Наталия Ишкова
Особенности развития речи детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития речи детей старшего возраста
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Особенности развития речи детей старшего возраста» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Сила родного языка заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром.
Развитие и воспитание дошкольника – это целостный и непрерывный процесс, который нуждается в постоянном внимании педагогов и родителей. Понять, насколько успешно развивается ребенок, какие трудности испытывает на пути приобретения социального опыта, достижении собственного внутреннего мира, возможно при квалифицированном подходе к изучению достижений ребенка. В психологии и педагогике накоплен значительный опыт исследования механизмов психического и физического развития растущего человека. Важно не только подобрать интересный и занимательный материал для занятий с ребенком, важно сознавать, готов ли ребенок к его восприятию, пониманию.
Дошкольник способен к обучению, к работе по определенной программе. "…Но вместе с тем саму программу он по природе своей, по своим интересам, по уровню своего мышления может усвоить в меру того, в меру чего она является его собственной программой. Эта программа должна быть программой единого систематического цикла общеобразовательной работы. Вместе с тем она должна быть преподнесена ребенку в той последовательности, которая отмечает и эмоциональным интересам ребенка, и особенностям его мышления" (Л. С. Выготский).
Дошкольное детство – время первоначального становления личности,
формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
Создание условий, отбор определённых методик и технологий развивающего обучения, получение информации о развитии каждого ребёнка, личностно – ориентировочная модель взаимодействия взрослого с ребёнком – всё это способствует развитию свободной творческой личности. Без обследования детей, без знаний особенностей развития каждого ребёнка невозможно создать идеально психологически комфортные условия.
Занятия по развитию речи в старшей группе содержат следующие блоки:
- развивающая речевая среда;
- формирование словаря;
- звуковая культура речи;
- грамматический строй речи;
- связная речь.
Развитие связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)
Цель:
- развитие свободного общения со сверстниками и взрослыми.
- совершенствовать диалогическую форму речи;
Задачи:
- развитие свободного общения со взрослыми;
- совершенствовать диалогическую форму речи;
-развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями.
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Рекомендуемая литература:
1. Программа «Истоки». – М: Просвещение, 2003.
2. Арушанова А. Г., Речь и речевое общение детей. – М: Мозаика-Синтез, 1999.
3. Арушанова А. Г., Истоки диалога. – М: Мозаика-Синтез, 1998.
4. Арушанова А. Г. Формирование грамматического строя речи. – М: Мозаика-Синтез, 2005.
5. Ушакова О. С., Развитие речи и творчества дошкольников. – М: Творческий центр «Сфера», 2003.
6. Ушакова О. С. и Гавриш Н. В., Знакомим дошкольников с литературой. – М: Творческий центр «Сфера», 2003.