Получи документы

Гендерные особенности развития детей старшего дошкольного возраста в физическом воспитании

Галина Колесникова
Гендерные особенности развития детей старшего дошкольного возраста в физическом воспитании
▼ Скачать + Заказать документы

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

Колесникова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ – детский сад №44 «Колокольчик», г. Серпухов

Публикация «Гендерные особенности развития детей старшего дошкольного возраста в физическом воспитании» размещена в разделах

Современный, быстро меняющийся динамический мир диктует нам свои правила. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.

На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (англ. Gender – род, который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры. [5.c.20]

В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явления, вырабатывающиеся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.

Гендерное воспитание – это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе половой социализации. Она рассматривается как комплексная психофизическая проблема, включающаяся в себя биологические, психологические и социальные аспекты. [2.c.42]

В наши дни стало актуальным говорить и писать о полоролевом подходе в экономической, политической и социальной сферах жизнедеятельности человека. Тем не менее, толкование гендерных индикаторов не может ограничиваться перечисленными сферами. Назрела необходимость профессионального рассмотрения гендера и в контексте жизнедеятельности детей дошкольного возраста.

Специалисты дошкольной педагогики стараются акцентировать гендерные аспекты во многих видах деятельности детей : игровой, трудовой, познавательной и др. В отношении детей дошкольного возраста подобные исследования вообще единичны. Как считал педагог Ж. Руссо говорил, что «Как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» [3.c.5]

В настоящее время один из центральных направлений в педагогике является личностью – ориентированные подход к каждому ребенку. Гуманизация образования предполагает, что в процессе формирования личности ребенка педагог учитывает все его особенности, в том числе и пол. Физическое развитие дошкольника должно занимать в этом процессе одно из ведущих мест. Учет полоролевых особенностей позволяет добиться высоких результатов в физическом воспитании, не нарушая ход становления личности, заложенных природой.

Ни для кого не секрет, что мальчики и девочки в биологическом и физическом развитии. Более явными становятся различия между мальчиками и девочками в освоении и выполнении движений, в двигательной активности и т. д. Отечественные учёные Ц. Какабадзе, И. Попов, В. Урицкая пришли к выводу, что цель, методы и подходы в физическом воспитании мальчиков и девочек должны быть различны. [3.c.5]

Ученые С. Ярнесакс, Э. Ю. Пээбо, Э. С. Вильчковский выявили, что в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры). Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой. [4.c.45] Мальчики более уверенно ориентируются в новой обстановке, но меньше значение отдают подчинению правилам, они менее терпеливы и аккуратны. Девочки же очень стремятся подчиняться правилам, которые введены, тщательно планируют свою деятельность.

Мальчишескую двигательную активность отличают: простота, угловатость, силовой атлетический стиль, четкая целенаправленность, отсутствие вычурности эстетической завершенности, элементы атаки, нападения, преследования.

Отмечено, что движения девочек чаще всего бывают пластичными, плавными, вычурными, эстетически богатыми (с мимикой, жестами, с элементами боязни, пассивности, более связанными с музыкой, танцами.

Учитывая данные двигательных особенностей мальчиков и девочек, используется дифференцированный подход в реализации задач в направление «Физическая культура». Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. Углубляются понимание половой принадлежности «Я – девочка», «Я – мальчик».

Для учета полоролевых особенностей дошкольников на таких занятиях следует учитывать, что подбор упражнений и оборудования только для мальчиков или только для девочек мальчики занимаются с набивными мячами, на гимнастической стенке, а девочки с лентами, обручем.

Различия по дозировке и по времени выполнения упражнения: мальчики могут отжиматься 10 раз, а девочки 5.

Различия в обучении сложным двигательным движениям, таким как: метание на дальность легче даётся мальчикам, прыжки на скакалке девочкам.

Следует обратить внимание на требования к выполнению одних и тех же движений: у мальчиков больше четкости, они прилагают больше усилий, ритмичности, девочки же наоборот более пластичны, выразительны, грациозны в движениях.

Необходимо сделать акцент внимания детей на мужские и женские виды : мальчики предпочитают подвижный спорт на хоккей, футбол, гонки, а девочки более спокойный такой как фигурное катание, художественная гимнастика, плавание.

Требования в оценке деятельности мальчиков и девочек также не мало важный аспект: мальчикам важно, что именно оценивается в их деятельности, способы выполнения, требованиях к качеству, с девочками чаще стоит прибегать к образцу, имитации, сравнению.

Различия в распределении ролей в подвижных играх: мальчики выбирают мужские роли (медведи, волки т. д., девочки женские (пчелки, лисички, зайки и т. д.). Мальчики бегают друг за другом, бросают предметы, в цель используя при этом всё предоставленное им пространство если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную поверхность: лазание по гимнастической лестнице. В противовес мальчикам девочки играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.

На физкультурных праздниках используется показательные выступления, на которых мальчики демонстрируют свое мастерство в силе, ловкости, быстроте: перетягивание каната, упражнения под музыку с гантелями, маршировка, игры, гибкость в упражнениях под музыку с лентами, обручами.

Формирование нравственных качеств мальчиков и девочек: мальчики всегда стремятся помочь девочкам, у девочек приемлемо материнство заботы о других.

Таким образом современным педагогам необходим обращать внимание на полоролевое воспитание девочек и мальчиков. Физическая культура является не только важнейшим аспектом здоровьесбережения, но и действенным средством гендерного воспитания детей дошкольного возраста. В процессе физического воспитания происходит усвоение в соответствии с полом содержания женской и мужской модели поведения, формирование системы потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способностей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Верекса. Н. Е, Комарова. Т. С, Васильева. М. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы – Москва Мозаика – Синтез., 2012., с. 332

2. Градусова. Л. В., Гендерная педагогика. – Москва., Издательство Флинта., Издательство. наука., 2011., с.

3. Еремеева. В. Д., Хреуман. Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира – Москва., Линка – Пресс., 1998., с. 280

4. Мелихина. Н. А. Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. // научно – практический журнал: Инструктор по физкультуре №2., 2011., с. 111

Публикации по теме:

Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» Проблема исследования обусловлена тем,.

«Роль семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста» Роль семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста Соломникова А. С. инструктор по физической культуре первой квалификационной.

Гендерные стереотипы в процессе коммуникации детей старшего дошкольного возраста Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы по вопросам гендерного.

Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения прогулок в соответствии с ФГОС В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных образовательных областей,.

Особенности общеразвивающих упражнений, укрепление здоровья детей и их роль в физическом воспитании .

Особенности развития речи детей старшего возраста Особенности развития речи детей старшего возраста Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы,.

План по самообразованию «Особенности полоролевого развития детей дошкольного возраста» План работы по самообразованию Воспитатель: Шерстнева Ольга Владимировна Образование: высшее Квалификация: высшая квалификационная категория.

Родительское собрание в старшей группе «Особенности речевого развития у детей старшего возраста» Цель : взаимодействие родителей и воспитателей для развития речи детей, рассказать о направлениях по которым ведется работа по развитию.

Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время отмечается необходимость развития творческих.

Взаимодействие детского и семьи в физическом воспитании детей дошкольного возраста Введение Актуальность исследования. Дошкольное детство - период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гендерные особенности развития детей старшего дошкольного возраста в физическом воспитании
Опубликовано: 12 декабря 2016 в 21:19
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Гендерные особенности развития детей старшего дошкольного возраста в физическом воспитании» (включая файлы) размещена пользователем Галина Колесникова (УИ 447841) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД