МААМ-картинки

Особенности моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами

Лилия Хизбуллина
Особенности моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами

Проблема изучения особенностей моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста является актуальной. Под моторной сферой подразумевается развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Исследованиями моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами занимались: Архипова Е. Ф., О. В. Правдина, Л. В. Мелехова, И. И. Панченко, Р. И. Мартынова.

Публикация «Особенности моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами» размещена в разделах

В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. Учёные доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Таким образом, следует рассмотреть определение «речь».

Речь – это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы.

М. М Кольцова экспериментально доказала, что при тренировке тонких движений рук речь не только развивается более интенсивно, но и оказывается более совершенной.

У дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами наиболее ярко проявляется недостаточность общей моторики при выполнении сложных двигательных актов, требующих чёткого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственно-временной организации движений. [55]

Дети со стертой дизартрией моторно неловки, ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Неустойчиво стоят на одной какой-либо ноге, не могут попрыгать на одной ноге, пройти по «мостику» и т. п. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб и т. д. Особенно заметна моторная несостоятельность на физкультурных и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключаемости движений. [8]

Также у детей с минимальными дизартрическими расстройствами выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате. Это выражается в: паретичности, спастичности, гиперкинезах, апраксии, девиации, гиперселивации.

Паретичность мышц органов артикуляции проявляются в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т. к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.

Спастичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т. е. вытянуть губы вперед, и др. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный. [9]

Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании поддержать широкий язык на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (т. е. посинение кончика языка, а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.

Апраксия при стертой дизартрии выявляется одновременно в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.

Девиация, т. е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носогубной складки.

Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика. [10]

Исследование неврологического статуса детей со стёртой дизартрией выявляет определённые отклонения в нервной системе, проявляющиеся в форме неярко выраженного преимущественно односторонне, гемисиндрома.

Паретические симптомы наблюдаются в артикуляционной и общей мускулатуре, что связано с нарушением иннервации лицевого, языкоглоточного или подъязычного нервов (Г. В. Гуровец, С. И. Маевская)

В случаях нарушения функций подъязычного нерва отмечается отклонение кончика языка в сторону пареза, ограничивается подвижность в средней части языка. При подъёме кончика языка и средней части языка зазубно средняя часть его быстро опускается на сторону пареза, обуславливая возникновения боковой струи воздуха. У части детей преобладают нарушения функции языкоглоточного нерва. В этих случаях ведущими в симптоматике нарушений являются расстройства фонации, появление назализации, искажение или отсутствие заднеязычных звуков. Существенно при минимальных дизартрических расстройствах страдает голос. [29]

Также у рассматриваемой категории детей отмечается нарушение нервно-психических функций (внимания, памяти, мышления, задержка темпа психического развития наиболее типична для стёртой дизартрии).[32]

Лопатина (1986) представила три группы детей со стёртой дизартрией.

Критериями дифференциации служат качества произносительной стороны речи: состояние звукопроизносительной, просодической стороны речи, а также уровень сформированности языковых средств: лексики, грамматического строя, фонематического слуха. Общим для всех является стойкое нарушение звукопроизношения: искажение, замена, смешение, трудности автоматизации поставленных звуков.

Первая группа - нарушение звукопроизношения (искажения и отсутствия звука). Качество и объём активного и пассивного словаря соответствует возрастной норме. Если рассматривать первую группу детей со стёртой дизартрией в рамках психолого-педагогической классификации (Р. Е. Левиной, то можно отнести их к группе с фонетическим недоразвитием (ФН).

Вторая группа – нарушение звукопроизношения носит характер множественных замен. Активный и пассивный словари отстают от возрастной нормы. Возникают сложности при согласовании имён существительных среднего рода с числительными, употреблении предлогов при словообразовании. По психолого-педагогической классификации Р. Е. Левиной эти дети относятся к группе с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН).

Третья группа – экспрессивная речь у этой группы детей сформирована неудовлетворительно. Отмечаются трудности понимания сложных логико-грамматических конструкций предложений. Отмечаются множественные замены, искажения, отсутствия звуков. Активный и пассивный словари значительно отстают от возрастных нормативов. Дети пугливы, избегают трудностей.

Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. У них отмечается нарушения сна, аппетита. Они плохо приспосабливаются к изменяющимся метеорологическим условиям.

Таким образом, моторная сфера детей с минимальными дизартрическими расстройствами имеет характерные особенности, проявляющиеся замедленными, неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Все двигательные патологические симптомы при данном речевом нарушении проявляются в нерезко выраженной форме. Наиболее ярко моторная недостаточность проявляется при выполнении сложных двигательных актов, требующих чёткого управления движениями. У детей изучаемой категории недостаточно развита кинестетическая и кинетическая основа движений. Также у них выявляются патологические симптомы в артикуляционном, голосовом, дыхательном, отделе периферического речевого аппарата.

Список литературы

1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие [Текст] /Е. Ф. Архипова. - М. ,2006. с. 8-55

2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. —М. : АСТ: Астрель, с. 7-32

Публикации по теме:

Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаДидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возрастаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности моторной сферы у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами
Опубликовано: 22 января 2021 в 10:07
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД