Оксана Драгункина
Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время отмечается необходимость развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Стремление к творчеству присуще детям и проявляется во всем, чем бы они не занимались. В то же время формирование творческих способностей составляет важнейшую задачу дошкольного воспитания. Вся организация жизни ребенка должна стимулировать творчество. Окружающие ребенка взрослые своим отношением к детям, вниманием к их деятельности создают необходимую для творчества атмосферу раскованности и свободы самовыражения. Этому способствует поощрение детского экспериментирования, побуждение детей к инициативности и самостоятельности во всех видах деятельности, одобрение оригинальных творческих решений.
Публикация «Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
По мнению Н. С. Лейтеса, способности – свойства, которые не могут развиться без активности самого ребенка и без его собственных усилий по регуляции совей активности – в этом главное условие роста способностей. Годы детства – годы созревания и быстрого психического развития – отличает легкость и вместе с тем прочность формирования некоторых свойств, чрезвычайная отзывчивость на окружающее. При этом возрастное развитие представляет собой последовательный ряд переходов от одной его ступени к качественно другой. Сменяющиеся периоды детства – прежде всего своеобразные эпохи жизни со своими, присущими именно данным периодам возможностям.
Развитие креативных способностей дошкольника протекает отнюдь не по пути движения от «нетворчества» к «творчеству» или от «творчества более низкого порядка» к «творчеству более высокого порядка». В этом развитии В. Кравцов и В. Синельников усматривают, прежде всего, процесс овладения ребенком созидательным потенциалом человеческого рода, складывающимся от поколения к поколению. Этот потенциал воплощен в системе универсальных творческих способностей людей, которые ребенок осваивает и модифицирует в рамках разных видов своей деятельности. Отсюда представляется возможным оценивать процессуальную сторону детского творчества путем выявления особенностей и уровней их освоения дошкольниками.
В педагогической психологии имеется ряд фундаментальных работ, посвященных изучению творческих способностей. Общие вопросы определения сущности творческих способностей, их характеристика рассматривалась в трудах С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Богоявленской, В. Н. Дружинина, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, К. С. Платонова, Н. С. Лейтеса и др.
Аспекты проблемы художественно-творческих способностей затрагивались такими исследователями как Д. Гилфорд, Е. Торренс, Г. В. Лабунская, Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, О. М. Дьяченко, В. Г. Кудрявцев и др.
Детский возраст имеет наибольшее значение для становления способностей. Детям свойственны необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, проявляющееся в частности в творческих играх, рисовании, конструировании, и других видах деятельности, и направленная на создание новых целостностей.
Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Г. Г. Григорьева, она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.
Использование нетрадиционных приемов и материалов рисования в качестве одного из средств развития творческих способностей не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При этом неизвестно, какое изображение получится, тем самым усиливается интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируется деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позиции «творца». Рисуя в нетрадиционной технике, дети начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.
Выявлены отдельные специальные работы, посвященные формированию творческих способностей в изобразительной деятельности: Л. А. Пармоновой, Г. В. Урадовских, О. А. Сафоновой; по развитию творчества и самостоятельности в процессе работы с различными художественными материалами: Е. К. Брыкиной, Т. А. Власовой, И. Л. Головановой, А. В. Игнатьевой.
Однако, несмотря на достаточно полную изученность проблемы в психолого – педагогической литературе, на практике наблюдаются некоторые проблемы: не всегда нетрадиционная приемы и материалы в рисовании используется для формирования творческих способностей детей, не выявлена динамика развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Это противоречие между теорией и практикой позволило нам сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности нетрадиционными приемами и материалами.
Цель исследования – выявить педагогические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности нетрадиционными приемами и материалами
Объект исследования – процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогические условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности нетрадиционными приемами и материалами.
Гипотеза – эффективность процесса развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности нетрадиционными приемами и материалами повысится при условиях:
- использования игровых методов и приемов;
- проведения систематической и планомерной работы;
- создание предметно – развивающей среды, способствующей творчеству.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить и экспериментально проверить эффективность педагогических условий развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
С целью изучения уровня развития творческих способностей у детей 5-6 лет нами был проведен констатирующий этап эксперимента. Исследование проводилось в МБДОУ «Детский сад № 31» г. Новочебоксарск Чувашской Республики. На констатирующем этапе эксперимента использовались три методики: «Дорисуй фигуру» (О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова, анализ техники рисования («Экспресс-анализ и оценка деткой деятельности» О. А. Сафоновой, «Образная память» (Л. Ф. Тихомирова).
Рассмотрим результаты, полученные в ходе диагностики. По данным методики «Дорисуй фигуру» высокий уровень развития творческого воображения продемонстрировали 20% детей в ЭГ и 25% в КГ; средний уровень – 45% в ЭГ и 40% в КГ; низкий уровень – 35% в ЭГ и 35% в КГ.
У детей, показавшие высокий уровень развития творческого образы у детей формировались быстро. Изобразительная линия в рисунках резкая, с сильным нажимом. Продуктивная деятельность воображения высокая. Данная фигура сразу превращалась в какой-либо объект и становилась частью сюжета. Так, дети, листок с изображением двух кругов, превратили в слоненка, которого мама – слониха поливала из хобота водой. Испытуемые получив задание, не отвлекались на рисунки других, создавая свой собственный рисунок. У детей со средним уровнем развития творческого воображения рисунки немного отличались от рисунков детей с высоким уровнем развития творческого воображения. Образы формировались в ходе работы. Изобразительная линия резкая, с сильным нажимом, работой дети были увлечены. Дети дорисовывали фигуру, но схематично, без деталей. Рисунки повторялись как самим ребенком, так и другими детьми. Дети с низким уровнем развития творческого воображения не сразу поняли, что от них требуется. Образы у них формировались медленно. Воображение имело основную направленность на воссоздание и повторность. Изобразительная линия тонкая, робкая. Многие дети не дорисовывали предмет, а рисовали на свободном месте свой рисунок. Изображения были схематичные, повторяли рисунки других детей.
