объясняются стремлением детей привлечь к себе внимание. Они осваивают новые средства выразительности – сравнение, метафору, эпитет.

В процессе диалогического общения ребенок использует все части речи, совершенствуется грамматический строй языка, обогащается словарь, развивается фонематический слух. По мнению Л. П. Якубинского диалог, не только форма речи, он еще и разновидность человеческого поведения. Как форма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ребенка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно.

В процессе освоения диалогической речи у детей активно развивается и монологическая речь. Дети могут последовательно и связно пересказывать знакомые произведения составлять рассказы или рассказывать о событиях. Важнейшим результатом развития речи ребенка на протяжении всего этапа дошкольного детства считается то, что к концу этого этапа речь превращается в истинное средство, общения и познавательной деятельности.

В развитии диалогической речи старших дошкольников можно выделить следующие особенности :

- речь, приобретает внеситуативный характер, становится универсальным средством общения;

- возрастает выразительность речи;

- дошкольник учится последовательно и связно формулировать собственные мысли, рассуждения становятся способом решения интеллектуальных задач, а речь средством познания и орудием мышления;

- речь становится особой деятельностью, у которой есть свои виды: рассказы, рассуждения, беседы и слушание.

Делая выводы можно отметить, что дети довольно легко усваивают диалогическую речь, так как слышат ее в повседневном общении.

Ежедневно общаясь с взрослыми и сверстниками и в ходе специального обучения приемам ведения диалога, к концу дошкольного детства дети овладевают целым рядом диалогических умений :

- они проявляют инициативу в общении с собеседником, достаточно быстро реагируют на реплики, пользуются всевозможными их видами (сообщение, просьба, дополнение, вопрос и т. п.);

- беседуют на разнообразные темы, поддерживают беседу на заданную тему, не отвлекаются от нее, аргументируют свою точку зрения, оценивают предмет разговора, переспрашивают;

- говорят, доброжелательным тоном, с умеренной громкостью, спокойно;

- владеют многообразными формулами речевого этикета, употребляют их без напоминания;

- используют мимику и жесты;

- проявляют умение общаться в коллективе, в паре.

Речь дошкольников становится более выразительной и грамотной. Участвуя в диалоге, дети используют все части речи.

Важнейшим результатом развития речи ребенка на протяжении всего этапа дошкольного детства считается то, что к концу этого этапа речь превращается в истинное средство, общения и познавательной деятельности.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речи Предлагаю фрагмент занятия, связанного с социально-бытовой ориентировкой и направленного на формирование коммуникативной функции речи. Для.

Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» Проблема исследования обусловлена тем,.

Гендерные особенности развития детей старшего дошкольного возраста в физическом воспитании ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ Колесникова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ.

Конспект организованной деятельности «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста»Конспект организованной деятельности «Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста» Воспитатель: Леонова Ирина Сергеевна Программа «От рождения до школы» Н. Е. Васильева, Т. С. Комарова, М. А. Веракса. Основная образовательная.

Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения прогулок в соответствии с ФГОС В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных образовательных областей,.

Особенности развития речи детей старшего возраста Особенности развития речи детей старшего возраста Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы,.

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализации Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализации. 1 слайд. Темой моего самообразования является «Развитие.

Специфические особенности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Это является.

Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время отмечается необходимость развития творческих.

Теоретические основы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста Введение На современном этапе развития нашего общества обострилась потребность в инициативных и коммуникабельных людях, которые могут активно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 января 2017 в 06:13
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Цуранова (УИ 373021) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД