Ирина Гурова
Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая)
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности работы по заучиванию стихотворений c детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата
Игровые методы и приёмы заучивания стихотворений с детьми
(продолжение)
Слуховой метод
Публикация «Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая)» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
Слуховой метод заучивания стихотворного материала подходит тем детям, у которых ведущей является слуховая память. Среди воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата с ОНР есть дети, имеющие нарушения зрения. Наиболее распространённые и привычные педагогам методы наглядного моделирования в работе с ними оказываются недостаточно эффективными. Это и вызывает необходимость применения слуховых приёмов.
- «Подскажи словечко». Взрослый читает стихотворение (двустишие) и останавливается, давая ребёнку возможность подсказать последнее слово.
Мяу! Мяу! – рыжий кот.
Он у бабушки… живёт.
Гав! Гав! Гав! – Лохматый пёс.
Хвост кольцом и чёрный… нос!
Му-му-му – мычит корова –
Молока даю я … много.
- «Подскажи слова». Взрослый читает стихотворение (двустишие) и останавливается, давая ребёнку возможность подсказать несколько слов.
- «Ты словечко (слова) подскажи и всё вместе повтори». Ребёнок подсказывает одно или несколько слов и воспроизводит строку или двустишие целиком.
Мяу! Мяу! – рыжий кот.
Он… у бабушки живёт.
Гав! Гав! Гав! – Лохматый пёс.
Хвост кольцом… и чёрный нос!
Му-му-му – мычит корова –
Молока… даю я много.
- Игры с мячом:
• «Верни словечко». Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит слово, произношение или значение которого необходимо усвоить. Ребёнок повторяет слово и возвращает мяч.
• «Верни строку (слова)». Педагог бросает ребёнку мяч и произносит строку или целое двустишие. Задача ребёнка – повторить слова и вернуть мяч.
• «Вопрос – ответ». Педагог бросает ребёнку мяч и произносит строку с вопросительной интонацией. Ребёнок, возвращая мяч, произносит её утвердительно.
- Повторение строк (двустиший) по очереди: сначала педагог, затем ребёнок, потом снова педагог, после него – ребёнок и т. д. Упражнение можно выполнить два раза (второй раз первую строку произносит ребёнок).
- Повторение строк с разной высотой и силой голоса: «Давай прочитаем эту строку низким голосом, как у медведя… А эту строку прочитаем высоким голосом, как мышка… и т. д.».
- Повторение отдельных строк вместе с педагогом (сопряжено) (при наличии затруднений).
- Чтение по ролям при наличии диалога в тексте.
Дополнительные приёмы для старших дошкольников:
- «Магнитофончик» Сначала ребёнок слушает педагога. Потом педагог и ребёнок повторяют этот отрывок вместе. Потом ребёнок повторяет один, а за ним снова взрослый.
- «Снежный ком» Постепенное увеличение строк при их повторении.
Зрительный метод
Этот метод предполагает использование картинного плана, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения. Это опорные предметные картинки, опорная сюжетная картинка, мнемотаблицы и др. Особенно необходим такой план тем воспитанникам, у которых ведущей является зрительная память. Такой план давался детям после проведённой предварительной работы по содержанию стихотворения, после того, как была дана установка на запоминание.
В самом начале обучения картинки полностью отражают содержание стихотворения. По мере овладения детьми навыками заучивания стихотворения постепенно можно уменьшать количество наглядности.
В большей степени в старшей и подготовительной к школе группах использовались мнемотаблицы, которые я изображала простым карандашом прямо при чтении строк стихотворения (для каждого ребёнка создавался свой вариант). Рисунки создавались схематично, быстро (изобразительные способности взрослого при этом совсем не важны). Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое простое изображение содержания, и на продуктивность запоминания качество изображений особенно не влияет. В этом случае, самое главное – принцип. Затем, по созданному «картинному плану» (мнемотаблице) ребёнок несколько раз воспроизводил стихотворение. Через некоторое время опора убиралась. Использовались в качестве зрительной опоры и готовые картинки.
В подготовительной к школе группе уже можно было привлекать самих детей к схематическому изображению строк. В этом случае нужно попросить подумать ребёнка: «Как бы ты изобразил эту строчку? Что бы нарисовал?». Такой приём хорошо развивает образное мышление и элементы логического.
- Опорные предметные картинки.
В качестве примера привожу варианты их использования в работе с детьми средней и старшей группы (см. в презентации).
- Опорные сюжетные картинки.
В качестве примера в презентации приведено стихотворение, которое использовалось в работе с ребёнком с моторной алалией.
- Мнемотаблицы (примеры приведены в презентации).
- Опорные зрительные сигналы (счётные палочки, фишки и др.).
В качестве примера в презентации приведено стихотворение для автоматизации звука [л’], в котором одна строка повторяется три раза в первой и второй строфах. Ребёнку с ОНР часто бывает сложно воспроизвести нужное количество повторяющихся слов, фраз текста. Поэтому целесообразным является использование вспомогательных предметов. В данном случае, это счётные палочки. Палочки одинакового цвета соответствуют одинаковым строкам текста.