По результатам методики «Дорисуй фигуру» можно сделать вывод о недостаточном уровне развития творческого воображения. Дети не всегда принимают задачу на построение образа с заданным элементом. Для детей характерно контурное, схематичное, лишенное деталей изображение. Часто дети не дорисовывали фигуру, в рисовали что-то свое рядом. Однако многие дети использовали заданную фигуру как второстепенный элемент для создания сюжета, именно такой способ обеспечивал оригинальность изображения.
Данные полученные в ходе анализа техники рисования, свидетельствуют о том, что высокий уровень развития техники рисования показали 25% детей в ЭГ и 30% в КГ; средний уровень в ЭГ составил 50% и в КГ – 30%; низкий уровень – 25% в ЭГ и 40% в КГ. Дети, показавшие высокий уровень развития технических навыков правильно держат карандаш, движения смелые, уверенные, разнообразные. Дети рисуют слева-направо, сверху-вниз и наоборот. Испытуемые очень хорошо рисуют округлые формы, все дети замыкают округлую форму в одной точке. Дети хорошо знают пропорции предмета и учитывают их в рисовании. У детей со средним уровнем развития технических навыков сформировано умение правильно держать карандаш. Но у многих детей рука была напряжена при рисовании. Движения уверенные, хотя не столь быстрые, однотипные. При рисовании округлых форм замыкали круг в одной точке. Воспитанники испытывали затруднения при прорисовывании углов у прямоугольной формы. Дети знают о пропорциях предмета, но не всегда учитывают их. Дети с низким уровнем развития технических навыков не всегда правильно держали карандаш. Постоянно нуждались в напоминании со стороны экспериментатора в правильной постановке руки. Движения правильные, но робкие, несмелые, медленные. Испытуемые не замыкали круг в одной точке. Рисуя прямоугольные формы, углы не прорисовывали. Также дети испытывали затруднения при передаче пропорций предмета.
Таким образом, по результатам диагностики техники рисования, можно сделать вывод о преобладании среднего уровня развития технических навыков детей. Дети в основном все умеют правильно держать карандаш, но испытывают затруднения с основными формообразующими движениями и передачей пропорций частей.
Результаты изучения образной памяти, свидетельствуют о том, что высокий уровень продемонстрировали 25% детей в ЭГ и 35% в КГ; средний уровень – 40% в ЭГ и 30% в КГ; низкий уровень – 35% в ЭГ и 35% в КГ. Дошкольники, отнесенные к высокому уровню развития образной памяти смогли вспомнить от 9 до 12 предъявленных образов. Испытуемые старались запомнить предметы методом ассоциаций. При запоминании дети проговаривали вслух названия предметов, что им очень помогло. Особые затруднения вызвали у детей картинки бабочки и круга в треугольнике. В процессе воспроизведения образов многие дети пытался вспомнить предметы, рассуждая так: «Сверху были часы, кружочек, потом вроде была елочка, машинка, потом внизу пистолет, кубик вроде бы, а еще в само низу домик, кошка смеется, бабочка летает. Так, а еще топор висел сверху вот». Испытуемые, продемонстрировавшие средний уровень развития образной памяти воспроизвели правильно от 5 до 8 предъявленных образов. Следует отметить, что после получения инструкции запомнить нарисованные в черно-белом варианте образы на таблице, дошкольники старались проговаривать эти образы либо молча запоминали рисунки. Больше всего детям исследуемого уровня удалось воспроизвести знакомые им предметы: елочка, кошка, бабочка, машинка, домик, пистолет. Но ни один из воспитанников не мог вспомнить изображение топора и гриба. Некоторые дети в процессе воспроизведения образов, пытались задавать как бы сами себе вопросы: «Что же там еще было?». Дети, продемонстрировавшие низкий уровень образной памяти смогли вспомнить только три образа. Дети в ходе показа таблицы с изображением предметов, не пытались даже всматриваться в образы, они просто держали таблицу примерно 5 секунд и говорили: «Ну, все я запомнил». После определенного времени, дети не смогли воспроизвести, что там было нарисовано. Итак, в результате диагностики «Образная память», мы выяснили, что большая часть детей характеризуется средним уровнем развития объема кратковременной зрительной памяти, что является нормой для этого возраста. При этом дошкольники смогли правильно воспроизвести в большинстве случаев только знакомые им предметы, трудности возникли у многих при воспроизведении геометрических фигур и тех предметов, с которыми они не сталкивались в жизни.
Таким образом, по результатам диагностического обследования мы можем сделать вывод о недостаточно уровне развития творческих способностей детей 5-6 лет. Творческие способности детей этого возраста являются скорее особенностью психического развития детей дошкольного возраста, нежели их индивидуальной характеристикой. Детей отличает большая эмоциональная включенность, стремление искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата. Ребенок с легкостью и, прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит положительным результатам.
Таким образом, по результатам констатирующего этапа эксперимента перед нами встала задача разработать программу формирующего эксперимента с целью развития творческих способностей детей 5-6 лет.
Литература:
1. Белова, Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать / Е. С. Белова. – М., 1998.
2. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. – М. : Academia, 2002.
3. Брыкина, Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами / Е. К. Брыкина. – М. : Педагогическое общество России, 1998 – 147 с.
4. Кудрявцев, В. Феномен детской креативности / В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание - 2006. - № 3.- С. 12-16.
5. Лейтес, Н. С. Способности и одаренность в детские годы / Н. С. Лейтес. – М., 1984.