- Опорные буквы (первые буквы первых слов каждой строки).
Это дополнительный приём для старших дошкольников. Буквы располагаются вертикально. Они могут быть написаны, выложены как на столе, так и на доске. Буквы помогают ребёнку вспомнить начало каждой строки.
Весна
Н. Не шумит уж злая вьюга,
С. Стала ночь короче дня,
Т. Теплый ветер дует с юга,
К. Капли падают звеня.
С. Солнце, землю нагревая,
Г. Гонит с нашей горки лед.
Т. Тает баба снеговая,
И. И ручьями слезы льет.
Г. Ладонщиков.
Двигательный метод
В работе с детьми, имеющими различные нарушения опорно-двигательного аппарата, этот метод чаще всего используется как вспомогательный.
Упражнения с движениями:
- Отхлопывание (отстукивание, протопывание, отбивание мячом и т. д.) ритма стихотворения.
- Сопровождение чтения стихотворения движениями, которые предлагает взрослый.
Сапожки
Нарядили ножки Имитация надевания сапожек.
В новые сапожки.
Вы шагайте, ножки, Топать на месте.
Прямо по дорожке. Вытянуть руки вперёд.
Вы шагайте, топайте, Топать на месте.
По лужам не шлёпайте, «Погрозить» пальчиком правой руки.
В грязь не заходите, «Погрозить» пальчиком правой руки.
Сапожки берегите! Наклониться и показать сапожки.
двумя руками.
- Придумывание детьми движений к тексту.
Для такого способа работы удачно подходят многие стихотворения.
Осень
Берёзы косы расплели,
В ладоши клёны хлопали.
Ветра холодные пришли
И тополя затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.
Всё присмирело, съёжилось,
Поникло, пожелтело.
Лишь ёлочка пригожая
К зиме похорошела.
М. Садовская
- Заучивание текста при выполнении графических заданий: обведении изображений по точкам, раскрашивании и т. д.
Дополнительными приёмами для старших дошкольников являются следующие:
- «Смотай из стихотворения клубочек» («Намотай стихотворение на катушку»).
- «Собери (разбери) бусы».
- «Сложи пирамидку».
- «Выложи счётные палочки».
- «Положи камешки на полоску».
- «Узелки на верёвке».
В подготовительной к школе группе используется ещё и логический метод заучивания стихотворения:
- «Перескажи стихотворение своими словами».
Возможны разнообразные варианты применения этого метода, в том числе, в сочетании со слуховым и зрительным.
Практически все методы и приёмы заучивания текстов в равной степени вызывали интерес и эмоциональный отклик у детей. При этом наиболее эффективными оказывались те, которые соответствовали индивидуальным особенностям детей. Так, например, дети, имеющие значительные зрительные нарушения, лучше запоминали стихи с использованием приёмов, относящихся к слуховому методу (2 ребёнка). Для остальных детей ведущим оказался зрительный метод запоминания. Двигательный метод, в основном, использовался как вспомогательный, главным образом, с целью развития координации речи с движениями, чувства ритма, и, в свою очередь, также способствовал более качественному запоминанию текста.
В результате проведённой работы дети успешно выучили все предложенные стихотворения. Обследование функций, влияющих на возможности запоминания стихотворений, показало некоторое улучшение их состояния у всех детей, что отражено в «Картах психического развития».
Литература:
• Батяева С. В., Савостьянова Е. В. Альбом по развитию речи для самых маленьких. - М., 2011,
• Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 1981,
• Валуева Л. А. Как учить стихи с ребёнком? http://znamus.ru/page/u4im_stihi_deti
• Милютина Р. В. Разучивание стихов с детьми с ОНР. http://detsad151.ru/korrektsionnaya-rabota/razuchivanie-stihotvoreniy.html,
• Нищева Н. В. Система коррекционной работы в средней логопедической группе для детей с ОНР. – С-Пб. ,2004,
• Нищева Н. В. Занимаемся вместе. Средняя группа логопедическая группа. - СПб., 2010,
• Селивёрстов В. И. речевые игры с детьми. - М. ,1994,
• Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет с ОНР. - М., 2006,
• Федоренко Л. П., Фомичёва Г. А., Локтарёв В. К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., 1977,
• Колокольцева Е. В. Методы заучивания стихотворений с дошкольниками. http://school4novo.rusedu.net/gallery/133/Metody_zapominaniya_stihov.pdf;
• Гнедой Л. Н. Развитие памяти дошкольников через заучивание стихотворений. Научно-практическая статья. Социальная сеть работников
образования nsportal.ru;
• Бакаева М. Н., Ладная С. М. Развитие опосредованной памяти у дошкольников при заучивании стихов с помощью зрительных опор // «Логопед», 2011 г. ; http://www.logoped-sfera.ru/;
• Жихарева-Норкина Ю. Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звуки «Л», «Ль», «Р», «Рь». – М. : Владос, 2005.